Досуг "Международный день родного языка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить ребят с малоизвестным праздником- "Международным днём родного языка"; формировать бережное отношение, как к родному, так и к другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; воспитывать патриотизм, талератность; развивать речь детей, память, мышление,ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Досуг "Международный день родного языка" | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Международный день родного языка»
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке.
Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, синонимами, анонимами, картинки (разделенные на две части) - «собери пословицу», картинки с изображением разных предметов «Расшифруй слово по первым звукам слов», медали «Знатоки русского языка», национальная одежда.
Место проведения: музыкальный зал
Ход мероприятия
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.
Ведущий.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
- Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка!
В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. Все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском).
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
Богат и красив наш, русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!
Высказывание великих людей о русском языке:
- "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык" (Максим Горький).
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Александр Иванович Куприн).
- «С русским языком можно творить чудеса» ( Константин Григорьевич Паустовский).
- «Не бросай слова на ветер, не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова» (Василий Александрович Сухомлинский).
- Сегодня мы с вами проведем викторину «В мире родных слов», где и проверим ваши знания русского языка.
Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.
1 мальчик: Не сердитесь!
2 мальчик: Не обижайтесь!
3 мальчик: Не злитесь!
Воспитатель: Где вы были?
1 мальчик: Недалеко!
2 мальчик: Близко!
3 мальчик: Рядом!
Ведущий:- Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова-друзья)
Игра: «Слова – друзья»
Ведущий. - Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём...
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Ведущий показывает картинку с изображение , дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).
- В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
* * *
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это... (дом, жилище)
* * *
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
* * *
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
* * *
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
* * *
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
* * *
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
* * *
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит…(автомобиль, машина)
* * *
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
- Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.
Плохое настроение — грустное, печальное.
Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.
Хорошее настроение — радостное, веселое.
На улице холодно — зябко, морозно.
Игра «Наоборот»
Ведущий. - Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, громкий и др.)
Стук в дверь. В гости к ребятам пришёл Незнайка и хочет позаниматься с ними.
Игра: «Подбери точное слово».
Ведущий. - Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. Ведущий предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка: Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
Физкультминутка
А теперь мы разомнёмся,
Улыбнёмся, посмеёмся.
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите.
Потянитесь, потянитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели-встали! Сели-встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
Игра: «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается-берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса-прическа у девочки, коса-косить траву).
- Соль — приправа, нота
- Побег — из тюрьмы, росток
- Лист — бумаги, лист дерева
- Язык — орган, международный
- Лук — овощ, стрелковое оружие
- Ручка — дверная, шариковая, рука
- Рукав — деталь одежды, рукав реки
- Кран — водопроводный, подъемный
- Билет — проездной, экзаменационный
- Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
- Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
- Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
- Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
- Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
- Труба — музыкальный инструмент, печная труба
- Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
- Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
Игра: «Расшифруй слово»
На мольберте картинки с изображением предметов. Из первых звуков слов нужно составить слово.
«ЖУК» (желудь, утка, кровать), «ДОМ» (дятел, ослик, молоток), «МАК» (метла, арбуз, кошка), «КЛЁН» ( коса, лестница, ёж, нож), «ИМЯ» (игла, морковь, ящерица), «ЩЕНОК» (щетка, ель, нож, оса, кисть), «ЗАЯЦ» (змея, арбуз, яблоко, цыплёнок).
Ведущий. - Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Игра: «Собери пословицы»
- Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Сначала подумай - потом говори.
- Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
- Не храбрись словом, а покажи делом.
- Говорить, не думая, - что стрелять, не целясь.
- Ласковое слово рубля дороже.
- Язык до Киева доведёт.
- Где слова привета, там улыбка для ответа.
- Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
- Говорит, словно реченька журчит.
- Слово давать, так слово держать.
- Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.
Итог:
Ведущий.- Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали «Знатоки русского языка»
Любите свой родной язык, уважайте традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День родного языка.
Конспект дня родного языка....
День родного языка
Международный день Родного языка...
Международный день родного языка. Праздник "Дружба"
Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"
Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
Тематический день "Международный день родного языка"
Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...
НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка
НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка...