Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Волошина Марина Николаевна

Сценарий развлечения "Шахматный турнир "Шахматей-ка" для воспитанников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shahmatey-ka.docx887.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Филиппок» город Нижневартовск

Организация досуга для детей

«Шахматный турнир для детей

старшего дошкольного возраста

«Шахматей-ка»

приуроченный 50-летнему юбилею

города Нижневартовск»

Воспитатель: 

Волошина Марина Николаевна  

г. Нижневартовск 2022 г.

Тема: «Шахматный турнир для детей старшего дошкольного возраста «Шахматей-ка» приуроченный 50-летнему юбилею города Нижневартовск»

Пояснительная записка

История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из игры одиночек превратились в занятие миллионов. Известный педагог В.Сухомлинский писал «… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры».

Об актуальности и пользе занятий шахматами для развития памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Но еще более важным в наше время является возможность для ребенка в игре пройти через различные житейские ситуации, испытать счастье успеха, научиться «держать удар» в минуты поражений. Именно этот, в детстве приобретенный опыт позволит ребенку безболезненно войти во взрослую жизнь, раньше сверстников сформировать свой философский взгляд на неудачу, что обеспечит в переходном возрасте большую психологическую уравновешенность, научит цивилизованно, за доской реализовывать собственную агрессивность.

Игра в шахматы разовьет навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует ребенка на труд, собственные усилия.

Не менее важен коммуникативный аспект. Занятие шахматами – это альтернативное школе общение в разновозрастном коллективе, где каждого, даже самого маленького, ценят; где над личными достижениями не посмеются, а постараются не отстать.

Шахматы являются гимнастикой памяти, воли, ума, служат организации культурного досуга детей. Обучение детей игре в шахматы положительно влияет на формирования образовательного и культурного кругозора, интеллекта и характера учащихся. Подготовка, обдумывание хода игры и анализ шахматной партии сродни решению математических задач, поэтому шахматисты лучше успевают в школе по математике и родственным ей предметам.

Любое обучение подразумевает под собой выяснение того, как был усвоен материал. Для того, чтобы оценить уровень овладения шахматной игрой, проводится мониторинг знаний детей посредством тестирования, бесед, дидактических упражнений, диагностических заданий и т.п.

Одним из эффективных способов выяснить уровень знаний ребенка является участие в шахматных турнирах.  При подготовке к проведению турнира была проведена предварительная работа. Дети принимали участие в турнирах в своей группе, а также в турнирах, организованных совместно с МСОО Федерация шахмат по г. Нижневартовск.

Цель:

Привить детям интерес к шахматам и создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  1. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  2. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Методы:

Словесный: объяснение, художественное слово

Наглядный: оформление зала, атрибутика.

Практический: игра, задания.

Предварительная работа:

•        Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны судий требованиям.

•        Выбрать состав жюри и арбитров, ответственного за награждение победителей и участников турнира.

•        Подготовить сценарий, костюмы, заранее выучить с детьми стихотворения для вступительной части.

•        Подготовить музыкальное сопровождение.

•        Подготовить музыкальный зал сада для проведения шахматного турнира.

Материалы и оборудование: 

•        костюм для шахматной королевы

•        головные уборы для шахматных фигур

•        сувениры и дипломы для всех участников турнира

•        протокол для жюри

•        1 ручка

•        12 шахматных наборов

•        12 шахматных часов

•        7 столов

•        1 напольная доска

•        1 презентация

•        24 стульев для детей.

Этапы деятельности

Психологический настрой, Вводно-организационный

Звучит музыка (включает музыкальный руководитель).  Дети под музыку заходят в зал, осматривают зал, рассаживаются на удобные места.

2 мин

Мотивационно – побудительный

Ведущий: Ребята, сегодня у нас замечательный день. Мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. А на открытие турнира мы пригласили очень важную гостью. Итак, встречаем.

(Звучат фанфары. Входит шахматная королева)

Шахматная Королева: Здравствуйте, дорогие ребята.  Я приветствую вас в моем шахматном королевстве. Сегодня я пришла к вам с очень важной миссией. В детском саду нужно провести турнир и выявить, кто же самый лучший шахматист нашего сада? Но прежде, чем начать турнир, я предлагаю вам отгадать мои загадки!

Стою на самом краю,

Путь откроют – пойду,

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.   (Ладья).

       

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит.

(Слон).

На шахматной доске —

Сильнейший он.

«Плывёт», ну, как ладья,

И «топает», как слон.

(Ферзь)

Этот маленький солдат

 Лишь команды ждет,

 Чтоб с квадрата на квадрат

 Отправиться вперед.

 На войну, не на парад

 Солдат тот держит путь.

 Ей нельзя пойти назад,

 В сторону свернуть.

 (Пешка.)

А у неё повадки

Необычны и смешны:

 Притаится, словно в прятки,

 И скакнет из-за спины.

 (Конь.)

 Это — важная фигура

И она незаменима.

Выполняет свою роль —

Царствует в игре …

(Король)

4 мин

Актуализация

Шахматная Королева:  Как вы, наверно, догадались, это были загадки про моих верных помощников - шахматные фигуры. Они тоже пришли к нам в гости. Давайте их поприветствуем!

(Входят дети, наряженные в шахматные фигуры)

1 ладья

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

Горизонтали, вертикали,

Еще умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!

2 слон

Он на слона похож едва ли

Хотя зовём его мы- слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он!

3 пешка

Здесь тонкий, но упрямый

Раздался голосок:

- Я пешка. Ход мой- прямо,

Удар наискосок!

А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать?

4 конь

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

5 ферзь

Представляю вам ферзя –

Я помощник короля.

У меня своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешу-

За позицией слежу.

После конницы, слонов

Я начать войну готов.

6 король

Запомни основную роль

Играет в шахматы король!

У короля короткий шаг,

Он осторожен - близок враг…

Когда ему объявят шах-

Сигнал тревоги, но не крах.

А если он получит мат,

Сдастся сразу весь отряд!

 

Шахматная королева: Шахматы-это одна из самых древних игр. Появилась она в Индии. Шахматы считаются волшебной и умной игрой. Все великие люди всех времен и народов любили играть в шахматы, потому что эта игра развивает логику, математические способности, фантазию. Шахматы нас заставляют думать и просчитывать свои ходы заранее. Об этой игре есть замечательное стихотворение.

Учитесь в шахматы играть - древнейшая игра

Она научит побеждать и закалит тебя

Научит думать и решать

Как верный делать ход

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Шахматная королева: Прежде, чем начнем турнир, я хотела бы узнать, а все ли вы знаете о шахматах?

1 задание: «Расставь правильно

Надо расставить шахматные фигуры по своим местам правильно в начальную позицию, а я засеку время на шахматных часах. (Дети по 2 человека выходят и на время расставляют фигуры на демонстрационной доске)

Молодцы! Я увидела, что все знаете место каждой фигуры в начале каждой партии.

2 задание: игра «Доскажи словечко»

  • Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
  • Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может(пешка).
  • Играет не простую роль Его величество (король).
  • В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).
  • В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а (мат).
  • Нужно проявить сноровку, чтобы сделать (рокировку).

5 мин

Основная часть

Шахматная королева: Ребята, какие вы молодцы. Я очень рада объявить для вас турнир.

Властью данной мне шахматным королем, даю приказ объявить шахматный турнир «Шахматей-ка» открытым!

(Звучат фанфары)

Поприветствуем уважаемое жюри, которое будет следить за соблюдением правил и решать спорные вопросы турнира.

(зачитывается список жюри)

Поприветствуем участников турнира!

(Зачитывается список детей  (дети выстраиваются в линейку)

Ведущий: Прежде чем приступить, прослушайте внимательно обязательные правила турнира:

1.        Играем 3 тура. В каждом туре вы будете играть с тем соперником, с которым еще не играли;

2.        Главная цель-поставить шах и мат;

3.        Соблюдаем уважительное отношение ко всем участникам турнира, не шумим, не разговариваем и не подсказываем друг другу;

4.        Над доской должна быть только одна рука, только того участника, который делает ход;

5.        Есть правило-тронул фигуру-ходи, не забывайте его, не хватайте фигуры, не обдумав ход заранее;

6.        Игра будет проходить с использованием шахматных часов, 10 минут на партию каждому участнику;

7.        Если у вас закончилось время, то засчитывается проигрыш тому, у кого оно закончилось;

8.        В любой спорной ситуации поднимайте руку, и судья подойдет к вам для решения проблемы;

9.        При патовой ситуации оба игрока считаются проигравшими.

Ведущий: Сейчас я буду называть фамилию и имя, номер стола, цвет фигур. По этому списку рассаживаемся за столы

(дети сели)

Жюри: Дорогие участники шахматного турнира! Желаем вам удачи и победы на турнире.

(Дети играют, жюри ведет подсчет очков и следит за соблюдением правил и при спорных ситуациях проводит разбор)

20-30 мин

Заключительный этап. Рефлексивно – корригирующий

Шахматная королева: Наступил самый волнующий и торжественный момент- награждение победителей, который проведет главный судья нашего турнира.

(грамоты подготовлены заранее, проводится награждение победителей и участников)

3 мин

Ожидаемые результаты:

  1. Знать и соблюдать:
  1. правила проведения шахматной партии;
  2. значение материального преимущества;
  1. Уметь:
  1. использовать простейшие тактические приёмы;
  2. пользоваться шахматными часами;
  3. правильно вести диалог с арбитром;
  4. грамотно заканчивать партию;
  5. правильно предлагать ничью;
  1. быть:
  1. внимательным, любознательным;
  2. справедливым при общении с соперником;
  3. выдержанным, психологически устойчивым во время партии

Фотоочет проведения шахматного турнира 10.03.2022 г.

C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-85f7fb1d02b94b66d31079820626aa7cc0b7311b709825aeead7e8d445dc0eb7_50862eb971fa2c94.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-c803ea3f67a3481f124d0b4f62e07141fb96d4b5ffc4f05728e7e705dbe5639e_50862eb971fa3ce5.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-1ed0f7f7564e1a8bc2529be7d0abb603a046069285d1f2d0ebb164cd014b7cd0_19023853c7e751cd.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-9ec85b788910142e276db93d368073aa9ff493ff0b2b57c439a6d70c91cd0901_8a979a438326d178.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-04-1ad5ca3c9a118f62cc53792e3d103171ed8c96fb9464226920ae4e99870bbeab_dfe686d736b932a7.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-04-53e7e7317a41692f1d5cc9694c4ccc2eefccbebf6bbf2e1869286a2ceadc422d_b58bb9df4862e1dd.jpg C:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-6137c390464d806cdfc6f3ba1e6bbb3c4ee122ef2023a23d9fe69f06533d380c_c11b5b08236ad659.jpgC:\Users\Роман\Documents\ViberDownloads\0-02-05-f5cc0599ae13d72b30f45eb022e5029a3f21e0424f159252970bd5910d3ebbb4_160a2c9d0d5e46b6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шашечный турнир" - сценарий спортивного состязания между воспитанниками подготовительного возраста МБДОУ г.Тихорецка МО Тихорецкий район

Муниципальный турнир по игре в шашки для воспитанников МБДОУ Тихорецкого района организуется и проводится в МБДОУ №8 «Аленушка» города Тихорецка.Цель турнира:  формирования интереса к игре в русс...

Сценарий конкурса чтецов среди воспитанников старшей/подготовительной группы, посвященному Всемирному дню поэзии

Целью конкурса является привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов....

Сценарий развлечения "День знаний" для воспитанников старшего возраста

Развлечение формирует познавательную мотивацию, положительные представления о профессии учителя, вызывает интерес к школе,бережное отношение к  книгам.Закрепляет  знания о школе....

Сценарий совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Сценарий совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста....

"Осенние проделки Бабы-яги" Сценарий осеннего развлечения для воспитанников старшей группы ДОУ.

Сценарий Осеннего развлечения  предназначен для детей 5-6 лет (воспитанников старшей группы). В данном сценарии побобран музыкальный материал и стихи согласно возрасту детей. В данном сценарии пр...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров»

: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе....