Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
из опыта работы на тему:
«Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ»
Ст.воспитатель ДОУ №53 СО РАН:
Балабанова М.В.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.
Проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм методической работы педагогами ДОУ №53 СО РАН.
Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективность организации методической работы в детском саду, проведенное в 2006 и в 2011 годах, показало, что за пять лет налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит: существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля воспитателя с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:
- традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве
- проблемные семинары
- семинары-практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микрогруппы
- наставничество
- эстафеты педагогического мастерства
- педагогические советы
- повышение квалификации
- инновационные:
- «копилка» педагогического мастерства
- мастер-классы
- проектная деятельность
- создание банка инновационных идей
- стажерские площадки
- творческие конкурсы
- творческая лаборатория молодых специалистов
- издательская деятельность
Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют обучающие семинары: Республиканские, городские, районные, внутрисадовские. К проведению семинаров мы подключаем педагогов и специалистов ДОУ, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков
Формы работы с педагогами:
Работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом:
1 Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.
2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
3 Дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье.
4 Проведение тренингов.
Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.
Соответствие цели форме повышения квалификации
Цель | Форма |
Совершенствование педагогической техники | Семинары, практикумы, школа молодого педагога |
Совершенствование педагогического мастерства | Педагогические мастерские |
Развитие креативных способностей | Творческие группы |
Становление стиля педагогической деятельности | Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги |
Формирование готовности к инновациям | Школа педагогического мастерства |
Формирование педагогической культуры | Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы |
Разработка авторских методик, программ, технологий | Проектировочные семинары |
Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы | Школа педагогического опыта, научно-методические семинары |
Диагностика этого выбора позволяет ст.воспитателю проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога.
Очевидно, верное бытует мнение, что "все течет, и ничего нет более постоянного, чем постоянные изменения". И по итогам диагностического анкетирования педагогов ДОУ №53 СО РАН в 2011 году уже наивысшую оценку получили такие формы работы нашей методической службы с педагогами, как проектировочные семинары, практикумы.
Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.
Сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решили все вопросы, конечно, нельзя. Проблем много.
И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И.Ф. Гербард). Перед каждым учителем Концепцией поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". Задача методической службы - создать условия для успешного решения этой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-249335-1368715520.jpg)
«Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении»
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-148197-1360915469.jpg)
Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»
Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/08/picture-812658-1502193244.jpg)
Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355129-1385478285.jpg)
Педагогический совет «Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий, новых форм работы с детьми»
Педагогический совет для педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-629684-1430641591.jpg)
Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ
laquo;Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ»(выступление на педагогическом совете МАДОУ № 106) Подготовила: воспитатель высшей кв. категории Камчатная С.Н. "Не дай В...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-1211092-1695548224.jpg)
Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами
Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами...