Конспект досуга «Игрушечная ярмарка».
методическая разработка (старшая группа)
Конспект досуга для старшего дошкольного возраста «Игрушечная ярмарка».
Цель: Обобщить представления детей о традициях изготовления русской народной игрушки, предлагая обыграть им момент ярмарки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_konkurs.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект досуга
«Игрушечная ярмарка».
Подготовили воспитатели: Капкина Т.В., Чудакова Е.Н.,
Музыкальный работник Прошкина Л.В.
Цель: Обобщить представления детей о традициях изготовления русской народной игрушки, предлагая обыграть им момент ярмарки.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Расширять представления детей о народных промыслах, показывая, что народно-прикладное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.
Формировать обобщённые знания и умения по теме, учить различать различные виды русского народно-прикладного искусства.
Пополнять представления детей об истории возникновения народных игр и игрушек.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения детей в процессе творческой деятельности.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и уважительное отношение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать навыки декоративного рисования детей на основе усвоения различных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Учить детей различать стили декоративной живописи.
«Речевое развитие»
Развивать речевую активность в процессе выполнения своих работ по изобразительной деятельности.
Оборудование: образцы народных игрушек, атрибуты для народных игр, музыкальные записи, гуашевые краски, шаблоны для раскрашивания, кисти.
Подготовительная работа: изучение различных видов народных игрушек: дымковских, филимоновских, богородских игрушек, беседа «Русская ярмарка».
Ход занятия:
Группа украшена в стиле народной ярмарки. Стоят столы, на столах разложены образцы различные народные игрушки.
Петрушка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Приглашаем вас на ярмарку.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Ярмарка открывается!
Исполняется песня «Вход на ярмарка» (под рус. нар. мелодию «В саду калина..»)
Инсценировка стихотворения:
Ярмарка, ярмарка! (дети поднимают обе руки вверх)
Огневая, яркая, плясовая, жаркая. (изображают воротца)
Глянешь налево – лавки с товаром. (отвести левую руку в левую сторону)
Глянешь направо – веселье даром. (отводят правую руку вправо)
Солнце яркое встаёт, (обе руки поднять вверх)
Спешит на ярмарку народ! (быстрый шаг на месте)
Петрушка: Всех на ярмарку зовём,
Здесь игрушки продаем!
Дети занимают свои места.
Петрушка: Вдоль ярмарки во конец
Шёл удалый молодец
Не товар продавать –
Себя людям показать.
Ребята, к нам на ярмарку гость пожаловал.
Выходит Иванушка, проходит в центр.
Петрушка: Здравствуй, Иванушка, полюбуйтесь, сколько всего интересного и красивого на нашей ярмарке.
Иванушка рассматривают игрушки.
Петрушка: А теперь разгадайте загадку:
Какую игрушку делают везде, куда ни приди.
В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях?
Дети: Тряпичная кукла.
Воспитатель: Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпичная кукла.
Посмотрите, какие куклы бываю разные.
Иванушка подходят к лотку с тряпичными куклами.
А сейчас мастерицы расскажите, как вы делали своих куколок.
Выступление девочек (Ксюша, Маруся и Полина).
Маруся: Я вместе с мамой делала куклу-закрутку. Такую куколку для своей дочки делали мамы в старину. Делали её без использования иголки и ножниц. Сначала мы сделали голову и ручки из белой ткани, а потом из лоскута цветной ткани сделали юбочку.
Ксюша Тр.: Мою куклу называют Берегиня. Такая кукла была раньше в каждом доме. Она оберегала хозяев дома от всяких неприятностей и принести здоровье, радость, благополучие. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук и передавались от бабушек внукам по наследству. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» - гласит русская народная поговорка.
Полина Л.: Мы вместе с мамой делали символичную куклу Масленицы. Эта кукла делалась специально к празднику и символизировала уходящую зиму. Обычно в конце праздника было принято Масленицу сжигать.
Воспитатель: Давайте и мы вспомним, как играли с нашими самодельными куколками.
Инсценируют стихотворение «Не плачь куколка моя»
Не плач, куколка моя, (укачивание)
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать: (загибаются поочередно пальцы)
Твои платья и носки,
Юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок (имитировать движения стихотворения).
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем (положить ладони на колени).
Петрушка: Молодцы! Вот ещё для вас загадка.
Ещё есть для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица – девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Дети: Это матрешки.
Ведущий: Из какого материала она сделана?
Дети: Из дерева.
Ведущий: В этой кукле есть секрет, а какой?
Дети: В большой матрёшке пряталось целое семейство – одна другой меньше.
Ведущий: Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Теперь её изготавливают на фабриках многих городов. В каких городах делают матрешки?
Дети: Матрешек изготавливают в городах Загорск (Сергиев – Посад), Семенов.
Петрушка:
Эй, матрешки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняются «Матрёшкины Частушки».
Матрёшка 1:
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.
Матрёшка 2:
Наши руки крендельки,
Щеки – будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Матрёшка 3:
Деревянные сестрички,
От большой до невелички –
Изнутри мы все пусты,
Кроме маленькой сестры!
Матрёшка 4:
Мы кудряшки, мы матрешки,
Нам похлопайте в ладошки,
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!
Матрёшка 5:
Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу,
Яркие такие!
Воспитатель: Замечательные частушки спели нам Матрёшки.
Видно, что они любят танцевать и веселится.
А Вы хотите к ним присоединится?
Тогда вставайте в хоровод.
Игра «Весёлая платочек» уже вас ждёт.
Дети встают в круг, передают платочек под музыку, музыка останавливается. Дети обращаются к тому, у кого в руках платок:
Ты платочек подними,
Нам матрёшку покажи.
Петрушка: Посмотрите, какие ещё к нам знатные купцы со своим товаром приехали.
1й купец с богородскими игрушками:
В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
2й купец:
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже мудрые старушки
Делают себе игрушки.
3й купец:
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи и старушки,
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всё смешат.
Воспитатель: Откуда же приехали эти купцы?
Дети: Из села Богородское.
Воспитатель: Правильно, там и сделаны эти замечательные деревянную игрушку. Посмотрим на них.
Купцы показывают игрушки и предлагают поиграть в игру.
Купец 1: Вот ребята, для вас мы приготовили игру, нужно закрутить верёвочку на палочку. Кто первый до середины дойдёт, тот и выиграл.
Проводится игра «Кто быстрее скрутит палочку».
Петрушка: Иванушка, пойдем, посмотрим товар следующего лотка.
4й купец с дымковской игрушкой:
Есть в России уголок,
Где из труб идёт дымок.
Кто хоть раз попал туда –
Не забудет никогда.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой,
С голосочком тонким.
5й купец:
За студёною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебёдушка плывёт,
Ведра красные несёт
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша.
6й купец:
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
7й купец:
Посмотри, как хороша.
Эта девица-душа.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива!
8й купец:
Вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Ну, что ж купцы, расскажите, как же ваше игрушка сделана.
Рассказ ребенка по мнемо-схеме.
Воспитатель: Кто из вас подскажет, где делают такие игрушки?
Дети: В селе Дымково.
Воспитатель: Правильно. Это дымковская игрушка. Дымковскую игрушку делали в дымковской слободе не далеко от города Вятки. Что можно сказать о рисунке на дымковских игрушках?
Дети: Рисунок очень простой, состоит из ярких пятен, зигзагов и полос разной толщины.
Воспитатель: Какие цвета берутся?
Дети: Берутся яркие цвета: малиновый, желтый, голубой, зеленый, оранжевый, синий.
Петрушка: Ну и вы гостьюшки, из далёкой сторонушки, каким товаром похвастаетесь.
9й купец: Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
10й купец: Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины.
Барышни, раскрашенные в цвет.
11й купец: С переливами поет,
Утром будет весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит петушок!
12й купец: Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о филимоновской игрушке? Где ее делали?
Дети: Игрушку делали в деревне Филимоново Тульской области.
Воспитатель: Какие особенности пропорции тела у этих игрушек?
Дети: У Филимоновских игрушек удлиненные шеи с небольшой головой. Игрушки крупные по размеру.
Воспитатель: Что можно сказать о росписи?
Дети: Роспись – быстрые, неровные штрихи разной толщины. Используются элементы: штрихи, точки, крестики, линии. По цвету – яркая. Фон – белый. Сплошная окраска чередуется с цветными полосами.
Петрушка: Давайте поиграем в «Жмурки» со свистульками.
Правила игры:
Воспитатель: Ну, а сейчас гончары-мастера покажут Вам, как они расписывают свои игрушки. Ведь недаром говориться, что дело мастера боится.
Дети делятся на две мастерские: Филимон и Дымка, расписывают поделку в своей технике.
Воспитатель: Вот такие интересные игрушки у нас сегодня получились.
Сразу видно, что ребята у нас молодцы. Ведь, как говорит народная мудрость:
Птицу узнаёшь по полёту, а человека по труду.
А теперь, давайте все наши игрушки посадим на ярмарочную карусель.
Иванушка:
Пёстрыми фигурками, петушками, утками.
Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.
Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.
Песня «Где был, Иванушка?»
Воспитатель: Вот и побывали мы с вами сегодня на ярмарке, полюбовались красивыми вещами, которые делают золотые руки русских мастеров.
Тише дудки, тише домры,
До свиданья, люди добрые!
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям!
Приложение.
Песня «Вход на ярмарка» (под рус. нар. мелодию «В саду калина..»)
1. По дорожке, по тропиночке идём,
Разудалую мы песенку поём.
Припев: Ой, ли да, ли, калинка моя.
Разудалую мы песенку поём.
2. Нынче ярмарка весёлая у нас,
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
Припев: Ой, ли да, ли, калинка моя.
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей,
Приезжайте, приходите, поскорей!
Припев: Ой, ли да, ли, калинка моя.
Приезжайте, приходите, поскорей!
«Матрёшкины Частушки».
Матрёшка 1:
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.
Матрёшка 2:
Наши руки крендельки,
Щеки – будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Матрёшка 3:
Деревянные сестрички,
От большой до невелички –
Изнутри мы все пусты,
Кроме маленькой сестры!
Матрёшка 4:
Мы кудряшки, мы матрешки,
Нам похлопайте в ладошки,
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!
Матрёшка 5:
Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу,
Яркие такие!
Песня «Где был, Иванушка?»
Где был Иванушка?
- На ярмарке.
Что купил Иванушка?
– Курочку.
Курочка по сенечкам зернышки клюет.
Иванушка в горенке песенки поет.
Где был Иванушка?
- На ярмарке.
Что купил Иванушка?
- Уточку.
Курочка по сенечкам зернышки клюет.
Уточка по лужицам взад-вперед идет.
Иванушка в горенке песенки поет.
Где был Иванушка?
- На ярмарке.
Что купил Иванушка?
- Барашека.
Курочка по сенечкам зернышки клюет.
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Брашек в садике травушку жует.
Иванушка в горенке песенки поет.
Где был Иванушка?
- На ярмарке.
Что купил Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по сенечкам зернышки клюет.
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Брашек в садике травушку жует.
Коровушка деткам молоко даёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника "Покровская ярмарка"
Конспект праздника "Покровская ярмарка"...
Конспект занятий. "Весенняя Ярмарка"
Конспект занятий в старшей лого...
конспект НОД "Новогодняя ярмарка" в средней группе Образовательная область "Познание" - Формирование элементарных математических представлений
развитие у детей средней группы логического мышления, познавательных интересов посредством использования занимательного математического материала: кубики Никитиных. квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша,...
конспект игрового занятия "Ярмарка"
Конспект игрового занятия «Ярмарка»Старшая группа.Программное содержание.Закреплять знания о декоративно – прикладном искусстве.Выделить характерные особенности разных видов декоративно – прикладного ...
Конспект НОД "Веселая ярмарка" в старшей группе
Воспитание любви к народному искусству, эмоциональной отзывчивости на произведения мастеров дымковской игрушки.Обучение рисованию главных элементов дымковского орнамента на основе повтора. Закрепление...
Конспект досуга " Литературная ярмарка"
Цель конспекта:- развитие связной речи детей в досуговой форме.Задачи:-Активизировать речь детей по средствам исценировок русских народных сказок;-Упражнять в подборе антонимов, рифмую...
Конспект досуга "Весёлая ярмарка"
Конспект досуга "Весёлая ярмарка"...