Оперативный контроль в ДОУ
методическая разработка по теме

Таганова Ольга Николаевна

Материал содержит  планы проведения контроля( рперативного) из опыта работы, а иак же меодические материалы К.Ю. Белой по организации контроля  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Ciklogramma_operativnogo_kontrolya_na.zip15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Циклограмма оперативного контроля на ___2010-2011___________ учебный год

Вопросы контроля

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI-VIII

Санитарное состояние

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Охрана жизни и здоровья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ травматизма

+

+

+

+

Анализ заболеваемости

+

+

+

+

Выполнение режима прогулки

+

+

+

+

+

Культурно-гигиенические навыки при питании

+

+

+

Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании

+

+

+

Культурно-гигиенические навыки при умывании

+

+

+

Режим проветривания

+

+

+

+

+

Проведение закаливающих процедур

+

+

+

Проведение фильтра

+

+

+

Проведение развлечений

+

+

+

Подготовка воспитателей к занятиям

+

+

+

Содержание книжных уголков

+

+

+

Содержание уголков изодеятельности

+

+

Содержание природных уголков

+

+

+

Содержание уголков ручного труда

+

+

Содержание физкультурных уголков

+

+

Содержание музыкальных уголков

+

+

Оборудование для сюжетно-ролевых игр

+

+

+

Оборудование для театрализованной деятельности

+

+

Наличие дидактических игр по задачам программы

+

+

План воспитательно-образовательной работы с детьми

+

+

+

+

+

+

+

+

Наглядная педагогическая пропаганда

+

+

+

+

Проведение родительских собраний

+

+

+


План и результаты оперативного контроля

на   январь __2011 года

                                                                   1        2       3         4       5        6  группы

Охрана жизни и здоровья

Попова Е.Г.

Таганова О.Н

К- г навыки при    приеме пищи

Таганова О.Н.

К – г навык при одевании

Таганова О.Н,

 Малашина Ж.И.

Подготовка воспитателей к занятиям

Таганова О.Н,

 Оборудование   центров экспериментирования

Таганова О.Н,

Наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми работы на день

Таганова О.Н,


Оценка: О – отлично                                       Выводы: __________________________________________________________________________

                Х – хорошо                                        ___________________________________________________________________________________                                                        

                У – удовлетворительно                    ___________________________________________________________________________________

                П – плохо


Оперативный контроль

Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  1. Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  2. Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  3. Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  4. Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  5. Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

Тематический контроль

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

        развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

        внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

        изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

        определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

        состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

        анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

1.      Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

Схемы можно посмотреть: Голицына Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" М.: Скрипторий 2003, 2008г.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

 2. Итоговые занятия Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия смотри по списку литературы.

3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса. 

5. Анализ детских работ Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам. 

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

        если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

        при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

        недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

        при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

        если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Рекомендации составлены на основе материалов лекций заведующей кафедрой дошкольной педагогики и методики МИОО К.Ю. Белой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛОГРАММА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ДОУ Н

ЦИКЛОГРАММА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ДОУ...

Оперативный контроль-схемы, бланки

Анализ условий проведения игр(схема 4.1) ДАТА_____________________________________     __________________________________________...

Циклограмма оперативного контроля на год. Виды контроля.

Циклограмма оперативного контроля на год. Виды контроля....

Циклограмма оперативного контроля в ДОУ

Схема  циклограммы оперативного контроля в ДОУ...

Оперативный контроль "Рисование деревьев"

Раздел "Изобразительная деятельность детей"...

Управление и контроль за реализацией программы «Развитие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98» Оперативный контроль

Управление и контроль  за реализацией программы «Развитие»МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»Оперативный контроль...


 

Комментарии

Рыженко Светлана Ивановна

Материал добротный, расписаны виды контроля, уели и способ проведения. Отлично!
Анна Павловна Афанасьева

Спасибо! Материал очень ценный!
Ковальчук Людмила Николаевна

Спасибо! содержательно.
Постникова Людмила Владимировна

Спасибо !Материал интересный и содержательный.А что является результатом оперативного планирования?(какой план - календарный?)