Сценарий праздника для детей «Вороний день»
методическая разработка (средняя группа)

Лонгортова Ирина Павловна

Праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vorna_hatl.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для детей «Вороний день»

Цель: обогащение эмоционального опыта детей в восприятии ребёнком объектов и явлений окружающей действительности.

Задачи: развивать двигательную активность детей; познакомить  воспитанников с традиционным национальным праздником народов ханты "Вороний день"; расширять представление о традициях и обычаях народов Севера; воспитывать уважение  к национальным традициям, бережное отношение к птицам.

Участники праздника:

Предварительная работа:

  • чтение сказок и легенд народов Севера,
  • беседа о национальном празднике «Вороний день»,
  • подбор информации о встрече Вороньего праздника
  • знакомство с подвижными играми народов Севера.

  Оборудование и материалы:

  • ноутбук, mp-3 запись с музыкой ханты,
  • баранки, разноцветные ленты для украшения берёзы,
  • платок,
  • пенёк для Хозяйки чума,
  • бубен,
  • костюм вороны,
  • 2 корзины, калачи, 2 ленты,
  • канат,
  • скакалки, фишки,
  • корзина с сушками,
  • мешочек с хантыйским орнаментом

Ход праздника:

Ведущий читает стихотворение.

В Ямальский край пришла весна,

И сразу ожила  природа!                              

Проснулись темные  леса,

Березы водят хороводы.

Ворона – вестница весны

На крыльях   солнце принесла.

Свет яркий,  тёплые  лучи

Разбудят тундру ото сна.

Бегут ручьи, поёт тайга,

Шумят под небом сосен кроны,

И очень рада детвора,

Встречая праздник - День вороны!

                                А. П. Тихонова

Ведущий: Ребята, сегодня мы отмечаем  народный праздник ханты и манси «Вороний день» - день прихода весны, день прилёта ворон. Ханты и манси говорят: «К нам ворона весну приносит». В этот день люди радуются, поздравляют друг друга, ходят в гости. Вот и нас пригласила к себе бабушка Аннэ.

Хозяйка чума: Вуся улаты! Здравствуйте! Проходите, не стесняйтесь, я вас давно жду.

Ведущий: Хозяйка, поздравляем тебя с Вороньим днём, желаем здоровья и благополучия всей  семье! Прими от нас в подарок этот платок.

Хозяйка чума: Спасибо, пумасипа,  мои дорогие! Вот и пришёл к нам месяц вороны, так  ханты  апрель называют. Священная птица принесёт на своём хвосте весну.

Ведущий: А почему ворона является священной птицей для народов ханты?

Хозяйка чума: Есть одна древняя легенда. Она говорит, что ворона – прародительница ханты. Было это  давно. Случилось так, что жизнь на нашей северной земле угасла. Как-то весной прилетела ворона в наш Ямальский край. Летала-летала, кружила: нет никого вокруг, холодно, хмуро. Собралась тогда ворона с силами и каркнула во всё горло. Полетел её вороний крик  над просторами Севера, над могучей рекой Обь. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. И был тот день седьмым от начала месяца твёрдого наста. С тех пор и празднуют весенний праздник  Вороний день – Вурнга  хатл.

В этот день развешивают на берёзах калачи – символы солнца. Поможете мне подготовиться к празднику, приготовить для украшения деревьев связки калачей?

Игра-эстафета «Кто быстрее соберёт  связку калачей»

(после эстафеты дети украшают берёзы калачами)

Хозяйка чума:  К празднику всё готово. Но что-то ворона не торопится. Знаю я,   что она любит греть свои ножки. Давайте, ребята, поиграем в игру

Игра «Кто быстрее доберется до вороны?»

Появляется ворона

Ворона: А вот и я! Кар-р!  Так спешила, так спешила, что мимо пролетела, пришлось возращаться. Вижу-вижу, ждали меня, гнёздо приготовили. Скажу я вам, что являюсь покровительницей женщин и детей! Вороний день считается женским праздником. Поэтому приглашаю всех девочек на общий танец.

                                   Танец вороны (по показу)

Ворона: А мужчины в этот день соревнуются. И для мальчиков приготовила я развлечение. Покажите свою силу да удаль.

Подвижная игра для мальчиков  «Перетяни канат»

Ворона: Расскажи мне, Хозяйка, как вы в стойбище к моему прилёту готовитесь?

Хозяйка чума: С раннего утра готовим угощение.  Для тебя, ворона, стол ставим с горячей кашей и чаем. В сторону леса бросаем кусочки еды, чтобы принесла ты нам удачу, счастье, тепло и солнце. Украшаем деревья калачами. А из теста фигурки птиц печём.

Ворона: Да, поесть я люблю. А ребята знают, чем я питаюсь?

Ответы детей

Ворона: Верно, я всеядна, ем и мясо и растения, и ягоды. А какие ягоды растут в лесах нашего края?

Дети: Черника, голубика, клюква, брусника, морошка.

Ворона: Вот сейчас я вашу сообразительность и проверю! Отгадайте мои загадки!

                                           

                                                   Загадки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)

 

Круглая, а не абрикос,

Сочная, а не персик,

Голубая, а не слива,

Растет на болоте, а не клюква. (голубика)

  

На усах расту я тонких,

На болотах самых топких.

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам

И красна, и кисла –

На болоте росла. (клюква)

 

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

 

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —... (черника)

 

Ворона: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! А теперь детвора, поиграть пришла пора!

Игра «Важенка и оленята»
На полу разложено несколько обручей. В каждом из них находится «Важенка»- олениха , за обручем 2-3»Оленека». В углу зала стоит «Волк».
Бродит в тундре Важенка,
С нею – Оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
(«Оленята», подняв руки вверх, изображая «оленьи рожки» бегают «оленьим бегом» вокруг обруча)
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамы.
(Важенка в кругу грозит пальцем деткам, оленята кивают головами и выполняют бег на месте)
На проигрыш «оленята» убегают от домика играют, бегая по «тундре». На слова «Волк идет» убегают в свои домики, Волк ловит.

Игра «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры

необходимо

: 2 ложки, 2 тарелки и 2

миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в

тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда

быстрее перенесет крупу.

Дидактическая игра «Летает – не летает»

Цель: развитие целенаправленного внимания, самостоятельности.

Задачи:

Ход игры: воспитатель рассаживает ребят на стульчики вокруг себя полукругом на достаточном для игры расстоянии друг от друга и рассказывает детям о насекомых, птицах, животных, умеющих летать. Спрашивает, умеют ли люди летать и что придумали и изобрели люди для того, чтобы летать. Обобщив ответы детей, он объясняет правила игры. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они поднимут руки, разведут их в стороны, имитируя полет, помашут руками вверх и вниз. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях. Воспитатель начинает называть предметы, стараясь по возможности зарифмовать их:

Летит, летит воробей, летит, летит муравей.

Летит, летит оса, летит, летит колбаса.

Летит, летит орел, летит, летит осел.

Летит, летит бабочка, летит, летит бабушка.

Летит, летит ворона, летит, летит корова...

Дети, слушая слова воспитателя, сами определяют, какие предметы летают, а какие нет.

Нужно махать крыльями или оставить руки на коленях. Дети, совершающие ошибки, из игры выбывают. В конце остаются самые внимательные.

Ворона: По давней традиции в этот весенний праздник принято ходить друг к другу в гости и дарить подарки. Я тоже приготовила для вас подарки. (вручает ведущей корзину с сушками).

Хозяйка чума: А ещё у ханты  есть древний обычай   – в Вороний день завязывать на священном дереве  берёзе разноцветные ленточки. Завязывая ленточку, нужно загадать желание и оно обязательно исполнится. Примите от меня этот мешочек с ленточками.

Ведущий и дети благодарят ворону и Хозяйку чума за подарки, завязывают на берёзе  ленточки.

Ворона: Кар-р! Мне пора спешить дальше на Север, там очень ждут моего прилёта. До свидания! (прощается и улетает)

Ведущий: И нам пора возращаться в детский сад. До свидания, Хозяйка чума, нам очень понравилось у вас в гостях.

Список литературы и интернет-источников:

1. Авторское стихотворение А. П. Тихоновой.

2.Кенеман А.В. Детские подвижные игры разных народов. – М.: «Просвещение», 1989.

3.Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. – М.: АНО «Диалог культур», 2013.

4. http://etnic.ru/wow/obichai-i-prazdniki.html

5.http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/zagadki-pro-jagody-dlja-detei-s-otvetami.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник народов севера «Вороний день»

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси...

Сценарий праздника народов севера «Вороний день» (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель празника: приобщение детей к национальным традициям народов Югры....

Праздник народов севера «Вороний день»

Праздник народов севера «Вороний день»  Праздник  народа ханты - «Вороний день»Цель и Задачи:   1.Привитие интереса к традициям коренных наро...

Сценарий праздника народов Севера "Вороний праздник"

Задачи: познакомить детей с бытом, традициями, фольклором народов севера (Югры)...

Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...

Сценарий национального праздника народа Ханты «ВОРОНИЙ ДЕНЬ»

Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства п...