Предметно – развивающая среда ДОУ
статья по теме
Предметно – развивающая среда ДОУ как компонент гуманизации образовательной среды. Понятие "образовательная среда". Предметно – развивающий компонент образовательной среды. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Основные положения личностно – ориентированной модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_-_razvivayushchaya_sreda_dou.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – развивающая среда ДОУ как компонент гуманизации образовательной среды
Сабирзянова Валентина Викторовна,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад №27 «Сказка» МО г.Саяногорск РХ
В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема гуманизации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно – личностного подхода в воспитании. Создание вокруг ребёнка гуманной развивающей социокультурной среды и психологической атмосферы заботы, безопасности, сотрудничества и любви способствует обеспечению максимально благоприятных условий для реализации основных идей гуманно – личностного подхода. На современном этапе проблема гуманизации образовательной среды в ДОУ может рассматриваться как одна из основополагающих.
Чтобы получить образовательную среду, мы должны определить её основные компоненты и то, что должно их связывать, установить моделирующие связи, вписать в эту деятельность детей. Вероятно, только в этом случае можно рассчитывать на то, что образовательная среда станет существенным фактором личностного развития ребёнка.
Под образовательной средой мы понимаем среду, включающую в себя четыре компонента: субъекты образовательного процесса, социальный, предметно – развивающий и технологический компоненты.
Более подробно остановлюсь на предметно – развивающем компоненте.
Данный компонент включает в себя не только разнообразие предметов, объектов социальной действительности, расположенных определённым образом в физическом пространстве, но и те отношения, которые складываются у ребёнка с взрослыми. Всё, что окружает детей, формирует их психику, является источником знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организацию предметно – развивающей среды. Через своё содержание и свойства среда создаёт условия для творческой деятельности каждого ребёнка, среда призвана нести «информацию», которая себя не обнаруживает полностью, а побуждает к её поиску, порождает у детей вопросы, питает инициативу, воображение.
По мнению Л.С.Выготского, предметно – развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а воображаемую, т. е. внутреннюю.
Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно – развивающей среды (Г.Фейн, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Запорожец). Однако предметно – развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.
Мы понимаем предметно – развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребёнку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно – развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создаётся педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.
Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Дж. Маркович: «Каждый из нас, поэтому и человек, и среда, что зависит от угла зрения».
Итак, среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его знаний и социального опыта. При создании предметно – развивающей среды мы исходим из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды.
Деятельность ДОУ строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:
- Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- Эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- Интеллектуальное развитие;
- Создание условий для развития личности;
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- Взаимодействие с семьёй с целью оптимизации воспитательного процесса.
Основные положения личностно – ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно – развивающей среды:
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использованием стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:
- Сборно-разборная мебель,
- Игрушечная мебель,
- Ёмкость для хранения игрушек,
- Развивающие игрушки,
- Мягкие плоскости, подиумы для отдыха,
- Игровое спортивное оборудование,
- Игровые столы сложной конфигурации,
- Трансформируемая мебель,
- Вертикальные разделители,
- Разнообразные виды театра,
- Костюмерная,
- Игрушки – заменители.
Желательно, чтобы игровые зоны имели высокую степень трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, созданием места отдыха, уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды с использованием больших ярких игрушек из различных материалов, элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития». Обеспечивается содержанием предметов и материалов, известных детям, предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомых предметов и материалов.
При разработке предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие характеристики детского сообщества: возрастной состав группы, психологическую характеристику группы (темперамент, их подвижность, наличие лидерства, учёт индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественное соотношение мальчиков и девочек; социальные условия жизни детей в семьях и типы семей; окружающую социальную практику (город, посёлок).
Итак, учитывая общие стратегические принципы организации предметно – развивающей среды, следует отметить, что для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Ещё одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учёта требований образовательной программы, часто из личных предпочтений, причём из женских «предпочтений», так как выбор в основном осуществляется женщинами.
Ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от программы, должны служить основные виды деятельности ребёнка:
- игровая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская;
- двигательная.
Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
- Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
- Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из видов детской деятельности.
Следует помнить: во всех взаимодействиях ребёнка с предметным миром посредником должен быть педагог, в руках которого находятся все нити управления процессом создания образовательной среды и её гуманизации. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её.
И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребёнку осваивать генетические задачи возраста.
Таким образом, организация соответствующей предметно – развивающей среды, наполненной благоприятной атмосферой, способствует овладению детьми компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной), развитию креативности, инициативности, произвольности, формированию самостоятельности и ответственности, самосознания и самооценки, произвольности, создаёт условия для свободы поведения и безопасности воспитанников.
Педагог, придерживающийся гуманистической парадигмы сотрудничает и советуется с дошкольниками, верит в способности каждого ребёнка, радуется вместе с детьми.
Как утверждает Ш.А.Амонашвили гуманная позиция педагога заключается «в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех её проявлениях, т.е. стать её соучастником».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...