индивидуализация предметной развивающей среды
методическая разработка по теме
Использование отдельных компонентов
предметно-пространственной среды дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz._nek._komponetov....doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование отдельных компонентов
предметно-пространственной среды дошкольного учреждения
Подготовила: Козина О.Н., старший воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97»
Компонент | Процесс | Участник |
Приемная | ||
"Здравствуйте, | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых | Ребенок – личность, |
"Уголок именинника" | Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор |
"Звезда дня" | На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты |
"Мое настроение" | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние | Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый |
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" | Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности | Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель |
"СМС-почта", | Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду | Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный |
"Я молодец, | ||
"Ладошки успеха" | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения | Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик |
"Панорама добрых дел" | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями | Ребенок – созерцатель, воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый |
Медали родительской гордости | «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков | Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник |
Фотосалон «Семейный снимок» | Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи. | Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый |
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник |
Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" | Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования | Воспитатель – организатор; родитель – активный помощник |
"Новости дня" | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый |
"Чудо-носочки" (варежки и т. п.) | Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома | Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник |
Игровая и спальная комнаты | ||
Творческие | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов. | Ребенок – создатель; воспитатель – организатор |
Семейные мастер-классы | Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка. | |
Творческий проект «Мастерим подарки сами» | Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.) | Ребёнок – активный участник, педагог - организатор |
Карта-путеводитель | Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, | Ребенок – инициатор; воспитатель – помощник |
"Деловые хлопоты" | Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. | Ребенок – активный участник |
"Островок | Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. | Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный |
"Полянка | ||
Письмо ребёнку о любви | Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем. | Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный |
Газеты, детские странички, листовки и знаки | Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. | Ребенок – автор |
Письмо Деду Морозу | Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества | Ребенок – дизайнер, активный участник; воспитатель – консультант |
Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками | Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант |
Мини-музеи | Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок – создатель; |
"Мое творчество" | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка | Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник |
Детский дизайн-клуб | Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги") | Ребенок – дизайнер |
"Ангелы сна", | В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем. Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе). | Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник |
"Обереги" | ||
Талисман счастья семьи | ||
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади | ||
Стена «Наша жизнь, наши успехи» | Используется для демонстрации личных достижений ребенка | Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор |
Фотоконкурс «Моя мама - профессионал» | Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап. | Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор |
День открытых дверей: «День семьи….» | Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления. | Ребёнок и родитель – участники; воспитатель - организатор |
Стены детского творчества | Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога. | Ребенок – творец; воспитатель – организатор; воспитатель – помощник; родитель – соучастник |
Стены детско-взрослого творчества | ||
Волшебный цветок мудрости | В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…» | Педагог – консультант; Родитель – организатор; ребенок – потребитель |
Дизайн-холл | Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей. Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей: | Ребенок и родитель – автор; воспитатель – организатор |
Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!» | ||
Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" | Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ | Ребенок – автор; воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик |
"Азбука настроения" | Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер) | Ребенок – аналитик; воспитатель – диагностик |
«Цветок настроения» | ||
"Вымпел" | Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований | Ребенок – участник |
"Книга рекордов" | Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов" | Ребенок – участник; воспитатель по ФИЗО – издатель |
Информационно-методический кабинет | ||
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) | Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций | Взрослый – организатор; ребенок – зритель, собеседник |
Игро-библиотека | Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры
Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания. | Педагог – библиотекарь, консультант; Родитель – организатор; ребенок – потребитель |
Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям» | ||
Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей» | ||
Территория дошкольного учреждения | ||
"Детская дизайн-площадка" | Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), | Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор, |
"Дизайн-территория" | Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. | взрослые – ребенок – потребитель |
"Эко-полянка" | "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность | Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...
Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....
Индивидуализация предметно-развивающей среды группе ДОУ
Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ "Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета"
Дизайн-проект разработан в соответствии с основными принципами организации предметно-развивающей среды, а так же в соответствии с разделением на несколько рабочих зон....
Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.
Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».
Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...
Индивидуализация предметно - развивающей среды старшей группы «Солнышко»
Методы, приемы, формы....