Развлечение ко дню шахмат
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий развлечения ко дню шахмат в старшей группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение ко дню шахмат для старших дошкольных групп
Цель: знакомство с одним из летних праздников – Международным днём шахмат
Задачи:
- вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре,
- познакомить с интересными фактами из истории шахмат,
- расширять кругозор детей,
- развивать логическое мышление, любознательность,
- воспитывать сдержанность, доброжелательность.
Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная сказка», просмотр мультфильма «Гамбит», «Николя и шахматы», рассматривание шахматной доски и фигур, беседа «Как ходят шахматные фигуры».
Оборудование: изображения шахматных фигур, костюм «Ферзя – Шахматной королевы», шахматная доска и фигуры.
Дети сидят на украшенной шарами и изображениями шахматных фигур веранде. Входит Ферзь – Шахматная Королева, под торжественную музыку.
Ферзь: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я – Ферзь, Шахматная Королева! Сегодня в моем замечательном древнем королевстве великий праздник – Всемирный день шахмат!
Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Автор: А. Романовских
Правильно, ребята! Послушайте, как образовалось наше королевство!
Шахматная сказка.
Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевсто на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.
Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.
Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки,черную и белую, и подарила Королевской семье.
-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие червствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.
Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.
И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.
С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.
Воспитатель: А знаете ли вы шахматные фигуры, ребята? Давайте на них посмотрим и послушаем про их особенности – кто как ходит и какую функцию выполняет в волшебном королевстве!
(выходят дети по очереди с изображениями фигур)
Ферзь.
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
Король.
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
Слон.
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
Конь.
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
Ладья.
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять
Пешка.
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
И расстановка фигур -
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
Давайте, ребята, поможем расколдовать хотя-бы на время, наших принцев!
Смельчак должен выполнить заданий для помощи шахматам.
1 задание.
Нужно протянуть руку в мешок, куда сложены шахматные фигуру и определить что это на ощупь.
2 задание
Теперь усложняется - Ферзь называет фигуру, а смельчак вытаскивает именно ее.
3 задание
Расскажи, что ты знаешь о шахматах - история возникновения, правила игры.
4 задание
Вспомни животных черно-белой окраски.
5 задание
Загадки о шахматах
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)
Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)
Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)
Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)
Физкультурная минутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Вот и закончился наш праздник! А теперь давайте посмотрим, как старшие ребята сражаются на шахматной доске!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей и родителей "День шахмат"
Мероприятие разработано и организовано совместно с музукальным руководителем детского сада....
Развлечение в форме брейн ринга "Шахматы - увлекательная игра".
Целью развлечения является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредств...
Развлечение "Шахматы играют в прятки"
Данное мероприятие поможет детям закрепить знания о шахматных фигурах; развить логическое мышление, память, внимание; а также привить любовьдетей к шахматам и уверенности в своих силах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста
Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста...
Сценарий развлечения "Играем в шахматы вместе с папой", посвященный 23 февраля
Сценарий развлечения "Играем в шахматы вместе с папой", посвященный 23 февраля...
Развлечение Знакомство с шахматами
Дети знакомятся с шахматными фигурами...