Фольклорное развлечение «Зимние посиделки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«
«Зимние посиделки»
Фольклорный праздник для детей старшего возраста.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- эстетическое восприятие фольклорных произведений;
- Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
- Активизировать речь через устное народное творчество
(Интерьер крестьянской избы. Входит ведущая – звучит фонограмма колокольного звона).
Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том как жили люди в старину, чем занимались.
Зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужики возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, расчищали дорожки от снега. Плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
Женщины трепали лён, пряли вязали, занимались рукоделием.
А в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сей час заглянем на огонёк.
Ведущая:
Зимний вечер тёмен, долог
Позову- ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать
Зимний вечер скоротать!
Дети: В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
Ведущая: Проходите, гости дорогие, проходите. Милости прошу, Проходите да усаживайтесь.
Садитесь рядком, да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства.
А скажите мне, детушки что за обычай, как принимали гостей?
Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!» усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды.
Если гость заходил во время ужина, то он помолясь говорил «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба соли откушать».
А ещё, детушки, был добрый обычай, когда помогали друг другу.
Если кто-то строил избу
помогали все. Не забывали стариков, детей сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Хозяин весел – и гости рады.
Гость доволен – и хозяин рад.
Для дорого гостя и ворота настежь.
Что ни есть в печи, всё на стол мечи!
Много гостей – много новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живёт.
С миру по нитке - голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Как аукнется, так и откликнется.
Ведущая: Запомните, дети эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть добрыми и гостеприимными. Ведь недаром гласит пословица «Как аукнется, так и откликнется».
А сейчас, мальчишки,
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей.
Мальчики:
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я нашёл себе невесту,
Говорят, богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Ведущая:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!
***
Пошла плясать баба Лукерья!
На затылке нет волос – привязала перья.
***
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
***
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку,
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
***
На столе лежит арбуз
На арбузе - муха.
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
***
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».
А какие посиделки без красивой русской песни?
Ведущая: Где песня льется,
Там легче живется! исполняется песня «Песня «Здравствуй, гостья зима!»
Ведущая: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
Дети инсценируют небылицы.
- Федул – чего губы надул?
- Кафтан прожег!
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Сынок, сходи за водой на речку!
- Живот болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
- Это ещё что? Иду… Около меня свистит. Я туда – свистит, я сюда – свистит. «Беда», думаю. Влез на берёзу. Сижу. Свистит… Ан это у меня в носу!
Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница».
Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличку:
Заря – заряница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:
И на слова:
Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарёй. Понятно? Давайте поиграем.
Песня «Здравствуй, гостья зима!»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного развлечения "Осенние посиделки"
Сценарий для детей второй младшей группы с использованием русских народных игр, песен, танцев....
Сценарий фольклорного развлечения «Капустные посиделки»
Театрализовано-игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с родителями....
Сценарий фольклорного развлечения «Капустные посиделки»
Театрализовано-игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с родителями....
Фольклорное развлечение «Русские посиделки»
Цели:Приобщать детей к традициям русского народа,Совершенствуя их художественно-речевые способности посредством участия в совместных играх,танцах с другими детьми.Воспитывать уважение к русским традиц...
Фольклорный праздник "Зимние посиделки"
Содержание прздника составляют русские народные игры, развивающие познавательную, речевую, физическую активность детей....
Сценарий фольклорного развлечения "Весенние посиделки"
Фольклорное развлечение "Весенние посиделки"...
Фольклорное развлечение «Зимние посиделки» для детей старшей разновозрастной группы.
Цель:Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, пол...