Экологический праздник в подготовительной группе «Хоровод у Байкала»
методическая разработка (старшая группа)

Новикова Елена Михайловна

Земля это наш общий дом для всех тех, кто на ней живет. Она всем нужна: растениям, насекомым, животным и, конечно же, людям. Огромен и прекрасен наш родной дом - наша Россия. Наша малая Родина – это Бурятия

                         

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_s_prilozheniem.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР - д/ с "Теремок"

Экологический праздник в подготовительной  группе

«Хоровод у Байкала»

Составили и  провели воспитатели:

                                                                 Новикова Е.М. Швецова Е.Л.

г. Северобайкальск

  2023 г.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Форма проведения: экологический праздник

Форма организации детей: групповая

Предварительная работа: НОД о животных родного края, лепка, рисование, аппликации животных, птиц, растительности республики Бурятии, заучивание песен «Мы хотим, чтоб птицы жили», «Лес наш дом», «Гимн Бурятии», хоровод «У Байкала»,  поиск родителями сообщений о животных «Красной Книги», просмотр презентаций о Байкале, создание экогазет, панно «Священный Байкал»,  слушание аудио сказок о животных Байкала, чтение художественной литературы о животных и птицах.

Цель:  расширение знаний и понятий о проблемах экологического характера, касающихся оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни.

Задачи: 

  • Расширить знания детей о флоре и фауне озера Байкал.
  • Закрепить знания о правилах поведения в лесу.
  •  Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, речь, мышление, умение анализировать,  экологическую культуру, физическую активность.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, бережное отношение и любовь к природе родного края.

Материал: 

презентация с фотографиями флоры и фауны озера Байкал, презентация «Не уроните шарик», видео-сообщение инспектора по охране природы,  видео из жизни сокола-сапсана, орлана - белохвоста, манула; отрывок из текста В.В. Бианки «Великое переселение птиц на родину»;

музыкальное сопровождение минусовки песен: «Гимн Бурятии», «Мы хотим, чтоб птицы пели»,  хоровод «У Байкала» Костюмы для героя Шито –Крыто(герой журнала «Сибирячок»)

рюкзак, спички, муляжи ружья и муравейника, декорации леса, канаты, обручи, шарики, картинки с изображением диких животных;

материал для создания экологических газет, ножницы, клей.

Средства ТСО: музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран.

 

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, Земля это наш общий дом для всех тех, кто на ней живет. Она всем нужна: растениям, насекомым, животным и, конечно же, людям. Огромен и прекрасен наш родной дом - наша Россия.

Воспитатель: Наша малая Родина – это Бурятия

                         Таежная, озерная, степная,

                         Ты добрым светом солнечным полна.
                         Цветущая от края и до края,

                         Будь счастлива, родная сторона.

  Гимн Бурятии (стихи - Дамба  Жалсараев,  музыка - Анатолий Андреев.)

-совместное исполнение детей  и родителей  (см.приложение) 

 

Мы  гордимся тем, что на территории нашей республики находится удивительное, уникальное явление природы – знаменитое озеро Байкал. Его воспевают в песнях, о нём слагают стихи.

Вот какие строки посвятил Байкалу бурятский поэт Жамсо Тумунов. Он был участником Великой Отечественной войны.

Ребенок читает стихи:

                                        Широкий, бездонный, великий Байкал!

                                        Я часто тебя вдалеке вспоминал,

                                        Мечтал о твоей серебристой волне

                                         На этой тяжёлой и долгой войне.

                                        За семьдесят гор и за семьдесят рек

                                        Не может тебя позабыть человек…

 Хоровод  «У Байкала» (см.приложение).

Воспитатель: Лес – наше богатство и его нужно охранять. Все мы должны это делать, но есть люди, которые выбрали своей профессией охрану природы – это лесник, егерь, инспектор. Вот сейчас мы попытаемся связаться с инспектором по охране природы.

Онлайн включение:   Связь с инспектором по охране природы. (см.приложение)

Воспитатель:

Все мы любим, ходить в лес, отдыхать на Байкале.

Вы знаете правила поведения на природе?

Много знаете о животных и растениях? (Да)

Посмотрите,  у меня есть новая лесная игра (демонстрирую магнитный дартц).

Правила игры таковы: я задаю вопрос, а вы, если ответили правильно, значит попали в цель.  Начнем?

 Игра  «Бей ответом прямо в цель».

 (Игра дартс. На каждый правильный ответ прикрепляется магнитная стрела, подсчитывается количество правильных и неправильных ответов).

Какие цветы первыми расцветают у нас весной?

Никто не пугает, а вся дрожит?

След, какого зверя похож на человеческий?

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

Растет ли дерево зимой?

Самое глубокое озеро в мире?

Река, вытекающая из озера Байкал?

Какие виды животных и растений называют эндемиками?

Рыба, которая в основном состоит из жира?

Единственное млекопитающее Байкала?

Губка байкальская это растение или животное?

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель зачитывает смс сообщение от инспектора.

«Весна началась! Птицы летят с зимовок. Переселение на родину идёт в строгом порядке. В  этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами. Первыми в путь трогаются те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы - им надо дождаться свежей листвы и травы, они слишком заметны на голой земле и деревьях. Путь у них длинный и очень трудный, поэтому они перелетают стаями, помогая друг другу».

        

Воспитатель:  Ребята,  большинство птиц -  перелетные, они улетают на зиму в южные края из-за недостатка пищи и тепла, а весной возвращаются. Путь у них длинный и очень трудный, поэтому они перелетают стаями – большими семьями, помогая друг другу.  А вы ходите побыть перелетными птицами? (ДА)

 Подвижная игра  «Перелет птиц».

Цель: развитие интереса к совместной игре, стремления к достижению цели, ответственность за результаты личных и командных действий; способствовать проявлению взаимопомощи; информирование о влиянии времен года на жизнь птиц.

Материал: обручи 6 штук.

Содержание: Дети делятся на команды – «стаи». Игроки каждой команды строятся в колонну, имеется дистанция между игроками. Колонны располагаются параллельно на расстоянии не менее 3 м одна от другой. Команды получают по обручу, за который держится  ребенок. Перед колонной отмечают линию старта и на расстоянии 60 – 100 м линию финиша – «юг». По команде «Птицы на юг полетели!» Дети по одному с обручем перелетают на противоположную сторону,  обходя препятствие, цепляют следующего ребенка, и т.д. все дети. Команда, прибывшая первой в полном составе, считается победившей. Примечание: Все дети должны передвигаться, не отпуская веревку. Если игрок «оторвался», команда должна помочь ему ухватиться за обруч. В противном случае он выбывает из игры. «Стая» заканчивает свой путь, когда последняя «птица» пересечет финишную черту.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Очень дружные у нас команды. Ни одна команда не потеряла своих игроков. Вернулись в полном составе.

Под музыку входит Шито-крыто.

Шито-крыто:  Шито  всё крыто, запрятано, зарыто, заколочено замолочено.

Как здесь здорово! Всё рядом: лес, речка, рыбы, дичи, зверья сколько хочешь. Стоит только руки протянуть, и все твое. Жарь, парь, ешь, не хочу!

Где - то  динамит и ведра и быстро на речку, за рыбой (ищет в сумке).

Что-то ни зверей, ни птиц (идет по лесу) сегодня не видать.

А мне срочно нужно новое ружьё испытать.

Чем заняться? Лес совсем пустой (увидел муравейник)

Наконец-то! Муравейник…

Словно вырос предо мной. Ну-ка, я для интереса разворошу  его слегка ногой.

Ха – Зашевелились мураши, а то заспались совсем в лесной глуши.

Воспитатель: Да разве можно так себя вести? Нужно срочно с ним беседу провести. Рассказать, как следует вести себя всегда, не принося  природе бедствий и вреда.

Воспитатель (обращается  к Шито-Крыто. Герой журнала «Сибирячок»)

Что Вы делаете? Ружье, зачем? Охота запрещена,  у многих зверей весной появляются детеныши, а муравьев, зачем топтать? Ведь в природе всё взаимосвязано. Задавил комара - исчезли лягушки. Исчезли лягушки -  исчезли цапли и люди. От того, что многие люди не берегут природу - приходит беда.

Шито-Крыто: Да никуда это зверье не денется.

(Показывая на муравейник).

 –Вон их сколько…  миллион.

Воспитатель предлагает Шито-Крыто поиграть с детьми и понять взаимосвязь в природе.

Подвижная игра «Кто кого ест».

Цель: развитие двигательной активности, внимания, формирование произвольности, ответственности за результаты личных действий, поддержка неуверенных, закрепляет знания о целях питания на примере конкретных животных и растений, объясняет их необходимость для существования животного и растительного мира, помогает пережить эмоциональный опыт работы в команде.

Содержание: группа делится на 2-4 команды (по 5 человек). В каждой команде распределяются роли: «зерно», «клевер», «заяц», «мышь» и «лиса». По команде ведущего «Растения и животные отдыхают» - все свободно двигаются, изображая свое животное или растение. После команды: «Цепь питания – «клевер!» каждая команда строит свою шеренгу, соответствующую цепи питания: клевер – заяц – лиса. По команде «Цепь питания – «зерно!» участники выстраиваются в последовательности «зерно – мышь – лиса». Примечание: очередность и количество команд, которые подает ведущий, произвольные. Команда, первая выполнившая задание, получает балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кого не стало?».

 Дидактическая игра  «Кого не стало?»

Под музыку дети и Шито-Крыто закрывают глаза, воспитатель накрывает платком одного из игроков (клевер, зайца, лису, зерно или мышь). Заканчивается музыка все открывают глаза. Дети и Шито-Крыто определяют, кого не стало, и рассуждают, кто находится за тем, кого не стало? (перечисляют), значит, их тоже не станет. (Игра проводится 3-4 раза).

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Онлайн включение:   сегодня в объектив камеры попали редкие животные, занесенные в красную книгу (на экране видео о животных, ребенок   рассказывает приготовленное сообщение «Орлан - белохвост»).

Воспитатель: Из-за того, что очень много отстреливали этих птиц, их осталось очень мало и  Орлан - белохвост, занесен теперь в Красную Книгу.

Воспитатель обращается к Шито-Крыто:  Видишь, сколько бед ты натворил?

Чуть наш лес не погубил!

Шито-Крыто: Прошу простить меня за то, что сделал много бед!

Я обещаю на земле оставить добрый след!

Природу буду охранять,  от злых поступков защищать! Я возьму с собой птенцов и буду дома размножать.

Воспитатель:  Да нет же, нельзя этого делать.

Шито-Крыто: Почему?

Воспитатель:  Дети, вы знаете, почему нельзя трогать и тем более брать с собой птенцов, обнаруженных вами в природе? (Ответы детей)

Воспитатель уточняет:  Потому что, во-первых, мы не создадим ему соответствующих условий жизни и питания, и он у нас погибнет. Во - вторых, наверняка рядом с ним находится или его ищет мать, которую мы можем спугнуть. Если, идя по лесу, вы увидели кричащего птенца, постарайтесь тихонько уйти оттуда, не трогайте и ни в коем случае не забирайте его с собой».

Подвижная игра «Не тронь птенца»  с родителями и Шито-Крыто.

Цель: развитие скоростных и силовых способностей, быстроту двигательной реакции, умение владеть мячом, меткость; воспитание ответственности за результаты личных действий, самостоятельность, смелость, честность; создание условий для проявления взаимопомощи; проявлять чувство радости за успех товарищей; формировать чувство сострадания к животным; предупреждает о том, недопустимо трогать птенцов, обнаруженных в природе.

Содержание: группа детей делится на три подгруппы: «птенцов», «незнаек» и «юннатов». Чертят две линии, расстояние между которыми 5 м. Возле 1-й находятся «птенцы». В промежутке между линиями рассредоточиваются «юннаты», а за 2-й линией – «незнайки». «Юннаты»: «Вы зачем пришли?». «Незнайки»: «Хотим птенцов забрать». «Юннаты»: «Их нельзя трогать». «Незнайки»: «Почему?» «Юннаты»: «Они еще маленькие, им может помочь только мама. Мы не разрешаем их трогать!». После этих слов «нельзя трогать «незнайки» пытаются мячом попасть в «птенцов». «Юннаты» должны задержать мяч у себя. Если мяч касается «птенца», тот выбывает из игры. Примечание: «Птенцы» должны быть в игре неподвижными. За каждый пойманный мяч «юннаты» получают по 3 очка. За каждый отбитый мяч и за каждый мяч, попавший на поле «птенцов», «юннаты» и «незнайки» получают по 1 очку. Выбывший «птенец» прибавляет «незнайкам» 3 очка. Выигрывает команда, набравшая больше очков. За «птенцами» следует расположить 2-3 помощников, которые перебрасывают (возвращают) мячи «незнайкам».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, Вы  всё поняли и научили Шито-Крыто тому, как надо вести себя в природе.

Шито-Крыто: Спасибо ребята, я всё понял. До свидания! – уходит

Онлайн включение. На фоне видео дети   рассказывают приготовленное сообщение  «Сокол-сапсан», «Манул»).

Воспитатель приглашает детей в центр зала.

Песня  «Мы хотим, чтоб птицы пели» Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова

 (см.приложение)

(На экране появляется заставка-презентация  «Не уроните шарик».  Дети образуют круг.  В руках воспитателя глобус, который он передает рядом стоящему ребёнку после первой строки стихотворения. Ребенок, получивший глобус читает следующую строку стихотворения и передает глобус дальше по кругу)

Чтение стихотворения И. Петросян «Наш дом родной».

Наш дом родной, наш общий дом –

Где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг!

Тут-речка, там-зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь!

Воды в пустыне не найдёшь.

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря

Всё называется – Земля

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой –

Любимую планету

Воспитатель уточняет у каждого ребёнка, почему он любит свою планету.

Воспитатель зачитывает смс сообщение от инспектора:

 - Дорогие, ребята! Я думаю, вам понравилась информация, доставленная моими видео сообщениями  о животных и птицах, вы узнали много нового и интересного. До свидания! До новых встреч!

Исполняется песня  «Лес – наш дом». Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова

Практическая часть( см.приложение)

Родители и дети делятся на две команды. Из предложенного материала создают газеты по экологии с рубриками: «Лесные новости», «Айболит», «Это интересно», «Рекомендации».

Презентация газеты.

Итог: всех благодарим, детям вручаются медали и призы.

Фотография на память.

   

Приложение:

«Мы хотим, чтоб птицы пели» Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова

Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.        

Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.

Ах, как хочется со всеми нам дружить!

Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться

И сады в краю любимом будем мы растить!

Песня "Лес-наш дом"
Автор Керсти Кууск, рус.текст Майя Мюкканен

ЛЕС БОЛЬШОЙ ЗЕЛЁНЫЙ
ВСЕХ НАС ПРИЮТИТ.
ЁЛКИ, СОСНЫ, КЛЕНЫ,
МОХ РОСОЙ БЛЕСТИТ.
ВСЕ ЗДЕСЬ ДЫШИТ МИРОМ
ДЛЯ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ.
И ВСЕМ ЛЮДЯМ В ДРУЖБЕ
С ЛЕСОМ НАДО БЫТЬ.

ЛЕС – ВЕДЬ ЭТОТ ДОМ ДЕРЕВЬЯМ И ЦВЕТАМ.
ЛЕС – ВЕДЬ ЭТОТ ДОМ И ЯГОДАМ - ГРИБАМ,
И ДЛЯ МУРАВЬЕВ, И ХИТРЫХ РЫЖИХ ЛИС.
ЛЕС КАК ДОМ БОЛЬШОЙ
ДЛЯ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ.

ЖИЗНЬ В ЛЕСУ ОГРОМНОМ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ИДЁТ,
ТРУДЯТСА С РАССВЕТА
ВСЕ КТО ТАМ ЖИВЁТ.
ВЕДЬ ЗВЕРКИ НЕ МОГУТ В МАГАЗИН ХОДИТЬ,
ПОМОГАЙТЕ ЛЮДИ ИМ В
БОЛЬШОМ ЛЕСУ ПРОЖИТЬ.

ПРИПЕВ
ЛЮДИ ЛЮБЯТ ТОЖЕ
В ЛЕС ПРИЙТИ С СЕМЕЙ:
ЗА ГРИБАМИ ЛЕТОМ,
С САНКАМИ ЗИМОЙ.
НО ПРИРОДУ НУЖНО
ЗНАТЬ И УВАЖАТЬ,
ТАК ДАВАЙТЕ ДРУЖНО
ЛЕС НАШ ОХРАНЯТЬ.

1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт

Мы в садочке-холодочке

Заведём хоровод

Дети по одному проходят в «воротики» образуя круг.

2. Про Байкал мы поём,

В гости Вас позовём,

Голубику и бруснику

Собирать в лес пойдём

Идут по кругу

3. Неспроста говорят,

Что наш край так богат,

Самоцветы Прибайкалья (Забайкальские алмазы)

Ярче солнца горят

Парами проходят в «воротики», выполняют поклон зрителям и уходят на свои места в шеренгу

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Байкал!

Шеренгой двигаются вперёд. На слово «голубой» - правая рука  к сердцу, «наш»

 - рука вверх, «Байкал» - поклон

 (глаза – на зрителей)

«Байкальский хоровод»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

Сценарий экологического праздника в средней группе "Грибной хоровод"

Песня « Осень»Вед: По лужайке босиком Солнышко согрето За цветным мотыльком Пробежало лето.Загорело, пролетело И исчезло вдалеке Мы зовём его и просим Лето, подожди!А в ответ приходит осень И ид...

Праздник «Осени веселый хоровод» в подготовительной группе

способствовать сплочению детского коллектива, создать праздничное настроение, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учёбе, используя игровую форму деятельности; развивать интерес к театрально-игро...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...

Новогодний праздник "Звезды водят хоровод"

Сценарий новогоднего праздника для детей среднего дошкольного возраста...

Экологический праздник "У берега Байкала" с учетом регионального компонента

   Конспект экологического праздника с учетом регионального компонента...