РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «РУСКАЯ ИЗБА»
материал (старшая группа)

Машнова Анастасия Михайловна

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, веретено и т.д.);

• познакомить с кухонными принадлежностями, которые находились в избе: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар и другие;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

• развивать художественно-творческие способности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvlecheniya_na_temu_russkaya_izba.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«РУСКАЯ ИЗБА»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, веретено и т.д.);

• познакомить с кухонными принадлежностями, которые находились в избе: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар и другие;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

• развивать художественно-творческие способности детей.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

Играет русская народная песня.

Хозяйка избы встречает детей у входа с поклоном

ХОЗЯЮШКА: Здравствуйте, гости дорогие! Гости на пороге – хозяину радость. Поклоном я вас встречаю. Вы меня тоже поприветствуйте своим теплым поклоном.

ХОЗЯЮШКА: Прошу в избу проходите, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

ХОЗЯЮШКА: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом-ИЗБА. И сегодня я хочу пригласить вас в мою русскую избу, где жили люди ранее.

ХОЗЯЮШКА: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

ХОЗЯЮШКА: В старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. На Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами.  Все избы были нарядными. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Дерево использовали в основном лиственницу. Она придавала приятный запах дому и была крепка и надёжна для защиты дома в дожди и ветры.

ХОЗЯЮШКА: Народная пословица гласит: «Мой дом – моя крепость». Как вы думаете, что она значит? (ответы детей)

Она обозначает следующее: Дом - это место, где человек чувствует себя защищенным и в безопасности, где он может расслабиться и отдохнуть от жизненных трудностей.

ХОЗЯЮШКА: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (ответы детей)

-Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет! (печь).

ХОЗЯЮШКА: Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись, лечились от разных болезней. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. В русской печи хозяюшки готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

ХОЗЯЮШКА: Главной посудой для приготовления пищи был – чугунок и горшок. По весу чугунок он тяжёлый, мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А глиняные горшки были разного размера и формы, которые также служили хозяйке верными товарищами. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Иначе никак нельзя было вытащить еду из печи.

ХОЗЯЮШКА: Кроме печи в комнате был еще один важный элемент избы – это стол. Стол – одна из основных частей избы. Это место семейной трапезы. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.

ХОЗЯЮШКА: Вечерами хозяйки сидели у окна за столом на лавке и пряли нитки на прялке и веретене, вышивали узоры на скатертях. Это было основное занятие в свободное время и вечернее время. А сейчас посмотрите на экран, как раньше пряли нитки на прялке и веретене.

ВИДЕО «ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО»

ХОЗЯЮШКА: А сейчас послушайте рассказ про одного жителя дома.

«Он такой маленький, что его не каждый и увидит». Ребята, хозяйки верили, что в каждом доме за печкой жил маленький житель, защитник дома и покровитель, который помогал при любой беде, охранял дом. Хозяйки подкармливали его, ставили за печку блюдечко с молоком и обязательно пряник или печенье. Может быть, вы знаете, что же это за маленький житель избы? (ответы детей)

Домовой за печкой жил и с ребятами дружил.

Он хозяйке помогал: всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой лучший в мире домовой.

ХОЗЯЮШКА: А давайте проверим, есть ли у нас за печкой домовой. Мы его с вами дружно позовём.

Кузька – славный домовой,

Подружись-ка ты со мной!

Сосчитаю до пяти (считают)

Кузька быстро выходи.

Дети садятся на стулья

ДОМОВОЙ (ворчит): А не надо мне считать, я уже здесь! Здравствуйте ребята, а вот и я! Домовенок, Кузя.

ХОЗЯЮШКА: Здравствуй, наш дорогой Кузенька!

ДОМОВОЙ: А я пришел к вам не один, принес своего любимого питомца. А чтобы узнать, кто это угадайте загадку.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …

ДОМОВОЙ ДОСТАЕТ ИЗ СУНДУКА КОТА

ДОМОВОЙ: Он такой шалунишка, мой любимый кот Василий. Какие ребята молодцы! Вы не думайте, я не всегда сижу за печкой и ворчу постоянно. Я и мой котик очень любим, играть и детишек забавлять. 

ХОЗЯЮШКА: Да мы с удовольствием с вами поиграем. Наши ребята тоже очень любят играть.

ХОЗЯЮШКА: А вот ты давно живёшь за печкой, и я хочу узнать, хорошо ли ты знаешь предметы, которые хранятся в избе?

ДОМОВОЙ: Конечно, знаю, в два счета угадаю.

ХОЗЯЮШКА: А это мы сейчас и проверим.

«Загадки о предметах старины»

(Домовёнок отгадывает не правильно)

В нем готовили пищу в печке. (чугунок)

Сами не едим,

А людей кормим. (Ложки)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит — отдает.

Сам в угол идет. (Ухват)

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено)

Гибкий лес на плечи залез. (Коромысло)

Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)

Новая посудина —

Вся в дырках. (Сито, решето)

ХОЗЯЮШКА: А еще вечерами приходили в дом гости. Они пили чай, пели песни, танцевали и играли на ложках. Домовёнок, а ты умеешь играть на ложках?

ДОМОВОЙ: На ложках нет, зато я умею играть на балалайке.

ХОЗЯЮШКА: Тогда давай ты будешь играть на балалайке, а ребята подыграют тебе на ложках.

ИГРА НА ИНСТРУМЕНТАХ ПОД МУЗЫКУ

ХОЗЯЮШКА: Ну, наверное, ребята уже засиделись и устали. Домовёнок, а ты сам знаешь какие-то игры, чтобы поиграть с ребятами.

ДОМОВОЙ: Конечно, знаю. Я люблю играть. Ну что, ребята, поиграете со мной?

ИГРА «КОРОМЫСЛО»

ХОЗЯЮШКА: А сейчас ребята, я предлагаю вам потанцевать с Домовёнком русский танец. Домовёнок будет танцевать с мальчиками, а я с девочками.

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Домовёнок загрустил

ХОЗЯЮШКА: Что с тобой Домовёнок, что это ты такой грустный? Что случилось?

ДОМОВОЙ: Да вот хожу, смотрю, у вас тут так красиво, картины красивые висят, а у меня за печкой ни одной картинки, ни портрета нет.

ХОЗЯЮШКА: Слушай, Домовёнок, у меня есть идея. Может, мы с ребятами сделаем тебе твой портрет в подарок. Ребята вы поможете сделать портрет?

Продуктивная деятельность. Аппликация «Домовёнок»

ДОМОВОЙ: Котик мой совсем устал и немного задремал.

Гладит котика и несет его к печке. Укладывает его сверху сундука.

ДОМОВОЙ: Ребята, мне пора уже домой, ждет мое хозяйство… пора дом убирать, да гостей ждать! До свидания, ребята!

ХОЗЯЮШКА: Подожди-ка Домовёнок. Мы тебе портрет сделали, а может, и ты с нами сфотографируешься на память.

ДОМОВОЙ: Знаете, ребята, вы все такие хорошие, что я не могу отпустить вас без угощения. Хочу угостить вас сладкими подарочками, так как вы сегодня были очень активными и очень много знаете о старинных предметах быта.

ХОЗЯЮШКА: Давайте скажем всем гостям до свидания! До новых встреч.

Дети прощаются и под музыку выходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"

Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...

Развлечение для детей старшей и подготовительной группы ко дню защиты детей «В поисках клада».

Задачи:1.     Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.2.     Развивать доброту, взаимовыручку, коммуникативность, воображение.3....

Летнее спортивное развлечение для детей старшей и подготовительной группы «Ах и Ох в гостях у детей»

Увлекательное летнее спортивное развлечение для детей старшей и подготовительной группы «Ах и Ох в гостях у детей» игры, песени, танцы и загадки на протяжении всего праздника....

Развлечение для детей старших и подготовительных групп ДОУ при участии детей школьного возраста «За кулисами театра».

laquo;За кулисами театра». Развлечение для детей старших и подготовительных групп ДОУ при участии детей школьного возраста....

Спортивное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "СКАЗКИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ"

СКАЗКИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙВоспитатель: Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшний день, вам принесет много новых интересных впечатлений...

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной групп « Мы дети твои, Россия!»

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной групп« Мы дети твои, Россия!»Цель: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну,Задачи:1. Развивать быстроту, ловкост...

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной групп « Мы дети твои, Россия!»

Цель: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну,Задачи:1. Развивать быстроту, ловкость и выносливость.2. Формировать желание участвовать в совместных мероприятиях, соревнованиях, конку...