Фольклорное развлечение «Зимние посиделки» для детей старшей разновозрастной группы.
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко Ирина Николаевна

Цель:Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1.    Познакомить детей с историей и традициями на Руси;

2.    Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

3.    Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, фольклором;

4.    Формировать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_posidel_starsh_gr.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное развлечение «Зимние посиделки» для детей старшей разновозрастной группы.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
  3. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, фольклором;
  4. Формировать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; закрепить знания детей о русском народном фольклоре, быте русского народа, промыслах России.

Развивающие: Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актёрского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, уважение к истокам русской народной культуры.

Действующие лица: Хозяйка - музыкальный руководитель, ведущая - воспитатель группы.

Атрибуты к проведению посиделок: русские – народные костюмы для детей и взрослых, каравай, рушник, прялка, лавки, деревянные расписные, гончарные, плетёные соломенные изделия, печь, домотканые половики, самовар, сушки, русские народные платки, мини-музей «Ложек».

ТСО: экран, ноутбук, презентация.

Группа оформлена в стиле горницы крестьянской избы с русской печкой, лавками и т.д.

№1.

Звучит русская народная музыка, дети в русских народных костюмах собираются  в зале.

Хозяйка: Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши,

Ведь когда – то посиделки

Были праздником души.

Посиделки начинаем –

От души вам каждый рад!

Ведущая: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома!

Веселья вам да радости!

Приходите в нашу светлицу

Поработать да повеселиться!

Собрались все вместе коли, 
Произносят: "чином чин", 
Начинаем с хлеба-соли, 
С русской песни наш зачин! 

Дети водят хоровод

№ 2. Песня «Уральский хоровод» 

Проигрыш

1. На лужку у ворот,

Где рябина растет,

Мы в тенёчке - холодочке

Заведём хоровод.

 

2. Про Урал мы споем,

В гости Вас позовем.

Голубику, ежевику

Собирать в лес пойдем.

3. Неспроста говорят,

Что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

 

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Урал.             Дети садятся на стулья

Сценка 1.


Катя: Нам зачинать досталась роль, 
Мы принесли вам хлеб и соль 
На посиделки русские. 


Хозяюшка: Жива традиция, жива, 
От поколенья старшего 
Важны обряды и слова –

Из прошлого, из нашего. 

Рита: И потому, принять изволь, 
Тот, кто пришёл на посиделки, 
На этой праздничной тарелке, 
Из наших рук и хлеб и соль!

Девочки кланяются гостям и ставят на столик хлеб, садятся

Хозяйка: Слайд 1 А я приглашаю вас в горницу, садитесь на скамеечки и слушайте внимательно.

2 В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, 3 а хлеб в закрома засыпали 4 – коротали осенние да зимние вечера вместе, 5 устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки».  Вот и проводили дело за любимым рукоделием. 6 Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. 7 Одни из глины посуду лепят, другие 8 из дерева ложки да плошки вытачивают, 9 корзины плетут. 10 То песню затянут, то шуткой перебросятся, 11 то пляску заведут. Давайте посмотрим, как это было. Занимайте места на стульчиках.

Сценка 2.

№ 3. Выходят три девочки и садятся за работу (одна прядёт, вторая вяжет, третья вышивает)

Ведущая: Наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Кто прядёт, кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да ещё и приговаривают что-то:

Варя:  На Руси уж так идет,

Что талантливый народ –

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочки игрец!

Хозяйка: Ох, засиделись мы что-то слишком. Не сыграть ли нам в игру. Дорогие гости в круг вставайте в «Гори, гори, ясно» поиграйте.

Русская народная игра «Гори, гори, ясно»

Дети образуют круг. Водящий ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».

Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему. Тот из «бегунов, кто» первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.

Дети садятся на стулья
Ведущая:
Наши красные девицы, такие рукодельницы! Платки вышивали всем на загляденье. Платки и шали на Руси всегда считались самым дорогим подарком и украшением для женщины. Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках. Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица!

Ведущая: Красны девицы, выходите, да русские узоры покажите.

Выходят мальчики, садятся на скамейку, берут в руки музыкальные инструменты. Выходят девочки на танец.

№ 4. Девочки исполняют танец с платками «Русские узоры»

Девочки садятся, мальчики убирают музыкальные инструменты и садятся за работу (плетут корзины, вырезают ложки)

Хозяйка: Хороши наши девочки в русских платках! Трудно выбрать лучшую. Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди.

Сценка 3

Хозяйка: А вот и наши добры молодцы, без дела не сидят.  Из глины посуду лепят, из лозы корзины плетут, из дерева ложки вытачивают. 

Ведущая: Слышу и они разговор завели: 

Егор: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 

Рома: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяйка:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах,

На весь мир молва идёт.

Подходит к мини-музею «Ложек» открывает штору

Ложки знает целый мир,

Ложки - русский сувенир.

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские -

Ложки деревенские!

Хозяйка: Да вы гости не сидите,

                 А в музей к нам проходите

Выходят дети, встают полукругом у экспозиции

Хозяйка: Ложку человек придумал еще в древности. Сначала ее пытались сделать из глины, костей животных, из камня, но есть такой ложкой было неудобно, а позже ложки стали вырезать из дерева. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Постепенно ложки стали украшать резьбой и росписью. Самые знаменитые ложки - хохломские (показ). У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога и ласково называли «хлебалочка», «едалочка».

Дети в старину использовали ложки для игры: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные (показ). А ещё из ложек можно сделать театр и показывать русские народные сказки, ложки можно использовать в настольных и подвижных играх.

Ведущая: Наши ребята, тоже мастера на все руки, они расписали деревянные ложки, и принесли их в дар музею. Передаёт хозяйке ложки.

Хозяйка: Благодарю, эти ложки станут украшением нашего музея. Хорошо, что вы не забываете свои корни, учитесь мастерству и сохраняете русские традиции (ставит в музей).

Хозяйка: А для вас у меня есть музыкальные ложки (берёт из музея корзину с ложками)

Предлагаю поиграть на них немножко.          Раздаёт  детям ложки

№ 5. Оркестр ложкарей под песню «Расписная ложка»

Хозяйка: Ложки, что ни говори, примечательные.

А ребята-ложкари – замечательные.

Ведущая: А наши посиделки продолжаются, и я вам предлагаю поиграть, да русскую народную роспись угадать.

№ 6. Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей. Дидактический материал: Иллюстрации с народно-прикладными промыслами «Дымковские игрушки», «Хохлома», «Гжель», «Городец»; карточки с изображением элементов росписей.

Ход игры. Дети делятся на две команды, перед командами на столе лежат по две иллюстрации с народно-прикладными промыслами. Командам необходимо выбрать только те карточки с элементами росписи, которые соответствуют данным промыслам. Побеждает команда, первая собравшая все карточки (правильно).

Ведущая: Замечательно, росписи вы знаете, а теперь поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Русская народная игра «Золотые ворота»

Два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:        

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня, они опускают руки, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Хозяйка: Вот и подошли к концу наши посиделки. Ведь недаром говорится: «Делу - время, а потехе час».

Времена теперь другие, как и игры и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была,

Но приданья старины, забывать мы не должны

Слава русской старине! Слава русской стороне!

№ 7. Хозяйка: По старинному русскому обычаю, гости не уходили без угощения, и я вас приглашаю на чаепитие! Дети садятся за накрытые столы.

№ 8. (Во время чаепития звучат русские народные мелодии и песни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зимнего развлечения "Зимние посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект зимнего развлечения "Зимние посиделки" для детей старшего дошкольного возраста направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой деятельности ч...

Методическая разработка фольклорного досуга «Посиделки» для детей старше-подготовительной группы с ОВЗ (с ТНР) .

Фольклорный досуг для детей старше-подготовительного возраста и их родителей....

Фольклорное развлечение «Зимние посиделки»

Фольклорное развлечение «Зимние посиделки»...

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки на Покров» (старшая – подготовительная группа)

Сценарий фольклорного праздника  «Осенние посиделки на Покров» (старшая – подготовительная группа)Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к с...

Спортивное развлечение « Зимние забавы» на улице для детей старшей разновозрастной группы

Спортивное развлечение« Зимние забавы» на улице для детей  старшей разновозрастной группы...

Сценарий спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей младшей разновозрастной группы

Программное содержание: Создать у детей праздничное радостное настроение, укреплять здоровье детей, закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, умение бегать в рассыпную не ната...

Сценарий летнего развлечения "Веселые старты" для детей старшей-разновозрастной группы

Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»            Сценарий летнего развлечения"Веселые старты"для...