Русские народные сказки. Викторина для педагогов ДОО
материал

Филимонова Татьяна Юрьевна

Викторина для педагогов ДОО

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
                                                                                                                               В. А. Сухомлинский.

Цель: Повышение профессиональной культуры педагогов на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:

  • Создать:
  • психологически комфортную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов ДОО;
  • условия для  повышения социально-воспитательного эффекта: воспитания
    - подрастающего  поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими     чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России.

            -  достойных будущих граждан России с активной гражданской        позицией, патриотов
            своего Отечества.

  • Способствовать  проявлению у педагогов активности, инициативы,  творческого подхода в использовании  разнообразных форм работы со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _russkie_skazki_viktorina_dlya_pedagogov_doo.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Викторина для педагогов ДОО

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
                                                                                                                              В. А. Сухомлинский.

Цель: Повышение профессиональной культуры педагогов на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:

  • Создать:
  • психологически комфортную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов ДОО;
  • условия для  повышения социально-воспитательного эффекта: воспитания
    - подрастающего  поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими         чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России.

        -  достойных будущих граждан России с активной гражданской         позицией, патриотов
           своего Отечества.

  • Способствовать  проявлению у педагогов активности, инициативы,  творческого подхода в использовании  разнообразных форм работы со сказкой.


Оборудование и материал:

  • ноутбук, проектор, презентация к викторине;
  • выставка книг «Русские народные сказки»;
  • карточки с текстами песенок сказочных героев;
  • карточки с отрывками текстов из русских народных сказок.

Организация: Предложить игрокам разделиться на команды, дать им «сказочные названия» (например, «Вершки» и «Корешки»; «Жар – птицы» и «Сивки – Бурки», «Волшебное кольцо» и «Волшебное веретено» и пр.), выбрать  капитанов команд.

Ход викторины:

Звучит песня «В мире много сказок…»

Ведущий: Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каждый педагог дошкольной образовательной организации, конечно, знает, что процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки,  игрушки, произведения декоративно-прикладного искусства,  красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями. Сегодня наша викторина называется «Русские народные сказки».

1 раунд. Визитная карточка».
Задание: Представить название команды – поэтично, ярко, самобытно.

2 раунд. «Сказка – ложь…»
Задание для педагогов: Дать определение, что такое сказка.

(Например, сказка – это волшебный мир,  в который мы попадаем; сказка – это жанр фольклора; сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества; сказка – это слушание или просмотр любимого произведения; сказка – это встреча с любимыми сказочными героями, волшебными превращениями, необычными приключениями и событиями; сказка – это «мораль», определение понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо», сказка – это сокровище народной мудрости; сказка – это  красивый  напевный русский язык с его сравнениями, эпитетами, пословицами и поговорками; сказка – это события, когда  добро и правда побеждают тьму, зло и ложь  и пр.).

3 раунд. «Русские народные сказки».
Вопрос:
 Какие бывают русские народные сказки?
Задание: Привести примеры (перечислить названия) сказок – чья команда назовет больше.

(Ответ: Русские народные сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных.
1) Волшебные сказки (в них есть волшебные предметы, волшебные превращения, чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко», «По щучьему велению».
2) Сказки о животных: (персонажи  сказок — это дикие звери, домашние животные и птицы): «Теремок», «Смоляной бычок», «Хитрый козел», «Петух и курица», «Медведь и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Глупый волк», «Лисичка – сестричка и серый волк».
3)
Бытовые сказки (в основе бытовых сказок лежат события обыденной жизни; в них осуждаются такие качества, как жадность, завистливость; жестокость, невежество, грубость, глупость, лень: «Бедный мужик», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мудрая дева», «Два Ивана», «Клад», «Как Иван – дурак дверь стерег», «Мужик и барин», «Кому горшок мыть», «Горшок», «Про нужду», «Чего на свете не бывает», «Наговорная водица», «Жена – спорщица», «Дурак и береза», «Хорошо да худо»).   

  1. раунд. «Число 3 в сказках»

Вопрос:  В каких сказках было 3 дочери или 3 сына?

(В сказках было 3 дочери:  «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Марья Моревна», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»,  «Финист – ясный сокол».
В сказках было три сына: «Царевна – Лягушка», «Сивка Бурка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»,  «Иван-царевич и серый волк», «Чудесная рубашка»,  «По щучьему велению», «Летучий корабль», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

  1. раунд. «Число 7 в сказках»

Вопрос:  В каких  русских народных  сказках   встречается число 7?  

(Число 7 встречается в русских народных сказках: «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов», «Мальчик-с-пальчик», «Мудрая девица и семь разбойников», «Дочь-семилетка».)    

 6 раунд. «Сиротская жизнь» 
Задание: Назвать русские  народные  сказки,  в которых  говорится о сиротской жизни.
(«Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Дочь и падчерица», «Кривая уточка», «Ленивица и Рукодельница».)

  1. раунд. «Музыкальная пауза». 

Задание: Выбрать карточку с текстом песенки сказочного героя, дополнить образ героя с помощью атрибутов и костюмов, творчески обыграть (исполнить) персонажа сказки.

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
  «Колобок»

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
 
«Волк и козлята»

Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку…
 
«Кот, петух и лиса»

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. раунд. «Свое дело отложи, а  другу своему помоги».
    Задание: Отгадать название русской народной сказки; объяснить, чему она учит, на что обращает внимание.

  • «Летом в лесу привольно. Живут беглецы – горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошел к барану:

– Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное – надо избу рубить. Баран ему отвечает: – У меня шуба теплая, я и так прозимую. Пошел бык к свинье: – Пойдем, свинья, избу рубить!

– А по мне хоть какие морозы – я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Пошел бык к гусю:
– Гусь, пойдем избу рубить!

– Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь – меня никакой мороз не проймет. Пошел бык к петуху:
– Давай избу рубить!
– Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.
– Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется».  
(«Зимовье зверей»).

  • «Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога — холст ткет.

- Здравствуй, тетушка! - говорит девочка.
- Здравствуй, племянница! - говорит Баба-Яга. - Что тебе надобно?
-  Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать».
(«Баба – Яга»)

  • «Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу». («Сивка – Бурка»).
  • «Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.
    Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье.
    Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу.
    Старуха заприметила и говорит:
    - Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.
    Старик прорубил пол.
    Деревце росло, росло и выросло до потолка.
    Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял.
    Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
    Лез, лез и взобрался на небо».
    («Петух и Жерновцы»).

Ведущий: Что объединяет эти сказки?
(Предлагает подумать, сделать выводы).
 Проявите-ка смекалку, отгадайте – ка загадку:
                 Стоит бычище – проклеваны бочища.
(Изба).

Стоит жилище,
Деревянные бочища.
Внутри печь да дрова,-
Это русская …
(изба).

Во многих русских народных сказках упоминается изба, избушка. Изба строилась из крупных круглых бревен, которые по четыре соединялись в четырехугольник — венец. Изба имела деревянный пол. В избах устраивали подполье, где зимой ставили капусту, грибы, квас и другие съестные припасы.  Помочь рубить избу соседу считалось благим делом: «Свое дело отложи, а  другу своему помоги».

Вопросы командам:
1. В каких русских народных сказках герой или героиня оказывает помощь? (Предложить назвать).
2. Верно ли мнение: «За добро добром платят»? Как это отражается в русских народных сказках? (Предложить обменяться мнениями).

Ведущий: Избушка на курьих ножках – это жилище Бабы-Яги в русских волшебных сказках. Про нее говорится:  «Избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»; «на куриных лапках, на веретенных пятках». В сказках избушка  стояла в лесу на больших куриных ножках, которые поворачивали избушку в нужную сторону по просьбе героя -  «добра молодца» («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом, «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»).  Избушка  Бабы-Яги  упоминается во многих русских народных сказках: «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Терёшечка». Многих любителей русских сказок  интересует, почему избушка именно на курьих ножках?
Предлагает  командам поразмышлять, поделиться мнениями.

Есть несколько мнений на этот счет. Одно из них - что курья нога – это развилка одной дороги на три. Избушка на курьих ножках – это избушка, стоящая на развилке дорог.  Место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка и преодолевать препятствия, помогать встречным: путникам, животным, рыбам, птицам.

  1. раунд. «Сказочная развилка у камня».
    Вопрос: В какой сказке упоминается развилка трех дорог в виде камня или каменной плиты?
  • «Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нахлёстанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана: «Направо поедешь-себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть». Поразмыслил Федор-царевич: — «Давай поеду — где женату быть». И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей…»
    (Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
  • «Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть». Призадумался Илья Муромец:

- На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!..»
 («Три поездки Ильи Муромца»).

Ведущий: Русский народ в своих сказках на доступных примерах ставит героя перед выбором: куда пойти, как поступить, что сделать или не делать.

Вопросы командам:

  • Считаете ли вы актуальным чтение русских народных сказок в современное время?
  • Акцентируете ли вы внимание воспитанников на право нравственного выбора - как ключевого мотива фольклорного произведения?
  • Как вы считаете, влияет ли «сказочная этика» на духовное воспитание и становление ребенка?
  •  Как вы думаете, в реальной жизни всегда «Добро» побеждает «Зло»?
  1.  раунд.  «Пословица недаром молвится».

1 задание: С помощью жестов и мимики изобразить пословицы (одна команда изображает, вторая отгадывает):

  •  «Дом вести – не бородой трясти».
  • «Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор».
  • «Чужой ум – хорошо, а свой – лучше».
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 2 задание. Назвать пословицы или поговорки о сказках. (Какая команда больше назовет).

  • Сказка – сердцу ласка.
  • Кто любит пляски, а кто слушать сказки.
  • Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать.
  • Быль за сказкой не угоняется.
  • Это присказка, а сказка впереди.
  • Сказка хороша присказкой.
  • Пословица да присказка беседу красят.
  • Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Сказка — складка, послушать сладко.
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.
  • Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.

11 раунд. «Моя любимая сказка».

Задание: Назвать свою любимую сказку (по детским воспоминаниям), поделиться впечатлениями и эмоциями – почему именно она оставила в памяти яркие воспоминания.

Ведущий: Русская народная  сказка – необходимый «инструмент» воспитания ребенка, она рассказывает о жизни, учит размышлять, находить выход  из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка  основы поведения и общения, учит  терпению, трудолюбию, скромности, умению ставить цели и идти к ним; на конкретных примерах учит делать выбор, ориентироваться на нравственнее ценности. Надеюсь, что наша встреча сегодня была полезной  для вас.

Наша викторина  подошла  к концу. Огромное спасибо всем участникам   за смекалку, сообразительность, аргументированные ответы,  артистичность и умение прийти на помощь. Предлагаю командам пересчитать фишки. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Подведение итогов игры. Награждение активных игроков и команд.


Литература:

  • Вдовина В. Путешествие в сказку. // Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.
  • Иван-крестьянский сын: русские народные сказки / Сост. и предисловие В. Аникина; Оформ. И. Кузнецова.– М: Дет. Лит. – 1986. – 126 с.
  • Ильин И. Духовный смысл сказки.// Литература в школе. –1992. – № 1. – с. 3, 10.
  • Сатаева А. Е., Новожилова С. К., Сатаева Д. М. Русские народные сказки как воспроизведение истории архитектуры жилых построек // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46204.htm.
  • Русские народные сказки / Сост., вступ. ст., примеч. В.П. Аникина; рис. И. Кузнецова, к. 1. Кузнецова. – М: Дет. лит., 2002. – 203 с. илл. – (Школьная библиотека).
  • Семь Симеонов / Русская народная сказка в обработке И. Карнауховой; худож. А.Г. Слепков. – М: Сов. Россия, 1988. – 18 с.
  • Сафина, Г. М. Поступок как ядро нравственного выбора / Г. М. Сафина // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. - 2010. -№ 1(22). - С. 194-199. - (0,4 и.л.).
    Диссертации по гуманитарным наукам - 
    http://cheloveknauka.com/postupok-v-strukture-nravstvennogo-vybora#ixzz5rwLoUF4I
  • http://poslovicy-pogovorki.ru/o_skazke/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"  Цели: Расширить знания учащихся о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать ра...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Игра – викторина по приобщению детей к истокам русской народной культуры по русским народным сказкам в старшей группе

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №18»ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...