Знакомство с казахской национальной культурой
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: знакомство с казахской национальной культурой.
Форма: интегрированное занятие.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,», «Коммуникация», «Музыка».
Цель: Приобщение к культуре казахского народа.
Актуальность данной темы : в нашем селе живут люди разных национальностей, дети часто задают вопрос кто какой национальности
Задачи:
• Воспитательные: продолжить воспитание коммуникативных качеств учащихся, уважения к людям разных национальностей их обычаям и традициям.
• Образовательные: расширить понятие детей о народах, живущих в нашей стране и ближнем зарубежье;
• Активизация словаря словами • Словарь: «домбра», «юрта», «койлек», «такия», «кесе», «самовар»,, «табак»,
Виды детской деятельности:, игровая, познавательно- исследовательская, продуктивная.
Средства воспитания: речь, общение, игра.
Материалы и Оборудование: , Юрта домбра, кукла в национальном костюме, самовар, сундук, кесе, таблицы иллюстрации Казахстана» вырезанные силуэты одежды, посуды, элементы казахского орнамента ковры- самолетики на каждого ребенка, мелодия гимна России.
Ход занятия
Воспитатель: Предлагает поиграть в игру «Ласковое слово»(воспитывать любовь и уважение друг к другу)
- -Ребята наша страна многонациональная, то есть в нашей стране живут люди, разных национальностей есть и русские, казахи, украинцы, татары, узбеки, калмыки. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, праздники, песни.
И сегодня мы познакомимся с казахской национальной культурой.
Воспитатель читает стихотворение С. Медербекова «У юрты», а теперь ребята:
— Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет в юрте побывать,
Оглянитесь, повернитесь,
В Казахстане очутитесь
О какой республике говорится в этом стихотворении?(Казахстан)
Чтобы познакомиться с новой страной мы должны отправиться в фото – музей казахской культуры, а полетим мы на необычном сказочном транспорте. Кто мне подскажет, на чем летал Иван-Царевич в сказке «Иван –Царевич и серый волк», или «Старик Хатабыч»?
Правильно на «Ковре - самолете», вот и мы сегодня полетим на «коврах – самолетиках».
Посмотрите, у вас на спинках стульчиков есть волшебные коврики, расстелите их на пол перед собой и встаньте на коврик.
А чтобы он взлетел мы должны сказать, волшебные слова:
Вот ковер мой самолет,
с ним собрался я в полет.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
В Казахстан попасть хочу. Дети повторяют 2 раза, выключается свет, включается цветовая иллюминация на потолке. Имитация полета по небу
Воспитатель: ребята, посмотрите как красиво, какое небо звездное это мы летим по небу. (включается свет).
Вот мы и прилетели в фото – музей. Не забывайте ребята, что мы в гостях. А как надо вести себя в гостях?. (ответы детей).
Рассаживайтесь, пожалуйста, по удобнее, сели красиво спинки прямые.
.
-И вот сегодня я вам расскажу об этом славном народе.
-Издавна казахский народ, славился своим гостеприимством. Казахский народ всегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Они накрывали на стол разные угощения. Сейчас, мы познакомимся с казахской национальной страной
.«казахский флаг» - это Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре — символ свободы, независимости Республики Казахстан. Одно цветие фона — символ единства Казахстана. Голубой цвет на флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.
Солнце — источник жизни и энергии. .
«Столица республики Казахста» - это город Астана.
Юрта, юрта – (дети встают со стульев)
Круглый дом, (шагают на месте)
Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)
Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится (дети хлопают в ладоши)
Угостить торопится. (присели, встали)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).
Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.
-Национальное жилище казахского народа-юрта (показывает макет юрты, картинки). «Юрта»- это старинное жилище казахского народа Её удобно было перевозить, потому что она складывается. Ребята давайте с вами повторим слово Юрта
Физкультминутка. Юрта
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
-Ребята, а вы знаете, как называется стол у казахского народа? (воспитатель говорит дети повторяют)(Дастархан)
Казахи -мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт "дастархан" (стол).
-Посмотрите на (картинку) наш "дастархан", сколько всего вкусного приготовлено, это бешбармак, манты, баурсаки, чай, хворост -это всё национальные блюда казахского народа.
«Казахские национальные блюда – баурсаки- (дети повторяют)
Казахский национальный костюм»- на жакетах, тюбетейках. изображен казахский орнамент.
«казахский национальный инструмент»- это домбра.(дети повторяют)(слушают аудио звук домбры)
У казахского народа март месяц считается самым святым месяцем. Именно в этот месяц они праздную главные праздники страны.
Скоро праздник «Наурыз». «Наурыз»-это новый год по казахскому календарю. В это день люди здороваются подают обе руки, почитают стариков, угощают друг друга сладостями.
Ребята, а нам пора возвращяться в детский сад.
Давайте встанем на свои коврики и скажем:
Вот ковер мой самолет,
с ним собрался я в полет.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
В детский сад попасть хочу (тоже самое имитация полета, цветовая илюминация).
Вот мы и прилетели к себе в д/сад.
Ребята, а ведь в нашем поселке тоже живут люди казахской национальности,
Молодцы, ребята.
Сегодня мы с вами узнали много нового. С какой республикой мы познакомились? Где мы были, на чем мы летали? Что вам больше всего понравилось?
Ребята а сейчас мы пройдем за Достархан (стол) и отведаем угощения.
Молодцы ребята всем спасибо,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Использование казахских игр на музыкальных занятиях.
Музыкально-ритмические движения и игры, которые могут быть использованы в детском саду, начиная с младшего возраста....

Семейные традиции. Знакомство с казахской культурой
С ребятами старшей группы познакомились с семейными традициями казахского народа....

Сценарий занятия: «Знакомство с казахской национальной игрушкой – куклой (куаршак)»
Цель:знакомить с казахской национальной игрушкой.Задачи:познакомить детей с казахской национальной игрушкой; с технологией её создания;побуждать сопоставлять русскую и казахскую игрушку, находить сход...

«Знакомство с традициями и обычаями казахского народа»
Знакомить детей старшего возраста о традициях и особенностях быта казахского народа....