Развлечение ко дню шахмат
методическая разработка (старшая группа)

Черникова Любовь Борисовна

Сценарий развлечения ко дню шахмат в старшей группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение ко дню шахмат для старших дошкольных групп

Цель: знакомство с одним из летних праздников – Международным днём шахмат

Задачи:
- вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре,
- познакомить с интересными фактами из истории шахмат,
- расширять кругозор детей,
- развивать логическое мышление, любознательность,
- воспитывать сдержанность, доброжелательность.

Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная сказка», просмотр мультфильма «Гамбит», «Николя и шахматы», рассматривание шахматной доски и фигур, беседа «Как ходят шахматные фигуры».

Оборудование: изображения шахматных фигур, костюм «Ферзя – Шахматной королевы», шахматная доска и фигуры.

Дети сидят на украшенной шарами и изображениями шахматных фигур веранде. Входит Ферзь – Шахматная Королева, под торжественную музыку.

Ферзь: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я – Ферзь, Шахматная Королева! Сегодня в моем замечательном древнем королевстве великий праздник – Всемирный день шахмат!

Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Автор: А. Романовских

Правильно, ребята! Послушайте, как образовалось наше королевство!

Шахматная сказка.

Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевсто на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки,черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие червствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

Воспитатель: А знаете ли вы шахматные фигуры, ребята? Давайте на них посмотрим и послушаем про их особенности – кто как ходит и какую функцию выполняет в волшебном королевстве!

(выходят дети по очереди с изображениями фигур)

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Король.

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

Слон.

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Ладья.

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Может сделать рокировку –

Короля упрятать ловко.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

И расстановка фигур -

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Давайте, ребята, поможем расколдовать хотя-бы на время, наших принцев!

Смельчак должен выполнить заданий для помощи шахматам.

1 задание.

Нужно протянуть руку в мешок, куда сложены шахматные фигуру и определить что это на ощупь.

2 задание

Теперь усложняется - Ферзь называет фигуру, а смельчак вытаскивает именно ее.

3 задание

Расскажи, что ты знаешь о шахматах - история возникновения, правила игры.

4 задание

Вспомни животных черно-белой окраски.

5 задание

Загадки о шахматах

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,

А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -

Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

Если ты играешь ловко,

Знай, как делать … (рокировку)

Королю ещё не крах,

Если ты заметишь … (шах)

Коли ходишь наугад,

Можешь сделать только … (пат)

Нет пути теперь назад!

Я уверен – это … (мат)

Физкультурная минутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

Вот и закончился наш праздник! А теперь давайте посмотрим, как старшие ребята сражаются на шахматной доске!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей и родителей "День шахмат"

Мероприятие разработано и организовано совместно с музукальным руководителем детского сада....

Развлечение в форме брейн ринга "Шахматы - увлекательная игра".

Целью развлечения является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредств...

Развлечение "Шахматы играют в прятки"

Данное мероприятие поможет детям закрепить знания о шахматных фигурах; развить логическое мышление, память, внимание; а также привить любовьдетей к шахматам и уверенности в своих силах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста

Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста...

Сценарий развлечения "Играем в шахматы вместе с папой", посвященный 23 февраля

Сценарий развлечения "Играем в шахматы вместе с папой", посвященный 23 февраля...

Развлечение Знакомство с шахматами

Дети знакомятся с шахматными фигурами...