конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ»
план-конспект занятия (старшая группа)
конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114 «Подсолнушек»
(МБДОУ «Детский сад № 114 «Подсолнушек»)
Районный конкурс среди воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре
«К вершинам профессионального мастерства»
конспект образовательного события
для детей старшего дошкольного возраста
«ЯРМАРКА МАСТЕРОВ»
Воспитатель:
Щеголева Ю.В.
г. Нижний Новгород
2023 год
Цель: обобщение и систематизация знаний о народных промыслах России у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать умение ориентироваться в накопленной информации, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой, Дымковской и Гжельской росписи;
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;
- Развивать умение работать в паре при составлении декоративной композиции на основе использования характерных элементов узора;
- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному творчеству и традициям русского народа.
Оборудование и материалы: дымковские игрушки; доски и музыкальные инструменты с городецкой росписью; посуда, расписанная хохломской росписью; предметы, расписанные гжельской росписью; презентация «Народные промыслы»; деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки; пазлы «Гжель»; элементы дымковской росписи; аудиозаписи народной музыки и аудиогида; вращающаяся карусель с QR-кодами; обруч с лентами; проектор, ноутбук, колонки, планшет.
Предварительная работа: рассматривание изделий с хохломской, дымковской, гжельской, городецкой росписью; рассматривание иллюстраций, альбомов; разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как в процессе образовательной организованной деятельности, так и в режимных моментах; просмотр презентаций «Золотая хохлома», «Сказочная гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»; беседы о народных промыслах России, продуктивные виды деятельности.
Содержание образовательного события:
Дети заходят в музыкальный зал, где их встречает воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам предложить отправиться – на веселую ярмарку по деревням и селам народных умельцев.
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
А попасть на ярмарку нам поможет волшебная карусель.
Рассматривают карусель, крутят (выпадает qr-код)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой-то знак… Кто знает, что он обозначает? (ответы детей). Правильно это qr-код. Но, как же мы узнаем, что там зашифровано? (ответы детей). Правильно, нужно его отсканировать. А какой предмет нам в этом поможет? (ответы детей). Верно, планшет.
Сканируют qr-код, на экране появляется один из видов росписи (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская, росписи могут появляться в разном порядке, в зависимости от того, куда укажет стрелка на карусели).
На экране появляется городецкая роспись.
Воспитатель: Ребята, какой это вид росписи? (ответы детей) Верно, городецкая роспись.
Виртуальный гид: Здравствуйте, я ваш виртуальный гид. Сегодня я вас познакомлю с народными промыслами России. Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины 19 века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. С 1960 года основана фабрика «Городецкая роспись», изготавливающая сувениры.
Ребенок 1: Ребята проходите, на товары посмотрите.
Дети подходят к столу, где представлены предметы с городецкой росписью.
Воспитатель: Ребята проходите, посмотрите какая это роспись? (ответы детей)
Воспитатель: Что расписывали городецкой росписью? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! А ведь русский народ умеет на только трудиться, но и веселиться.
Ребенок 1: Я предлагаю немного поиграть.
Русская народная игра «Карусель».
В центре зала стоит взрослый, в поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого – конец ленточки. Сбоку от круга стоит ребенок с бубном. Дети произносят слова:
Еле – еле, еле – еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Ребенок 1: Какие вы веселые. Спасибо вам, ребята….
Воспитатель: Мы весело поиграли, а теперь пора продолжить наше путешествие по ярмарке.
Возвращаются к карусели, крутят, выпадает qr-код, сканируют, на экране появляется хохломская роспись.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой вид росписи? (ответы детей)
Виртуальный гид: Хохлома старинный русский народный промысел. В настоящее время у хохломской росписи два центра. Город Семенов, где находятся фабрики «Хохломская роспись», а также «Семеновская роспись» и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник». Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи красный и черный.
Ребенок 2: Ребята проходите, чудо роспись рассмотрите.
Воспитатель: Что же такое хохлома, и почему её называют золотой? (ответы детей)
Воспитатель: Какие цвета используют хохломские мастера? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы расписывают хохломской росписью? (ответы детей)
Воспитатель: какие элементы присутствуют в этой росписи? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы. Посмотрите, пожалуйста, какие красивые хохломские ложки! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством.
Воспитатель (обращается к ребенку 2): Почему у тебя столько не расписанных ложек?
Ребенок 2: Не успели их умельцы расписать.
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей) Поможем? (ответы детей) Тогда проходите в нашу мастерскую, будем расписывать ложки.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Ребята, а прежде, чем мы начнем рисовать, нам нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика.
Листочки, ягодки, цветочки (Загибаем пальчики)
Стебельки и завитки (Разгибаем пальчики)
Расписала нам сама Золотая Хохлома. (Каждый пальчик по очереди соприкасаемся с большим пальчиком)
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы можем приступить к работе.
Дети наносят элементы хохломской росписи на деревянные ложки (процесс росписи ложечек контролирует воспитатель, при необходимости оказывая помощь детям), обсуждают результат.
Воспитатель: Молодцы, а нам пора отправляться дальше в путешествие.
Возвращаются к карусели, крутят, выпадает qr-код, сканируют, на экране появляется дымковская роспись.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой вид росписи? (ответы детей)
Виртуальный гид: Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятки, ныне на территории города Кирова. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину, как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Ребенок 3: Ребята проходите, на товары посмотрите.
Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей) Правильно, дымковские игрушки, а что изображают эти игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Какие элементы использовали умельцы в этой росписи? (ответы детей) Ребята, посмотрите, вот стоят игрушки (обращает внимание детей на модели неукрашенных игрушек) грустные. Не знаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, на них нет ярких и красивых узоров. А что мы можем сделать, чтобы им помочь? (ответы детей) Правильно, проходите в нашу мастерскую.
Дети садятся за столы, где создают узоры на игрушках при помощи съемных элементов, педагог контролирует процесс, при необходимости оказывает помощь. По окончании работы дети обсуждают результат.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну а нам пора двигаться дальше.
Возвращаются к карусели, крутят, выпадает qr-код, сканируют, на экране появляется гжельская роспись.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой вид росписи? (ответы детей)
Виртуальный гид: Гжель – русский народный промысел, вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике, а также один из традиционных центров производства керамики. Более широкое значение названия Гжель – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в гжельский куст. Гжельский куст расположен примерно в 60 км. от Москвы.
Ребенок 4: Ребята проходите, на товары посмотрите.
Воспитатель: Посмотрите, что это за изделия такие интересные? (ответы детей)
Воспитатель: Чем же эта роспись отличается от других, как вы её узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Что обычно расписывают этой росписью? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у гжельских мастеров случилась неприятность, когда они везли свою посуду на ярмарку она случайно разбилась. Мы им можем как-то помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, ведь мы с вами тоже мастера на все руки. А чтобы работа шла быстрее, будем работать в парах.
Дети подходят к столам, берут конверты с пазлами и собирают посуду. дидактическая игра «Собери целое». Педагог контролирует процесс, при необходимости оказывает помощь. По окончании работы дети обсуждают результат.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете смогли мы помочь гжельским мастерам? (ответы детей) А мы возвращаемся в нашей карусели.
Возвращаются к карусели
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие на ярмарку? (ответы детей) Где мы сегодня побывали? (ответы детей) С какими народными промыслами мы с вами встретились? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) А на память о нашем путешествии вам остаются эти ложечки, которые вы расписали сами. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое осеннее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Ярмарка"
Тематическое развлечение построено на русском фольклоре. Дети и взрослые наряжаются в народные костюмы и отправляются на ярмарку. Ведущая, в роли Коробейника, раздаёт детям всё из своего лотка: музыка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»
Цель: расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов. Задачи:- закреплять представления о народном промысле «Хохлома»;- закреплять знания детей о цветовой гамме и ...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка Всеведа».
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка Всеведа».Программное содержание: воспитывать у детей познавательно-ценностное отношение к своему здоровью; развивать субъективную позицию ...

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка сказочных игр»
Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка сказочных игр»Цель: пропагандировать активные формы спортивного отдыха для формирования здорового...

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «ЯРМАРКА»
Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»...

Организационно – массовое мероприятие в рамках городского проекта «Умные каникулы» Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка талантов»
Цель: содействие росту активности и интереса детей к проведению массовых мероприятий, сплочение детских коллективов....