Сценарий национального праздника народа Ханты «ВОРОНИЙ ДЕНЬ»
учебно-методический материал (средняя группа)

Зердеева Елена Юрьевна

Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_voroniy_den.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАМОНТЕНОК»  

Составители: Е.Ю. Зердеева, О.В. Шарова

музыкальные руководители

Салехард 2021год.

Актуальность:

Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить понимать изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера. Вот уже несколько лет вновь отмечают народный праздник “Вороний день” – день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи урока.

  • воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам;
  •  развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения и музыкальных образов;
  • формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Предварительная работа с детьми:

  • чтение сказок и рассказов народов Севера;
  • восприятие музыкальных произведений композиторов Севера.

Действующие лица: Бабушка (Щащи)

                                   Женщина и дети в национальных костюмах.

Оборудования и материал:

Чум, костер, береза- дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда.

Ход праздника:

На сцене стоит чум. Возле чума сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Ведущая: Добрый день, ребята! Вот и наступил долгожданный праздник, праздник весны. Считается, что прилетом птицы вороны наступает на севере весна. И мы с вами сегодня отправимся в гости к бабушке, которая живет в тундре, а чтобы стало ей веселее, отпразднуем праздник вместе!

Под музыку выходит Бабушка

Ведущая: Здравствуйте Бабушка! Мы с ребятами, очень рады нашей встречи в этот праздничный день. Бабушка, пришла весна на север, а наша тундра еще покрыта большими снегами, а снег откуда?

Бабушка:  «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Ведущая: Расскажите бабушка ребятам, о том как снег тает весной и прилетают птицы.

Бабушка: Хорошо расскажу, и о том как в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник. Садитесь по удобнее.

Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

Исполняется песня «Колыбельная»

(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)

Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю, песни распевали, танцы плясали.

Песня «Приезжайте в тундру»

Бабушка: Ребята, а что еще вы знаете о севере? Какие народы проживают здесь? Какие животные обитают на севере? (Олень)

Песня «Тэтэль - вэтэль»

Бабушка: По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети за подарками и поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву снимают подарки и играют игру с вороной)

Игра «Порни- порни, нёв-нёв»

(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети  привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи)

Дети:

1.На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!

2.Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!

3.Носят серенький жилет,

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.

4.-Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подарки!

 (дети разносят по залу угощения - сушки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник народов севера «Вороний день»

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси...

Презентация "Национальные праздники народов ханты и манси"

Презентация  "Национальные праздники народов  ханты"   и манси"...

Сценарий праздника народов севера «Вороний день» (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель празника: приобщение детей к национальным традициям народов Югры....

Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе

Сценарий  национального праздника народов ханты и манси«Встреча весны - «Вороний день»в подготовительной группе     Ворона по небу летит,Земля проснулас...

Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...