Семейная гостиная Моя семья-мое богатство
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Милохова Елена Петровна

 Цель: повышение роли семейных традиций и ценностей в становлении личности ребенка через совместную деятельность с родителями.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать представления детей о семье, о доме, о традициях семьи, о доброжелательных отношениях родных людей;

- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями;

- способствовать заинтересованности в сохранении семейных традиций, помочь осознать их важность в современной жизни;

- закрепить понятия: «традиция», «семья», «род», «родословная», «предки», «поколение»;

- способствовать преемственности детского сада и семьи в воспитании детей;

Развивающие:

-  содействовать благоприятному взаимодействию детей и родителей;

-  активно включать в познавательную, творческую, поисковую деятельность;

- развивать речь детей и активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;

- развивать интерес к литературным и музыкальным произведениям духовно - нравственного содержания;

- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства, как

базовой основы благополучия семьи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, гуманность, уважение, любовь к родному дому, к семье, к Родине;

- прививать чувство привязанности к детскому саду, к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества;

- воспитывать чувство гордости за свою семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

20240925_101911.heic Цель: повышение роли семейных традиций и ценностей в становлении личности ребенка через совместную деятельность с родителями.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать представления детей о семье, о доме, о традициях семьи, о доброжелательных отношениях родных людей;

- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями;

- способствовать заинтересованности в сохранении семейных традиций, помочь осознать их важность в современной жизни;

- закрепить понятия: «традиция», «семья», «род», «родословная», «предки», «поколение»;

- способствовать преемственности детского сада и семьи в воспитании детей;

Развивающие:

-  содействовать благоприятному взаимодействию детей и родителей;

-  активно включать в познавательную, творческую, поисковую деятельность;

- развивать речь детей и активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;

- развивать интерес к литературным и музыкальным произведениям духовно - нравственного содержания;

- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства, как

базовой основы благополучия семьи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, гуманность, уважение, любовь к родному дому, к семье, к Родине;

- прививать чувство привязанности к детскому саду, к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества;

- воспитывать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Семья», «Семейные традиции», «Моя родословная», разучивание с детьми стихотворений и песен о семье; совместная работа родителей с детьми по составлению «Генеологического древа»; создание семейной фотовыставки в группе.

Материал и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, флеш-карта, маски для игры «Репка», две пирамидки, столы для игры «Пирамида традиций», колыбель, самовар, чашка с блюдцем, свечки по количеству родителей, поделка (чашка с чайным пакетиком и со сладким угощением леденцом «Петушок»).

                                 

                                         Ход семейной гостиной:

                            (Слайд 1)

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

 Л.Гайкевич

(Дети вместе с родителями заходят в музыкальный зал под песню о семье)

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые гости и родители! Я рада вас приветствовать в нашей семейной гостиной. Тема нашей встречи «Моя семья – мое богатство». Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Действительно, семья — это главное богатство человека. Семья – это мир, где царят любовь и преданность. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки, это крепость, семья – это дом. И где бы мы не были, мы всегда помним о своем доме, он притягивает нас своим теплом.

Воспитатель: Что - же говорят и думают дети о своей семье, о доме? Внимание на экран. (Слайд 2) (Высказывания детей о семье)

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? Какие семейные праздники вы знаете? (День Матери, 8 марта, День рождение, Новый год). А ваша семья празднуют праздники, которые мы с вами назвали? (Ответы детей). В каждой семье есть свои правила и свои порядки. Ребята, вот скажите, ваша семья ходит летом на речку купаться, в лес за грибами? (Ответы детей), а ваша семья может что-то собирает, коллекционирует? И, наверное, в каждой семье есть семейные альбомы с фотографиями? (Ответы детей). Ребята, все это называется  – «семейными традициями». 

Воспитатель: Вот и мы сегодня поговорим и узнаем о традициях, которые бывают в семье. «Традиция»  в переводе с латинского языка означает - «передача»,  это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано потомками от предшествующих поколений. Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках.

И сейчас нам расскажет об этом…

Ребенок:

Сегодня вместе с вами собрались мы не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о родословной своей поговорим.

Семейным традициям нашу встречу посвятим!

Воспитатель: (Слайд 3) Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? «Кто мои предки?» И вы, ребята, со своими родителями составили дома родословную своей семьи. Узнали много нового и интересного о предках и родственниках. Посмотрите, какие интересные родословные у нас получились. О своей родословной нам расскажет семья…(рассматривание родословных 2-3 семей) 

Воспитатель: Думаю, всем было интересно! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните для своей семьи, пополняйте своё древо, узнавайте о своих родственниках. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Воспитатель: Сейчас для всех, небольшая разминка, я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Но отвечать будете не словами, а действиями. Ну что начнём?

- Поднимите руку, кто похож на маму.

- Поднимите обе руки, кто похож на бабушку.

- Встаньте те, кто похож на папу.

- Встаньте и покружитесь те, кто похож на дедушку.

- Похлопайте, у кого есть сестрёнки.

-  Потопайте, у кого есть братишки.

- Сделайте шаг вперёд, у кого есть и сестрёнки, и братишки.

-  Помашите рукой те, кто в семье один ребёнок (двое детей, более трех детей).

- Кто любит свою семью, покажите сердечко.

Воспитатель: Вы счастливые все. Ведь у каждого из вас есть семья!!!

Воспитатель:С 1929 года, когда французский художник и конструктор Дагель изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о ярких событиях семейной жизни. Сейчас нам расскажет об этом…

Ребенок:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Хранится альбом в нашем доме

И снимки хранятся в альбоме.

Их много – и старых, и новых –

В наших семейных альбомах.

Воспитатель: Чтобы вспомнить, какими мы были – «загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. Внимание на экран. (Слайд 4) (звучит песня «Семейный альбом», в исполнении Э.Пьехи) Какой забавный и интересный семейный альбом у нас получился из наших фотографий, сохраните эту добрую традицию в своей семье.

Воспитатель: (Слайд 5) Ребята, когда вы были маленькими, вам мама пела колыбельные песни? Колыбельные песни имеют более чем тысячелетнюю историю, это тоже семейная традиция, которая передается от поколения к поколению. Эти песни пели около колыбели своего малыша. Посмотрите у нас тоже есть старинная колыбель. Колыбель была оберегом для малыша от нечистых сил. Туда клали малыша и пели ему колыбельные и малыш плавно погружался в сон, т.е. засыпал. А какие колыбельные пели вам ваши мамы, давайте мы спросим у них. (Мамы поют колыбельные).

Воспитатель: (Приглашается семья для исполнения колыбельной) Сегодня мы вместе с вами исполним одну из популярных колыбельных песен «Спят усталые игрушки». (взрослые и дети исполняют колыбельную песенку «Спят усталые игрушки», Аркадий Островский — композитор песни, Зоя Петрова- автор слов песни) (Слайд 6)

Воспитатель: Уважаемые родители, сохраните эту старинную традицию, пойте колыбельные своим деткам, для детей это очень важно.

Воспитатель: (Слайд 7) Ребята, вы любите сказки? Родители, а вы любите сказки? (Ответы детей и родителей) Сказки тоже передаются из поколения в поколение, значит это тоже традиция, передавать любимые сказки своим детям. Самая большая семья в сказке «Репка», давайте вспомним героев сказки: дед, баба, внучка, собака, кошка и мышка. Читать эту сказку, конечно, мы с вами сейчас не будем, а поиграем, потому что игра – это еще одна самая захватывающая и интересная семейная традиция. Эстафета «Репка», для игры нам нужны две команды: в команде репка, дед (папа), бабка (мама), внучка, собачка, кошка и мышка, начинает эстафету папа - «дед», нужно добежать до «репки», обогнуть ее и вернуться к команде. Взяв с собой следующего участника, проделать тот же путь. Таким образом, каждый раз возвращаясь, «дед» присоединяет по одному участнику, когда команда уже бежит с мышкой, «дед» вытаскивает «репку» (т.е. берет за руку ребенка «репку») и возвращается на место.

Воспитатель: Итак, наши игры продолжаются.  Игра «Вопрос – ответ» 

Сначала вопросы будут задаваться команде взрослых (родителей), а затем детям. Слушайте внимательно!

1. -Что традиционно со старых времен родители передавали своим детям. По-другому сейчас это можно назвать «Родительский инструктаж» Назовите это одним словом» (Наказ)

2. -О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства?» (Матрешка)

3. - Послушайте одну русскую поговорку: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили.  (Стол) Разумеется, стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Раньше было такое правило: младший в семье не начинает прием пищи, пока не сядет за стол и не начнет кушать старший член семьи. Это правило воспитывало в детях уважение и почитание старших.

4. -Скажите по латыни слово «семья». (Фамилия)

5. - По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери этих трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)  

6. - Об этой древней традиции Вы, наверняка, слышали. В день свадьбы мать передает своей дочери один предмет. Я предлагаю Вам варианты ответов: свое обручальное кольцо, свечу, приданое или платок». Нужно выбрать правильный ответ (Свеча - символ семейного очага.)

7. -Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 

Воспитатель: А теперь вопросы для детей. Игра называется «Угадай сказочного героя».

1. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (
Красная Шапочка)

2. Ему надоело сидеть на окошке
И он покатился в лес по дорожке. 
(Колобок) 

4. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной
Он сам, того не ведая, несет ее домой 
(Маша и Медведь) 

5. Я старушка хоть куда: и умна, и молода!
Со мною всюду крыска

По имени Лариска! (Шапокляк) 

6. У отца есть мальчик странный.
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? 
(Буратино) 

Воспитатель: Следующая игра называется «Пирамида традиций».  У нас две команды «Взрослые» и «Дети».  У каждой команды на столе стоит пирамидка. Сейчас мы будем одевать на нее колечки, поочередно, называя любую семейную традицию, но, не повторяя, уже сказанные. Не обязательно чтобы это была ваша семейная традиция.

Воспитатель: Молодцы! Замечательно играли. Почаще дома играйте, сказки читайте, это только всех сближает, пусть совместные игры и чтение книг будут самыми любимыми традициями в вашей семье.

Воспитатель: У каждого из нас есть семья и есть свой дом, где нас ждет тепло и уют, а дома ведь бывают разными. А о каком доме пойдет речь, сейчас вы поймете.

1 ребенок: Дом уютный, большой – двери и окошки
А от самого крыльца вокруг него дорожки.

2 ребенок: Этот дом красивый, важный…. ну и пусть, что двухэтажный
Будто дивный пароход он по улице плывет

3 ребенок: На свете есть чудесный дом детей в том доме учат.
Мне кажется, что этот дом на свете самый лучший!

4 ребенок: Я каждый день сюда хожу учусь, расту, взрослею
И я отсюда ухожу всегда чуть-чуть умнее.

5 ребенок : Если в этот дом войдешь в мир волшебный попадешь
Будешь весело смеяться, и грустить и волноваться
Этот праздник много дней, будет жить в душе твоей.

Воспитатель: (Слайд 8) Догадались, о каком доме идет речь? Конечно, о детском саде. Здесь мы живем одной большой дружной семьёй. И у нас тоже сложилась традиция, дарить вам душевные песни, этот подарок для вас, родители. (Раздача свечей для родителей и исполняется песня о семье)

Воспитатель: Итак, осталась у нас еще одна, самая интересная традиция «Чайная церемония». (Слайд 9) Гостеприимство - отличительная черта всех народов, проживающих на территории России. Издавна на Руси зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью, а также вкусным чаем, да за самоваром. Вот и самовар поспел. (Выкатывается стол с самоваром)

По русской традиции чай - лучшее завершение любого застолья. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Благодарю вас». Дети пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай и звякать ложечкой, размешивая сахар. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая. Да…Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку и в будни, после трудового дня и в праздники, и в жару, и в холод, побеседовать, умом помериться, талантами похвалиться. И еще, на Руси ни один праздник не проходил без сладкого леденца «Петушок», он был символом жизни и лечили им больное горло, леденец всем очень нравился и стал он для всех сладким и вкусным угощением.

Воспитатель: Наша встреча подходит к концу и в заключении хочется сказать:

Берегите своих родных,

будьте внимательны, заботливы.

Пусть в каждом вашем доме

и нашем общем, большом доме

будет тепло, солнечно и уютно.

Спасибо всем за встречу и внимание! (Слайд 10)

Воспитатель: А традиции чаепития сохранилась по сегодняшний день и я приглашаю всех в нашу группу, на чашку чая. (Каждой семье вручается поделка, чашка с чайным пакетиком и сладким леденцом «Петушок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейная гостиная - "Моя семья"

проект направлен на творческое взаимодействие родителей и детского сада, ориентируясь на личностное развитие каждого ребенка....

Семейная гостиная: «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»

Государственное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 комбинированного видаКрасносельского района              Конспект...

Конспект родительской гостиной "Моя семья -мое богатство"

Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения  с семьей ребенка на сегодняшний день остается актуальной и  является важным аспектом в личностном развитии дошкольников....

Семейная гостиная "Моя семья-мой дом,мой детский сад"

Семейная гостиная в старшей группе на тему: "Моя семья-мой дом,мой детский сад"...

Семейная гостиная "Моя семья- мой дом, мой детский сад"

Мероприятие с родителями . Воспмтание доброго отношения к дому, любовь к матери, уважение к родителям, к своей Родине....

Мероприятие для родителей в форме семейной гостиной «Моя семья — что может быть дороже!»

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы...

Семейная гостиная «Счастливая семья – счастливый ребенок»

Цель: содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную деятельность, мотивировать родителей на социально значимые семейные ценности.Задачи:способствовать развитию коммуника...