Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкинские чтения"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
В сценарии представлен материал для проведения литературно-музыкальной гостинной,посвящённой А.С.Пушкину.Викторины,краткие биографические данные,танцевальные композиции,театрализация и ,конечно, декламирование стихотворений великого поэта,сделают этот праздник по-настоящему интересным,полезным и запоминающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno-muzykalnoy_gostinoy_pushkinskie_chteniya.docx | 25.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Пушкинские чтения» для всех возрастных групп.
Задачи:
-повторить и закрепить у детей знания сказок А.С. Пушкина, развивать интерес к его творчеству;
- воспитывать любовь и уважение к русскому поэту, к русскому языку, истории;
- обогащать словарный запас дошкольников;
- формировать представления о музыкальном искусстве времён А.С. Пушкина, активизировать музыкально-ритмические и творческие способности воспитанников.
(В музыкальный зал, украшенный иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина входит Няня.)
Няня: Здравствуйте, ребята. Вы меня, конечно, не знаете! А я вам расскажу сейчас…Я - няня…точно такая же, как была у А.С. Пушкина, чье день рождение все сегодня отмечают во всем мире.
Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас всех в гости пригласил он нас.
Вот поэтому мы и собрались здесь, чтобы узнать о нем побольше. И я вам сегодня тоже рассажу о нем, мы поговорим о его творчестве и даже поиграем с вами!
Няня: Давным-давно, 6 июня 1799 года в Москве на свет появился мальчик Саша! Когда он вырос, то написал много литературных шедевров. Россияне в разговоре часто цитируют строки из его произведений, которые навсегда отложились в памяти. В нашей стране, да и во всём мире очень любят Пушкина и его творчество. Пушкинский день получил официальный статус в 2000 году согласно Указу президента Российской Федерации. Эту дату еще называют Днем русского языка. Такое событие подчеркивает, что очень важно и необходимо знать свой родной, русский язык. Русский язык - это общенациональное достояние нашего народа, часть культурного и духовного развития граждан.
Сказки Пушкина многие дети знают наизусть. И вы их тоже знаете; давайте все вместе вспомним их названия. (Дети называют)
Няня: Правильно! Это:
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
«Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
«Сказка о Золотом …» (петушке)
«Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)
«Сказка о попе и….» (работнике его Балде)
Есть правда еще несколько произведений А.С. Пушкина, которые можно, наверное, назвать сказками, но они малоизвестны, например:
Совсем коротенькая "Сказка о медведихе", которая написана в исконно "русском-народном" стиле или малоизвестная сказка "Жених", написанная по мотивам сказки братьев Гримм "Жених-разбойник".
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Няня: Ребята! А кто знает из вас - как звали няню Пушкина? (Дети отвечают)
Няня: Правильно - Арина Родионовна. Эта самоотверженная, добрая женщина вырастила маленького Александра, была его опорой, другом и даже музой! Без ее заботы, опеки, поддержки Пушкин не смог бы стать столь яркой личностью. Арина Родионовна вкладывала в мальчика все, как в родного ребенка. Она водила его на городские представления, на рынок, на ярмарки, выезжала с ним на природу, прививая любовь ко всему живому. Правильное воспитание и развитие мальчика дали свои плоды! Пушкин до глубины души любил все русское, родное сердцу. Крепостная няня Арина Родионовна стала настоящей воспитательницей и самой близкой его сердцу человеком.
Она первая познакомила Пушкина с русскими сказками. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Арина Родионовна слышала эти сказки от других людей, любила придумывать сама. Многие рассказы он записывал, а потом использовал в своих сказках.
Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее…
-«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер….Ребята, как вы думаете, какую сказку после этого сложил А. С. Пушкин? Правильно.
(Театрализация отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Няня: Давайте дальше проверим ваши знания этих замечательных сказок.
«Вопрос – ответ». Вопросы на знание сказок А. С. Пушкина.
1. Где жила белочка (в хрустальном доме).
2. В кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля).
3. У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).
4. Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою).
5. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из сказки? (невод)
6. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
7. Как золотая рыбка проучила старуху? - (Старуха осталась у разбитого корыта).
8. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя (Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит)
9. О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица (О своей красоте)
10. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне (Яблоко)
11. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
12. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане»)
13. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец)
Няня: Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, сочинял, конечно, не только сказки, но и автор других многочисленных литературных произведений. Поэмы, повести и, конечно, стихотворения. И сейчас мы с удовольствием послушаем их - эти стихи, которые вы приготовили к этому дню-дню рождения Пушкина!
Дети читают стихи.
Няня: (стихотворение про птиц)
ТАНЕЦ «Птицы»
ИГРА «Волшебный мешочек»
Няня: Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Вы хотите поиграть,
Чтобы сказку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы – их называть!
В мешочке находятся предметы из разных сказок А. С. Пушкина. Достаются предмет и называют сказку и героя, связанного с этим предметом: (зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, белочка, орешки в мешочке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь.)
Няня: В эпоху Пушкина главным светским мероприятием был бал открывался полонезом, пришедшим на смену манерному менуэту ХVIII столетия. Обычно его начинала хозяйка дома в паре с кем-то из именитых гостей. Вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс. Как поговаривали в те времена – вальсом на балу начиналась любовь, а мазуркой решалась судьба.
В пушкинские времена на балах не только танцевали, но и вели светские беседы, читали стихи, писали друг другу пожелания, и, конечно же, музицировали.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Итак, король бала! Вальс!
ТАНЕЦ - «Метель» (Г. В. Свиридов)
Няня: Давайте ещё я проверю ваши знания сказок Пушкина. Приготовились?
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
6. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
7.«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге
В чаще, как жар гора,
Тридцать три богатыря». - («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди»).
8. «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
9.«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят». («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди») .
10. «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)
ИГРА «Кто лишний?»
Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним. (Проводится 3 раза, каждый раз ведущий ускоряет темп).
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Няня: Вот и заканчивается наша с вами сегодняшняя встреча с великим наследием А.С. Пушкина. Не забывайте, что наш детский сад находится как раз в тех местах, где провёл своё детство поэт, когда был маленьким и гостил у своей бабушки, в селе Захарово. И вам будет интересно и полезно побывать с вашими родителями в старинной усадьбе и пройти по тем же тропинкам, по которым ходил маленький Саша, слушая сказки бабушки и своей няни-Арины Родионовны.
Мы любим Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жанр души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального досуга "Сказки дедушки Чуковского"
Литературный досуг -это результат проектной работы по ознакомлению детей с произведениями К.И Чуковского. Досуг получился весёлым и интересным....
Сценарий литературно-музыкального смотра-конкурса «В гостях у сказки» Венок из сказок «Волшебный цветок»
«В гостях у сказки» Венок из сказок «Волшебный цветок»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Победы.
Для детей подготовительной группы литературно-музыкальная композиция "Экскурсия в мини-музей боевой славы"....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дядя Стёпа - полицейский"
Литературно-музыкальная композиция создана по мотивам произведения С. Михалкова "Дядя Стёпа - милиционер". Предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на закрепление знаний детей...
Сценарий литературно-музыкального досуга "Прогулка по Петербургу".
Воспитывать любовь к родному городу через стихи, песни, желание узнать много интересног о нём, гордо носить звание "петербуржец"....
Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного годовщине победы в Великой Отечественной Войне (подготовительная группа)
Предлагаю вашему вниманию сценарий. Думается, в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, он будет актуален...
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (с использованием ИКТ)
Представлен сценарий литературно-музыкального правздника для старших дошкольников, посвященный празднованию Великой Победы над Германией (с использованием информационно-коммуникационных технолог...