МДОУ детский сад № 5 расположен в типовом здании по адресу: город Кропоткин ул. Комсомольская № 238. Ближайшее окружение ДОУ:
В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», нормативными и правовыми актами, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, решениями правительства РФ, постановлениями и распоряжениями администрации края и района, уставом и лицензией. На основании приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 07.07.2008 года № 2526 «О лицензировании муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 муниципального образования город Кропоткин» признать МДОУ д/с№5 прошедшим лицензионную экспертизу и выдана лицензия на право ведения, образовательной деятельности. Срок окончания действия лицензии 07.07.2013 года ДОУ посещает 86 детей в возрасте от 1г 6 мес. до 5 лет. С 01.09.10г. открыта группа кратковременного пребывания детей с 2 до 3 лет, на базе, которой организован консультативный пункт для родителей. Составлен пакет инструктивно-методических материалов по организации жизнедеятельности детей в этой группе. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В 2010-2011 году проведен капитальный ремонт пищеблока, частичный ремонт оконных блоков. Ежегодно осуществляется косметический ремонт внутренних помещений и игрового оборудования на прогулочных участках. Постоянно расширяется ассортимент видеотеки, фонотеки, методической литературы, нетрадиционными дидактическими средствами, помогающими решать задачи современных педагогических технологий. В ДОУ используются вариативные формы организации воспитания и развития детей: разные модели кратковременного пребывания детей, кружки В детском саду функционируют:
В ДОУ 5 групп: -1 группа для детей с 1 года 6 месяцев до 2 лет; -2 группы для детей с 2 до 3 лет; - 1группа для детей с 3 до 4 лет; - 1 группа с 4 до 5 лет - группа кратковременного пребывания детей. Педагогическими и медицинскими кадрами ДОУ укомплектовано полностью, штатное расписание составлено с учетом типовых штатов дошкольного учреждения Анализ педагогического состава ДОУ: Возрастной состав: до 5 лет - 9%; свыше 25 лет- 36%; свыше 40 лет – 55%. Педагогический стаж работы: до 5 лет – 5%; от 10 до 15 лет – 5%; свыше 15 лет – 79% Из них 3 педагога с высшим образованием и 8 со средним специальным. В целях стимулирования роста профессионального мастерства и инициативы в ДОУ аттестовано: - 7 педагогов на высшую квалификационную категорию, - 2 на первую квалификационную категорию, - 1 на вторую квалификационную категорию. - 2 педагога - не аттестованы. С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, малые советы по задачам эксперимента, дискуссионные столы, взаимопосещения, семинары-практикумы, смотры-конкурсы, методические недели, тренинги, курсы повышения квалификации. Коллектив ДОУ в течение последних лет уделял внимание следующим проблемам: -Работе по повышению эффективности воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста; -Совершенствование инновационной деятельности дошкольного учреждения в обогащении экологической культуры дошкольников и педагогического творчества воспитателей; - Развитие педагогического творчества участников образовательного процесса, направленных на развитие элементарных математических представлений дошкольников в различных формах организации образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процесса. А.В.Базисная программа «Истоки» «Центр дошкольное детство имени А.В.Запрожца» Парциальные программы и технологии: |
| Название программы и технологии | Линии развития | «Здоровый малыш». З.И.Бересневой. Москва | Физическое воспитание и здоровье | «Зеленый огонек здоровья» М. Ю.Картушина, Москва, 2007. |
| «Азбука движений малыша» В.А.Шишкина |
| «Физкультурные занятия с детьми раннего возраста» Л.И.Пензулаева |
| Математика в детском саду. Новикова В.П. – М., 2000, 2001. | Познавательное развитие | «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова М.: Совершен |
| «Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада» А.Г.Арушанова, М.: Мозаика-Синтез, 2002г. |
| «Юный эколог». С.Н. Николаева– М.: Мозаика – Синтез, 1993; -М.: Новая школа, 1999. |
| «Конструирование и ручной труд в детском саду». – М.: Совершенство, МИПКРО – Пресс 1998. 1999. |
| «Развивающие занятия с детьми» под ред. Л.А.Паромоновой, «Центр дошкольное детство им. А.В.Запорожца», 2007г. |
| Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» А.И.Иванова ,1999г.) |
| «Я – человек». С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 1997. | Социальное развитие | «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В.Алешина М.: «Элизе Трейдинг», Ц Л, 2004г. |
| Азбука общения. Программа развития личности ребенка, навыков его общения со сверстниками (Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова Т.А.Нилова). |
| «Этика и этикет» К.Ю.Белая. М.:1995г. |
| «Руководство играми детей в дошкольном учреждении» под ред. Васильевой |
| «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические пособия». Н.Ф.Губанова. М.: «Мозаика-Синтез», 2006г. |
| «Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». В.И.Петрова, 2006г. |
| «Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника». Л.В.Куцакова, М.: «Мозаика-Синтез» 2004г. |
| «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1998г. |
| Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова М.: «Карапу -Дидактика», 2006г | Художественно-эстетическое развитие | Приобщение к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998. |
|
В учреждении созданы оптимальные условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка, его эмоционального настроя, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления и развития. Систематически проводится обеспечение психологической безопасности личности ребенка: - профилактика психоэмоционального напряжения; - организация двигательного режима; - распределение физических и интеллектуальных нагрузок. В целях сохранения психического и физического здоровья детей в период адаптации используются нетрадиционные методы и приемы, которые позволяют детям проходить данный период с первой и второй группой адаптации. Разработана и успешно внедряется в практику программа адаптации детей к условиям общественного воспитания, разработанная коллективом. Четко организованная система взаимодействия с родителями по вопросам адаптации позволяет в течение последних лет снижать показатели адаптации. Режимы дня, расписание занятий разработаны на основе инструктивно-нормативного письма Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста», новый СанПИН
В ДОУ создана система оздоровительной работы. Вид и методика проведения мероприятий меняется в зависимости от сезона и погоды:
Реализуется программа «Здоровый ребенок», разработанная коллективом. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ оценивается по снижению уровня заболеваемости и количеством пропущенных детодней. Сравнительный анализ заболеваемости и посещаемости. Показатели | 2009 год | 2010 год | Списочный состав | 92 | 84 | Число пропусков по болезни | 642 | 624 | Число пропусков одним ребенком | 9,1 | 9,8 | Индекс здоровья | 20,6 % | 28,5 % | Процент заболеваемости | 4,9 % | 4.8 % |
Ежемесячный анализ заболеваемости детей в группах и итоги ежеквартальной диагностики показал, что в 2010 – 2011 учебном году произошло понижение уровня заболеваемости по сравнению с предыдущим учебным годом. Намечена динамика перехода детей из одной группы здоровья в другую.
Результаты анализа показывают следующие результаты:
Группы здоровья | 2009 год | 2010 год | 1 группа | 38 % | 42 % | 2 группа | 42 % | 49% | 3 группа | 12% | 9% |
Уровень физического развития у дошкольников составляет 2010 - 2011 учебном году: высокий - 35-15%. Средний - 37- 69%, низкий - 17-16% Питание осуществляется в соответствии с нормативными документами, сбалансирован суточный рацион по белкам, жирам, углеводам. Осуществляется постоянный контроль за поставкой продуктов и их закладкой. Родители постоянно получают информацию об оздоровительной работе, проводятся консультации по профилактике и лечению заболеваний. Ежегодно организовывается углубленный медосмотр детей врачами узких специальностей. На основе результатов осмотра определяются диспансерные группы и совместно с участковым врачом-педиатром намечается профилактическая и лечебная работа. В ДОУ созданы условия для физического развития детей: оборудован музыкально-спортивный, спортивные площадки с необходимым оборудованием для организации двигательной деятельности детей, разработаны маршруты эколого-оздоровительных походов (терренкур).
Используются разнообразные виды и формы регламентированной деятельности по физическому развитию
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий. Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики. В группах раннего возраста занятия по физической культуре организованы по подгруппам. На протяжении ряда лет используется программа З.И.Бересневой «Здоровый малыш» и М.Ю.Картушиной «Зеленый огонек здоровья» в целях физического развития и формирования двигательных навыков. Уровень развития физических качеств и навыков у детей в ДОУ составляет 89,6% Систематически осуществлялся медико-педагогический контроль за развитием детей, в целях их охраны жизни и здоровья. Физическое развитие осуществлялось на основе диагностики их развития. В ДОУ педагогическим и медицинским персоналом разработана и успешно внедряется программа оздоровления «Здоровый ребенок».
Работа с родителями строилась на основе анализа социального обследования семей. Составлены социально-демографические портреты семей. Результаты социального обследования Социальный состав родителей: -16% - относятся к категории рабочих; -41% -работают в бюджетных организациях; -17% -колхозники, фермеры; -52% -сфера обслуживания; - 28%-не работают. Уровень образования: - 34% -высшее образование; - 62% -среднее образование; - 7% -не полное среднее образование; Количественный состав: -66% -полная семья; -12%- многодетные семьи; - 27% -не полные семьи; Возраст родителей: - 88% до 30 лет; -22% от 40 и выше. Материальное положение семей по уровню доходов: - 78% семей со средним; - 20% семей с низкими доходами; - 2% семей считают себя вполне обеспеченной семьей. В мае 2011 года было проведено маркетинговое исследование для изучения социального заказа родителей и прогноз изменений в ДОУ, которое помогло получить ответы на вопросы: что не удовлетворяет родителей в деятельности ДОУ, какие факторы ограничивают достижение более высоких результатов, что следует изменить, чтобы полностью отвечать запросам родителей на услуги ДОУ. Результаты такого исследования вызывают необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями и рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОУ на современном этапе. ДОУ осуществляет интеграцию общественного и семейного воспитания с разными категориями родителей: -с семьями воспитанников ДОУ; - с родителями, дети которых посещают группу кратковременного пребывания; -с семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих д/с; -с будущими родителями. Использовались активные формы взаимодействия педагогов и родителей: - анкетирование; - памятки; - традиционные встречи по итогам года «Дни открытых дверей»; - фото верниссажи; - реклама по результатам воспитания детей в условиях ДОУ; - психолого-педагогическое сопровождение трудных семей; - генеалогическое дерево; - семейная реклама ДОУ; - совместные субботники. В ДОУ созданы условия для поддержания положительного психологического состояния ребенка в период адаптации. Реализуется социальный проект «Взаимодействие в социуме по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания». Старшим воспитателем Решетниковой А.О. обобщен и прорецензирован КК КДОИППО, опыт работы коллектива ДОУ «Детский сад – семья: пути взаимодействия».
В ДОУ успешно решаются задачи художественно-эстетического воспитания детей, оснащены: - Уголки народно-прикладного творчества; - ТСО. Осуществляется дифференцированный подход к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использовались как фронтальные, так и подгрупповые, индивидуальные формы организации детской деятельности: - Подгрупповая - при организации занятий, требующих индивидуального подхода к детям; - Индивидуальная - по итогам проведенных занятий; - Подгрупповая - при организации дополнительного образования (кружок). Детям предоставлялся свободный разнообразный выбор изосредств, использовались нетрадиционные методические приемы: коллективные работа, работа в парах, совместная работа взрослого и ребенка. Дети свободно ориентируются в различных жанрах искусства, владеют разнообразными доступными их возрасту, техническими средствами. Созданы оптимальные условия для музыкального воспитания и развития детей: - Музыкальный зал. - Предметно-развивающая среда по всем группам. - ТСО, - Методическая литература - Детские музыкальные инструменты, -Театр. При разработке перспективных планов использовалась базисная программа «Истоки» «Центр дошкольное детство им. А.В.Запорожца». Осуществлялось взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ. Организовывались концерты, праздники, тематические развлечения для родителей воспитанников ДОУ. Музыкальными руководителями используются современные танцы, песни, которые значительно повышают эмоциональный отклик у детей. Педагогами ДОУ обобщены опыты работы по художественно-эстетическому воспитанию: музыкальным руководителем Малаховой Е.Ф. на тему «Театрализованная деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста», Ландиковой Е.В. – «Воспитание эстетического отношения к окружающему миру». Данные работы были презентованы в рамках постоянно действующего семинара «Моя инновационная технология», получили положительный отклик со стороны коллег.
Коллектив ДОУ работает в тесном сотрудничестве с ККИДИППО. В течение года педагоги обучались на курсах повышения квалификации, прошло рецензирование авторизованной программы и обобщенного опыта работы. Педагогами Ландиковой Е..В.. и Тютюновой И.В. продолжалась работа по апробировании программы сенсорно-математического развития детей раннего возраста (2-3 года). Анализ проделанной работы, показал высокий уровень знаний детей. Углубленно решались задачи социального развития детей. Проведены тематические занятия (Филипченко Я.С., Писанова Т.Н.). У детей младшего дошкольного возраста сформированы навыки общения. В процессе этой работы была пополнена материальная база – дидактические игры и пособия. В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных математических представлений, для ознакомления детей с многообразием растительного и животного мира, явлениями общественной жизни страны и родного использовались основные и дополнительные программы, вариативные технологии и методики, направленные на познавательное развитие детей. Использование инновационных технологий способствовало накоплению и обогащению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора, формированию у детей творческого потенциала в соответствии со стандартом дошкольного воспитания и образования. Стимулирование творческой активности педагогов, дало возможность совершенствовать образовательный процесс, включить гибкое содержание в инновационные педагогические технологии, обеспечив индивидуальность, личностно - ориентированное развитие каждого ребенка. Организация учебно - воспитательной работы предусматривает обеспечение развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, потребностей самих детей. Большое внимание уделялось развитию творческих возможностей, интересов, потребностей самих детей. Обеспечивался сбалансированный режим дня и рациональная организация всех видов детской деятельности. Развивающая среда в группах построена так, чтобы ребенок имеет возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня. Углубленная работа педагогов ДОУ по различным направлениям познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста широко представлена в обобщенных опытах. Так Филипченко Я.С. разработала программу экологического воспитания младших дошкольников «Росточек», ей обобщен опыт на тему: «Формирование начал экологической культуры младших дошкольников». Тютюнова И.В. представила свой опыт «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе формирования сенсорных эталонов» на педагогическом совещании. Писанова Т.Н. успешно реализует опыт работы: «Безопасность - малышам» (развитие основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников). На базе ДОУ продолжалась работа по внедрению новых технологий. В результате работы по технологии Лыковой «Цветные ладошки» у детей совершенствовались изобразительные навыки, повысилась творческая активность. Был проведен семинар-практикум по использованию программы «Азбука общения» - программа развития личности ребенка, навыков его общения со сверстниками (Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова Т.А.Нилова). Продолжалось внедрение в практику работы новых форм организации деятельности с детьми, позволяющих повысить качество педагогического процесса в ДОУ. Новые формы планирования значительно помогли повысить качество образования в ДОУ за счет экономии рабочего времени на планирование и более качественную подготовку к занятия По итогам внутри садовских смотров-конкурсов: « Выставка дидактических пособий по развитию элементарных математических и сенсорных представлений», «Уголков природы», «Конкурс цветников» были определены творческие находки педагогов Филапченко Я.С., Писановой Т.Н., Ландиковой Е.В., Тютюновой И.В. В течение учебного года педагогический коллектив ДОУ был активным участником разнообразных конкурсов педагогического мастерства: - «Воспитатель года - 2010» (Филипченко Я.С. – лауреат конкурса); - «Воспитатель года - 2011» (Мыльникова Е. – победитель районного и участник краевого конкурса «Воспитатель года Кубани -2011»); - первое место в районном этапе и второе в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты» (Филипченко Я.С. с проектом «А у нас во дворе»); -материалы на краевое совещание «Перспективные направления деятельности ДОУ», презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям общественного воспитания» (Решетникова А.О., старший воспитатель); - краевой конкурс программно-методических материалов «Система выявления и развития одаренных детей в современном образовательном процессе» (Решетникова А.О., старший воспитатель); - районный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»: Тютюнова И.В., воспитатель - 1 место; Малахова Е.Ф., музыкальный руководитель – 1 место; Филипченко Я.С., воспитатель -2 место; Ландикова Е.В.- участник конкурса; - районный конкурс на лучшую работу по безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных учреждений Кавказского района «Зеленый огонек» (первое место, педагоги: Решетникова А.О., Малахова Е.Ф., Писанова Т.Н., Филипченко Я.С.); - районная эколого - биологическая выставка – ярмарка «Дары кубанской осени» ( Рештникова А.О., Филипченко Я.С., Писанова Т.Н.); -районный конкурс «Весенняя фантазия» (Решетникова А.О., Филипченко Я.С.); -участие во Всероссийском конкурсе «Детские сады - детям». В целях обмена опытом, и повышения мастерства были проведены методические недели. Педагогами ДОУ, которым предстоит аттестация в 2011-2012 учебном году, обобщенны опыты работы по различным направления деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. |