Эколого-краеведческий праздник "Туристенок"
материал (старшая группа)

Чиданова Галина Григорьевна

праздник "Туристенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_turistenok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого- краеведческий праздник: «Туристёнок»- 2024

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к туризму и активному отдыху. Воспитывать  у детей любовь  к природе.

Задачи:

  1. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата.
  2. Упражнять в практическом применении простейших туристических умений и навыков.
  3. Учить соблюдать правила безопасного поведения во время игр на природе.
  4. Закреплять умение оказывать первую доврачебную помощь себе и товарищам в походных условиях.
  5. Развивать выносливость, быстроту, ловкость, координационные способности.
  6. Развивать познавательную активность.
  7. Воспитывать заинтересованное и бережное отношение дошкольников  к окружающей природе.
  8. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам.
  9. Способствовать формированию положительных эмоций.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов. Знакомство со снаряжением туриста (рюкзак, палатка, котелок, одежда и т.п). Беседы на темы: «Кто такие туристы?», «О ядовитых грибах и растениях», «Лекарственные растения», «Береги природу», «Береги лес от пожара». Знакомство с аптечкой туриста. Упражнения в ориентировании на местности. Организация подвижных игр и эстафет на свежем воздухе. Рассказы о правилах поведения на природе и о традициях туристов.

Инвентарь:

Туристический флаг, маршрутные листы, эмблемы для станций,  задания к каждой станции, спортивный инвентарь для эстафет, рюкзаки с походным комплектом, аптечки, муляжи грибов, музыкальный центр, аудиозаписи детских и походных песен, грамоты.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:

Использование игровых ситуаций, способствующих эффективному процессу получения детьми знаний, умений и навыков при участии в турслёте. Внедрение здоровьесберегающих  технологий, сохранение природы родного края.

Ход праздника:

Спортивная площадка украшена шарами, плакатами:  «Охраняй природу!», «Привет участникам турслёта!». Дети, одетые в спортивную форму под звуки марша проходят на площадку и строятся по периметру.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на осеннем турслёте «Туристёнок»! Сегодня здесь собрались команды юных путешественников, чтобы показать свои знания о природе, проявить ловкость, выносливость в преодолении туристических препятствий, а также продемонстрировать навыки необходимые в походных условиях.

Слово для приветствия участников предоставляется заведующей:

 Корсуновой Татьяне Викторовне

(открывает турслёт и предлагает поднять туристический флаг детям ). 

Ведущий: Турслёт  года объявляется открытым! А теперь давайте знакомиться, прошу команды представить себя!

 Команды по очереди называют своё название и девиз.

 1 команда

Название. «Туристята»

Девиз: Мы прошли дорог не мало, но огромен белый свет.

Выше нос свой, туристята, ведь похода лучше нет!

2 команда

Название. «Огоньки»

Девиз. Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

Ведущий. Ну, и, конечно же, еще одна очень важная команда - это, наше жюри. Поприветствуем их.

Ведущий. Представляет членов жюри.

За каждое правильно выполненное задание, жюри будет давать 2 балла, а если будут ошибки, то 1 балл.

Ведущий приглашает детей читать стихи.

Ребенок 1. Напрасно погодой пугали,

Снова идем мы в поход.

И тот, кто не струсит и выдержать сможет

Выиграет этот турслет.

Ребенок 2. Мы турслет, конечно, не забудем,

Все сейчас соревноваться будем.

Ловкость, смелость, быстроту, сноровку

Дошколята покажут очень ловко.

Ребенок 3. Ничего на свете лучше нету,

Как в турслёте одержать победу.

Тем, кто дружен, не страшны преграды

Мы желаем получить награды.

Ведущий.  Путешествие наше будет необычным. В разных частях детского сада поселились сказочные персонажи, с которыми мы с вами познакомимся. Они с нетерпением ждут нас и приготовили увлекательные и полезные рассказы и задания.

Ведущий: Каждой команде я вручаю маршрутный лист. Изучите его внимательно и по команде отправляемся в поход! Чтобы встретиться со сказочными героями, зарядиться силой, ловкостью, хорошим настроением, начинаем наш поход!

Дети: Да.

1. Станция «Спортивная »
«Переправа»

На станции «Переправа» дети проходят полосу препятствий.

Эстафета «Болото»

Участники команды делятся на пары: один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокладывая «дорогу через болото». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.  Эстафеты пройдены.  Дети  продолжают маршрут по тропинке и приходят к  домику Лисы.

 Лиса:- Здравствуйте ребята! Я Лиса живу в лесу. А вы кто?

Дети: Мы туристы.

Лиса: А вы знаете, что нужно  брать туристом с собой в поход?

Дети: Да.

Лиса: А мы сейчас проверим ваши знания.

Игра «Собери рюкзак»

Атрибуты:  рюкзаки, котелок,  туристические принадлежности для эстафет:

«правильные» аптечка, топор и пила игрушечные, спички, соль, крупа, термос, консервы, мяч, компас, мыло, одноразовая посуда, бутылочка с водой и др.;

«неправильные»:  рогатка, машинки, газовая плита, телевизор и др.

Команды, приходящие на станцию, получают установку:

Лиса: «Планируется поход,  на улице тёплая погода. Подумайте, что из предложенных предметов нужно взять с собой, а что брать не следует и почему». На ознакомление  с предложенными предметами даётся 1-2 минуты.

Команды выстраиваются для проведения эстафеты. Лиса объявляет правила.

Каждый ребёнок по очереди подбегает к предметам,  выбирает один, нужный для похода. Бежит к рюкзаку, который лежит на некотором расстоянии от предметов с туристическими принадлежностями и кладёт выбранный предмет в рюкзак. Затем бежит обратно, и хлопком ладошки передаёт эстафету следующему участнику. Эстафета считается выполненной, когда последний участник, выполнив задание, пересечёт линию старт-финиш.

Лиса: Подводит итоги содержимое рюкзаков рассматривается и объясняется необходимость выбора того или иного предмета. Побеждает команда, которая правильно выполнила задание, не положив предметов, бесполезных в походе. Лиса благодарит, команды за участие раздает фишки. Команды  продолжают свой путь дальше по маршруту.

2. Станция «Мы здоровью скажем «Да».
Доктор Айболит: - Приветствую вас, друзья-туристы! Какие вы хорошие. А вы не болеете? Не кашляете? Насморка нет? Давайте-ка, я вас осмотрю и послушаю вас! (Слушает детей).

- Да, действительно все здоровы. Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? Больницы в лесу нет, а вот аптека - под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать.

Запомни растение – мать-и-мачеха!
Если заболит голова – приложи ее лист к больному месту гладкой стороной. Свежим соком мать - и – мачехи можно лечить раны, ожоги и даже насморк.
А от комариных укусов хорошо помогает сок подорожника. Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Еще одно растение – одуванчик – лекарственный, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

Игра "Лекарственные растения?"
Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Доктор  называет ситуацию (царапина, укус и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

Доктор Айболит: А вы знаете, что в лесу растёт много грибов. Вам очень повезет в лесу, если вы отыщите белый гриб, он же боровик, всем грибам генерал. А вот так выглядят ядовитые грибы!
 Никогда не собирай незнакомые грибы!
Игра « Съедобный или несъедобный»
На поляне расставлены большие грибы. Дети собирают грибы, какая команда лучше справиться. Доктор Айболит подводит итог конкурса и прощается, выдав фишку победителям. Участники продолжают  движение.
3. Станция «Экологическая»

Баба-Яга: — Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли?

А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!

Воспитатель: — Мы не всякие, мы туристы!

Баба-Яга: - Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её.

А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!

Воспитатель: Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя

 вести в лесу.

Баба-Яга: - А это мы сейчас проверим.

Экологические знаки.

Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков:

  • Не топчи цветы, траву.
  • Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.
  • Не кричи, не включай громкую музыку.
  • Не рви паутинки.
  • Не ломай ветки деревьев.
  • Не разоряй гнёзда птиц.

Баба-Яга: - А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор».

Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.

Баба-Яга:

- Я скажу вам от души - все ребята хороши!
Очистили мне полянку.

Баба-Яга:  До свидания! Вам пора продолжать путь, получают фишки.

3.Станция  « Туристическая»
Лесовичок: Живет на свете старичок, зовут меня – Лесовичок.
Ношу я шапку из листвы и сапоги из бересты.
Хожу, брожу я по травинкам, как по узеньким тропинкам.
Сторожу я мир лесной. Каждый день и в дождь, и в зной.
Приглашаю всех ребят в  лесу  гулять, играть!
Посмотрите, как  на полянке  красиво.

Лесовичок: Ребята, в лесу мы можем услышать удивительные звуки природы. А вы хотите послушать голоса леса?

Дети отвечают. Да.

Лесовичок: Тогда будьте внимательны.

Включаем фонограмму: пение птиц, шум ветра, журчание ручейка.

Дети стараются отгадать, что услышали. Вокруг расставлены бабочки.

Лесовичок: Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки, но мы с вами знаем, что их ловить нельзя, давайте мы их посчитаем. Дети считают бабочек.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить, сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются Лесовичком.

Лесовичок: Молодцы, вы справились с заданием! Получите фишку.

Будьте внимательны в лесу!
5. Станция «Уголок Туриста»

Воспитатель. Молодцы! Ребята вот мы пришли к последней станции, вы, наверное, очень  проголодались,  но чтобы приготовить нам обед, что мы должны сделать? (Ответы детей ).

Воспитатель. Правильно, развести костер. А кому это можно делать?

Дети: Взрослым.

Воспитатель. Ребята, а как можно помочь взрослым?

Дети: Собрать сухие ветки с земли; с деревьев ветки рвать нельзя; так же еще обязательно нужно сделать ямку.

 Задание «Разведи костер».

Дети собирают палочки для костра, взрослые делают ямку. За тем, трое детей по очереди складывают по 2 палочки в костер.  Взрослый у костра  выставляет конус - «Зажигает огонь». А чем можно потушить костер?

Дети: Водой, землёй.

Воспитатель. Молодцы правильно. Костер развели, вода в котелке закипает.

А готовить мы с вами будем «Кашу».  Все герои собираются на поляне и угощают детей кашей из одноразовой посуды.

Воспитатель. Вместе мы с вами выполнили много заданий:  справились с полосой препятствий, добрались до последней станции, обед приготовили.

Воспитатель. Наш турслет заканчивается. Уходя с поляны, что необходимо сделать?

 Дети: Убрать мусор и потушить костёр.

 Воспитатель. Правильно, проверить, чтобы ни осталось мусора и обязательно потушить костер. Приглашаю всех участников дружно убрать мусор.

И пока жюри подводит итоги наших соревнований, приглашаю всех участников танцевать.

Музыкально - ритмический танец «Помогатор».

Ведущий. Вот и подошел к концу наш туристический  поход. Понравилось?

Дети: Да.

Ведущий:  Что нового узнали? Подведём итоги. Команды выстраиваются в шеренги напротив друг друга. Вы славно посоревновались, а теперь пришла пора узнать результаты.

Слово жюри. Награждение.

Жюри. За то, что вы проявили сегодня свою смелость, ловкость, сообразительность мы награждаем всех участников.                                                       Лиса, Старичок Лесовичок, Доктор Айболит, Баба- Яга  награждают команды Грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"

Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...