Организация уголка природы в группе детско сада
методическая разработка по теме

Организация  уголка  природы

 в  группе  детского  сада.

Природа  с  ее  необычайным  разнообразием явлений, животных  и  растений производит  на  детей  сильное  впечатление. Непосредственное  общение с  природой дает  ребенку  наиболее  яркие  представления , чем  книжки, картинки и  рассказы  взрослых.

Для  постоянного  общения детей  с  растениями в  каждом  детском  саду  должен  быть  оформлен  и  оснащен  уголок  природы. Хорошо  оборудованный  и удачно  расположенный уголок  природы  украшает групповую  комнату, доставляет  удовольствие  детям, дает  возможность  проводить интересные  наблюдения, ухаживать  за   растениями  в  течение  года.

В  уголке  природы  дети  сосредотачивают свое  внимание на  большом  количестве  объектов, что  обеспечивает более  глубокое  их  познание. На  основе знаний  и  навыков, которые приобретают  дошкольники, формируется  интерес  к  природе, бережное  отношение  ко  всему  живому, чувство  ответственности.

При  отборе  растений  в  уголок  природы  мы   педагоги  должны  учитывать  ряд  требований, что  помогает  избежать  ошибок и обеспечивает  эффективность воспитательно-образовательного  воздействия  наблюдений  детей:

·        Растения  должны  быть  типичными для  той  или  иной систематической  или  экологической  группы. Это  дает  возможность  познакомить  детей с  основными, типичными  чертами, условиями или  образом  жизни, характерными для  большой  группы  растений.

·        Растения  должны  быть  внешне  яркими, привлекательными, способными  вызвать  и  удержать еще  не  очень  устойчивое  внимание  детей  дошкольного  возраста.

·        Необходимо  иметь  несколько  экземпляров одного  вида  растений. Это  дает  детям  возможность  увидеть в  объектах  не  только  общие, но  и индивидуальные  признаки , подводит  ребят к  пониманию  разнообразия и  неповторимости живых  организмов.

·        Растения  должны  быть абсолютно  безопасными для  здоровья  дошкольников.

·        Уголок  природы -  место посильного  труда  и наблюдений  детей. Уход  за  го  обитателями  по  качеству и затрачиваемым  силам  и времени должен  быть  доступен  детям  дошкольного возраста (при помощи воспитателя).Поэтому  подбираются  неприхотливые  растения, не  требующие для  своего содержания сложного оборудования.

·        Необходимо  учитывать возможности  нормальной жизнедеятельности,  роста  и  развития  растений в  условиях  помещения дошкольного учреждения с  его  повышенной  температурой, сухостью, наличием  шума.

Размещая обитателей в  уголке  природы, следует  учитывать  их  биологические  особенности и потребности. Так, одни  комнатные  растения  (герань, кактус и др) нуждаются  в  большом  количестве солнечного  света – их  следует  поставить  в  самое  светлое место, другие (узумбарская  фиалка, бегония др) плохо  переносят  солнечные  лучи – их  помещают  в  затемненное  место).

·        При  размещении  растений учитывается  и  эстетическая  сторона: уголок  природы  должен  радовать  глаз, украшать  интерьер  групповой  комнаты. При  этом, объекты  размещаются  таким  образом, чтобы  дети  могли  свободно подходить, наблюдать за  объектами  уголка  природы.

Растения  уголка  природы  младшей  группы ( 3 -4 года).

При  подборе  растений уголка  природы  для  младших  групп детского  сада  педагоги учитывают особенности  восприятия  детьми  предметов – ребенок  прежде  всего  обращает  внимание  на  самые  яркие  и  красивые из  них.

Воспитанники  младших  групп должны  научиться  узнавать   2-3 растения, их  части (стебель, листок, цветок). Дети  привлекаются  к  уходу за  растениями6 поливают  водой, приготовленной  взрослым. Обтирают  влажной  тряпкой крупные  «кожистые» листья растений.

В  уголке  природы младших  групп  размещают  растения,  имеющие  ярко  выраженные  основные  части (стебель и листья) и красиво, обильно  и  долго цветущие (обыкновенная  герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская  роза). Заинтересовываю  детей  и  растения с  пестро окрашенными  листьями. Они  также  имеют четко  выраженный стебель  и  листья, на  которых  можно  учить  детей несложным  приемам поддержания  растений  в  чистоте.

Из  названных  видов  растений  воспитатель  подбирает  на  год 3 – 4 экземпляра. При  этом  в  уголке природы имеется  два  экземпляра одного  вида  растений: дети  учатся  находить  и  узнавать одинаковые  растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растения  уголка  природы в  средней  группе.

В  средней  группе у  детей  формируется  умение  видеть разнообразие  свойств и качеств предметов и  их  частей: дети  четче  различают особенности  растений, знакомятся  с  условиями, необходимыми  для  их  жизни. Увеличивается  количество  растений, которые  узнают  и  называют  дети. В  процессе  ухода  вместе  с  воспитателем дети  приобретают несложные  навыки: поддержание  растений  в  чистоте, правильная  их  поливка. Пополняется  уголок  природы новыми  растениями. Подбираются  комнатные  растения, имеющие  разную  форму и величину  листьев.

Дети  овладевают   новыми  приемами поддержания  растений в  чистоте,  обливание  их  из  мелко  сетчатой  лейки или  опрыскивание  из пульверизатора растений  с  мелкими  листьями, обтирание  листьев  влажной  тряпочкой или  щеткой, имеющие  зазубрины, сухой  кисточкой – опущенные  листья.

При этом  детей  учат определять  зависимость  способа ухода  за  растениями от  характера  листьев: их  величины, количества, поверхности, хрупкости.

В  средней  группе кроме  растений для  уголка  природы младших  групп  помещают  еще  алоэ или  агаву (с  мясистыми  листьями, имеющие  зазубрины по  краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую  герань ( с  узорчатыми  опущенными  листьями)

В  уголке  природы  средней  группы может  бать  до  6-8   видов  растений. Имеются  разные  виды  растений одного  семейства (зональная и душистая  герань, несколько  видов  гераней).

Растения  уголка  природы  старшей  группы.

Знания  детей  старшей         группы  получат  существенные  дополнения. Дети  узнают, что  растения для  своего  роста  нуждаются в  свете, тепле, влаге, почвенном  питании. Если  что – то  не  хватает, то  это  может  привести к  гибели  растения. Детям  объясняется, что  разные  растения  нуждаются в  разном  количестве света, влаги, одни  хорошо  растут  при  ярком  освещении, другие в  тени, одни  нуждаются  в  частом  поливе, другие   надо  поливать  редко. Закрепляется  умение определять  способ  ухода за  растениями  в  зависимости от  характера  листьев  и  стебля. В  содержание  знаний  о  растениях включаются  представления о  некоторых  способах вегетативного  размножения комнатных  растений (размножение  стеблевыми  черенками).

В  уголок  природы  вносится  дополнительный  ряд  растений (при  этом  часть  растений  убирается или  передается в  младшую   или  среднюю группу).

Вносятся  растения  с  разнообразными  стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие  луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида  традесканций, комнатный  виноград, вьющийся  плющ, 1 – 2 вида  кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они  имеют  разнообразные по  форме  и  характеру листья, стебли, цветы; у  них  разные  потребности в  степени  освещенности  и поливе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растения  уголка  природы 

 подготовительной  к  школе  группы.

Основная  задача: знакомство  детей с  природой – формирование у  детей элементарных  знаний о  существенных  зависимостях в  мире  природы.

Дети  знакомятся  с  постоянно повторяющимися закономерными изменениями  в  жизни  растений в  разные  сезоны, с  основными  этапами их  роста  и  развития.

В  этой  группе  продолжается знакомство  с  вегетативным  размножением  растений. Усложняются  способы  ухода за  растениями и  сам  характер  организации  труда (вводится  дежурство  по  уголку  природы). Дети  учатся  видеть  существенные  признаки  предметов, общие  и  индивидуальные, их  вариативность. В  соответствии  с  этим  в  организации  уголка  природы  обращается  внимание  на  разнообразие  растений не  только  по  их  внешнему  виду, но  и  по  их  потребностям в  определенных  условиях  среды.

В уголок  природы  подготовительной  группы  помещаются растения, резко  отличающиеся  по  своим  потребностям: папирус, который 10 месяцев  растет  в  очень  влажной  почве, и  кактус, требующий  не  большого и  редкого  полива, примула  и  традесканция с  большой  потребностью во  влаге и  узамбарская фиалка, поливать  которую следует  весьма  умеренно.

В  подготовительной  группе  детей  знакомят с  листовым  черенкованием таких  растений, как  узамбарская  фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение  луковицами (гемантус, принум, амараллис), размножение  делением  куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким  образом, тщательный  подбор растений  с  учетом особенностей их  внешнего  вида, своеобразия  требований к  среде, способов  размножения, позволяет  проводить наблюдения  и  труд в  природе более  интересным, содержательным и  увлекательным.

 

 

 

 

 

 

 

Объем  знаний  детей  2  младшей группы.

Объем  знаний  и  задачи:дети  должны  знать названия  2 – 3 растений, называть  их  части: цветок, лист. Знать  основные  растительные  группы: дерево, трава. Уметь  рассказывать  о  растениях, отмечая  характерные  признаки – один, несколько, цвет, запах,  листья – большие, маленькие, широкие. Узкие, их  окраска. Находить одинаковые  растения, знать, что  за  растениями  нужно  ухаживать – протирать  листья, поливать  их.

Какие  растения  должны  знать: фикус, бегония, традесканция. Растения  должны  быть похожими на  дерево. траву, неприхотливыми, цветущими, желательно  с  одноцветными  цветками (бегония), с  широкими  плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).

Что  дети  должны  делать: Поливать  растение под  руководством  воспитателя, уметь  правильно  держать  лейку, лить  воду  аккуратно, протирать  листья  влажной  тряпочкой.

Объем  знаний детей

 средней группы.

Объем  знаний  и  задачи:Дети  должны  знать названия   4 – 5 растений, называть  их  части (стебель  или  ствол, ветки. Листья, цветы),уметь  более  точно описывать  растение, отмечать  форму  листьев (овальные, круглые). Знать  основные  растительные  группы: дерево. трава, куст. Дети  должны  различать  растения  и  находить сходство  по  форме. Величине, окраске  листьев и цветов, уметь  различать  изменения в  их  развитии.

Какие  растения  должны  знать: герань, бальзамин, абутион, хлорофитум, циперус. Растения  похожие  на  куст (герань, бальзамин).время  от  времени в  группу вносят  новое  цетущее  растение.

Что  дети  должны  делать: продолжать поливать  растения водой  комнатной  температуры, знать  какое  растение  нуждается  в  поливе, какое  нет (у  одного  земля  светлая, сухая  на  ощупь,  у  другого земля  темная, сырая  на  ощупь).

Объем  знаний  детей  старшей группы.

Объем  знаний  и  задачи:Дети  должны  знать  названия  6 – 7 растений, их  части : бутоны, корни и т .д.Уметь  подробно  описывать  растения, отмечая  расположение  листьев, их  форму, цвет  и  поверхность, а  также  особенности  строения  стебля и цветов (листья  гладкие  или  с  ворсинками, края  листьев  ровные  или  с  зубчиками).Знать, что  от  правильного  ухода  зависит  состояние  растения, что  за  растениями  нужно  ухаживать  по – разному, в  зависимости  от  времени  года.

Какие  растения  должны  знать: Детей  знакомят  с  растениями, имеющими неярко выраженные  признаки различия  и  сходства: с  2-мя  видами  герани, бегонии, а  также с растениями имеющими  различные  виды  стеблей, различную  форму, величину  и  окраску листьев  и  цветов: колеусом, плющом, комнатным  виноградом.

Что  дети  должны  делать: самостоятельно  ухаживать  за  растениями, добиваясь  хорошего  качества  выполнения  работы.

Объем  знаний детей подготовительной группы.

Объем  знаний  и  задачи:дети  должны  знать  названия  многих  растений, подробно  описывать  их внешний  вид,   отмечая  существенные  особенности, называть  наземные  и  подземные  части, знать  о  некоторых  лекарственных  растениях, , происхождении  растений (например  фикуса, амараллиса)., их  жизни  на  родине. Знать  о  роли  света, тепла  и  влаги  в  жизни  растений, об  особенностях  ухода  за  отдельными  растениями      (поливка  в  поддон  луковичных, вреда  или  пользе  опрыскивания).

Какие  растения  должны  знать и с какими рекомендовано  знакомить: С более  прихотливыми, требующими  сложного  ухода (бегония  Рекс, узумбарская  фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань), интересными своим  вегетативным  размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм), легко  размножающимися  черенками ( традесканция, сеткрезии), с разными  подземными  частями  - луковичными, клубнями (кринум, сансевьера).

Что  дети  должны  делать: самостоятельно  ухаживать  за  растениями, добиваясь  хорошего  качества  выполнения  работы. Помогают  воспитателю  при  пересадке  растений – определяют какое  растение  нуждается  в  ней , какого  горшок  нужен  размера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  смотра – конкурса  уголков  природы   

 

№ п/ п

Вопросы  на  контроле

Возрастные  группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Наличие  достаточного количества  растений  в  группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ухоженный  внешний  вид  растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Наличие  инструментов  для  ухода  за  растениями (для  рыхления, мытья, полива)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Расположение  растений  с  точки  зрения  удобства ухода  за  ними и  безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Наличие  аквариума. достаточный  объем  для  содержания  в  нем  рыбок.

Наличие  необходимого  инвентаря  для  ухода  за  ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Наличие  и  оборудование  мини – лаборатории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Наличие  альбомов и  их  сериация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Наличие  природоведческой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Работа  с  родителями  по  вопросам  экологического  воспитания (уголок «Вести  лесовичка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Наличие  обучающих  игр (дидактических) по  экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Эстетичность оформления  уголка  природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество  баллов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детского сада №278 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Организация работы детского сада по детскому туризму

проблемы физического развития и сохранения здоровья детей...

Организация работы детского сада по детскому туризму

проблемы физического развития и сохранения здоровья детей...

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

Организация в детском саду народных праздников

                         Организация в детском саду                      ...


 

Комментарии

В методическом материале представлены требования к уголкам природы в группах детского сада.Имеются критерии для проведения смотра - конкурса уголков природы в детском саду.