Веселая масленица
план-конспект занятия (старшая группа)

Арещенкова Марина Николаевна

Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_maslenitsa.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 37 «Мальвинка» города Смоленска

Педагогический проект

в старшей группе

на тему: «Веселая масленица»

Автор: Арещенкова Марина Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск

 

Тип проекта: игровой-творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатель, физ. Инструктор,  родители.

Срок реализации: 1 неделя.

Актуальность: масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

Цель проекта: создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;

воспитание любви и патриотизма к своей Родине;

Задачи проекта:

- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;

- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

- знакомство детей с пословицами и поговорками о масленице;

- формирование у детей знаний о русских народных обычаях празднования народного гуляния – Масленица.

 

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный:

II этап  Основной. Реализация

 

Образовательная область

Цель

Содержание деятельности

 

Познавательное развитие

Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.

 

 

«Встреча» - понедельник. Беседа на тему «Широкая масленица»

Презентация «Широкая масленица». Знакомство с народным праздником – Масленица. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.

Речевое развитие

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, заучивание закличек. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование сюжетное по замыслу «Масленичные забавы»

«Лакомка» - среда

Аппликация «Масленичное солнце» Познакомить с обрядовой кухней; поговорки про масленицу.

Рисование «Масленица».

Социально- коммуникативное развитие

 

Участие в развлечении «Эх, Масленица». Приобщать к истокам народных традиций; развитие творческих способностей.

Физическое развитие

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников.

«Заигрыш» - вторник.

«Масленичные забавы» Знакомство детей с русскими народными играми – забавами, заучивание закличек; шутки-прибаутки про масленицу.

 

 

 

III этап Заключительный

Продукт проекта:

Приложение 1

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Рисование сюжетное по замыслу «Масленичные забавы»

Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах;  дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

 

Приложение 2

Конспект русской народной подвижной игры

на тему:

«Гори-гори ясно!»

по образовательной области «Физическое развитие»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: закреплять двигательные навыки в русской народной игре «Гори-гори ясно!»

Образовательные: обогащать знания детей о русских народных играх.

Развивающие: развивать ловкость, быстроту, выносливость, умение действовать по сигналу.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русским народным играм, на протяжении игры создавать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: музыкальная колонка (аудиозапись «Русская народная песня»), костюмы на каждого ребенка, маленький платочек с колокольчиком.

Предварительная работа:

– Беседы с детьми о культуре и традициях русского народа.

– Беседа с детьми о правилах безопасности во время подвижных игр.

– Русские народные игры, «У медведя во бору», «Гуси, гуси…» , «Баба яга», «Гори-гори ясно!».

Методы и приёмы:

– словесные: беседа, считалка, объяснение правил, вопросы, педагогическая оценка.

Форма: подгрупповая 10-12 детей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Предполагаемое время проведения: 7-8 минут

Ход деятельности:

Вводная часть

(Включается аудиозапись, дети собираются в круг).

Раз, два, три, четыре, пять!

Нужно в круг нам с вами встать!

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. В старину одевали такие нарядные костюмы на праздники. Такой наряд одевал русский народ. А на праздниках принято играть в различные игры. Сегодня предлагаю сыграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно!» Согласны?
Дети: Да!
– Перед игрой давайте вспомним правила.

Элина, напомни нам пожалуйста, как мы начинаем игру?

Элина: Дети стоят в кругу. Выбирается водящий.

Воспитатель: Правильно! Все дети поют песню «Гори, гори ясно!» и движутся по кругу, а водящий с платком в другую сторону внутри круга.

Воспитатель: Умничка! Алима, напомни пожалуйста. После каких слов движение останавливается?

Алима: После слов «Колокольчики звенят!»

Воспитатель: Верно! Водящей с платком встает между двух детей, и выбранная пара встает к друг другу спинками. После того как все дети в кругу скажут: «Раз, два не воронь, А беги как огонь!»  Пара выбранных детей, бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до платка и коснётся его тот будет следующим водящим.

Ещё, важно не забывать про безопасность во время игры. Как нужно играть чтобы не получить травму? Никита расскажешь нам?

Никита: Нельзя толкаться! Нужно бегать аккуратно.

Воспитатель: Да! И главное нужно начинать бег вокруг круга одновременно, после слов «как огонь».

Основная часть

Вот мы вспомнили все правила! Сейчас по считалочке выберет водящего Маша.

Считалка:

Тары-бары, растабары,

У Варвары куры стары!

Воспитатель: Амина, водящий. Мы можем начинать.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

(Водящий останавливается, дети поворачиваются спинками друг к другу)

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!»

(Игра продолжается 3-4 раз со следующими водящими.)

Заключительная часть

Воспитатель: Все ребята хорошо играли, были ловкими, быстрыми, внимательными, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный сценарий праздника «День защитника Отечества»

и «Масленица»

«Русские богатыри»

1_132.jpg

Цель: Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине. Закрепить знания о дне Защитника Отечества. Закрепить знания о празднике масленица.

Задачи:

Знакомить с государственными праздниками, развивать кругозор

Формировать представление о героизме

Развивать способность через предложенный сюжет войти в мир сказки

Помогать детям ориентироваться в проблемных ситуациях

Способствовать развитию выдержки, выносливости.

Создание положительного эмоционального настроя детей;

Совершенствование знаний о народном празднике масленица, традициях его празднования;

Закреплять умение выразительно читать стихи;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Защитники земли Русской» , рассматривание иллюстраций, рисование «Русские богатыри», чтение сказок с персонажами: воевода, Соловей разбойник, Василиса прекрасная, Кощей бессмертный, Леший. Разучивание стихов, пословиц. Изготовление подарков для пап и дедушек.

 

Персонажи: Сказочница, Соловей-разбойник, Водяной, Баба-Яга, Кощей -бессмертный, Василиса Прекрасная.

 

Место проведения: Музыкальный зал

Музыкальное сопровождение: Марш для входа,  музыка для разминки «богатырская сила» свист соловья-разбойника, вход героев, музыка для конкурсов (богатырская), русская плясовая.

Звучит музыка выходит ведущий:

Ведущий:

Дорогие господа!

 отложите все дела,

Веселиться всем пора

Масленица к нам пришла!

Стихи:

1 ребенок:

Все! Все!Все!

Все на праздник!

Масленицу встречаем

Зиму провожаем,

Весну закликаем!

2ребенок:

Нынче проводы зимы,
Встреча молодой весны.
Хороша весна-красна,
К нам опять спешит она.

Всех блинами угощают,
Чай горячий наливают,
Будут петь и танцевать,
Пламя ярко разжигать.

3ребенок:

Зиму дружно провожаем,
Март мы в гости зазываем.
И горячими блинами
Мы растопим зиму с вами!

4.ребенок

Праздник вкусный к нам пришел —
Масленица славная,
Чтобы каждый в нем нашел
Радость православную.
Веселимся дружно.
Весной это нужно.

Ведущий:

Дорогие друзья!

Сегодня мы будем отмечать не только праздник «Масленицу» , но и чествовать наших дорогих мужчин, потому-что 23 февраля наша страна будет отмечать праздник-День защитника Отечества!

Все может родная земля: накормить, напоить, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

Издавна повелось так, что если на нашу землю нападал враг, то на защиту родины вставали воины. Они славились своей силой  и храбростью. В народе таких людей называли богатырями. Богатыри собирались в дружины и вставали на защиту отечества. Когда наши мальчики вырастут они тоже станут защитниками своей Родины!

Стихи: ?

А сейчас давайте встретим нашу Масленицу!

Под музыку выходит  сказочница

Сказочница: Ой Беда! Беда! Потускнело ясно-солнышко! Не видать нам теперь весны-красны! Масленицу похитили!

Ведущий: Подожди сказочница, что такое говоришь? Не перевелись на земле Русской богатыри! Смотри какая смена подрастает, да и опытных воинов множество, есть, кому Родину защищать! Масленицу отыскать дело чести каждого.

Ведущий обращается к участникам: Ребята поможем отыскать Масленицу? Прежде чем на подвиг отправиться давайте сделаем «Богатырскую разминку»

Разминка «Богатырская сила»

 Под свист вбегает Соловей-разбойник

Соловей-разбойник: Я разбойник и злодей, свистом я своим всех разил богатырей!

(звук свиста)

 Ведущий: Ребята вы узнали кто это?

Соловей-разбойник: Слышал Масленица у вас  пропала, вижу на подвиги собрались. А куда идти то знаете?

Ведущий: Да пропала Масленица  и мы с ребятами будем выручать ее! Ну раз ты все знаешь, вот ты нам и скажи где ее искать?

Соловей-разбойник: Так просто не скажу, а вот задания выполните, может и узнаете, кто масленицу спрятал.

Пусть покажут ваши добры молодцы какие они сильные! Сразятся в равном бою

Задание 1  Перетягивание каната

Принимают участие 4 группы по два захода.

Кравченко+Закирова

Гарифуллина +Скрипникова

Соловей-разбойник: Ох и сильные вы богатыри! Видел я как Кощей бессмертный вашу Масленицу к себе в замок за леса и болота утащил, там ищите.

Соловей-разбойник уходит.

Появляется Водяной.

Водяной: Давно на моих болотах человеческого духу не было. Куда путь держите?

Ведущий: Держим мы путь в кощеево царство, Масленице вернуть нам нужно

Водяной: Нет не попасть вам в Кощеево царство, болота мои непроходимы, засосет вас трясина. Но если сыграете со мной в морскую игру да покажете на что вы способны тогда сможете пройти .

Инструктор: В наших дружинах все богатыри смелые да ловкие! Справимся!Рассказывай правила игры.

Задание 2

Игра «Море волнуется»

Играют все на своих местах.

Водяной: ох и ловкие вы богатыри! А теперь вам в лес надо, да только незнаю сможете ли вы его пройти.

Водяной уходит.

Появляется Баба-Яга .

Баба-Яга: Давно наблюдаю за вами, не запугал вас Соловей-Разбойник, прошли вы болото гиблое, да в моем лесу и останетесь, не пройти вам к царству Кощееву.

Ведущий: Не запугать ли  ты решила богатырей Русских? Что уж  твоем лесу страшного такого?

Баба-Яга: Пройти мой лес смогут только самые ловкие.

Ведущий: Есть такие смельчаки в наших дружинах!

Задание 3

Принимают участие 4 группы по два захода.

 Пастушенко+Назарова

Додерко+Минулина

Игра «Перепрыгни через метлу»

Баба-Яга: Смотри-ка справились одолели мою метлу. А ну-ка кышь по своим местам! (разгоняет всех метлой и уходит)

Появляется Кощей .

Кощей: Ну добрались, Богатыри славные! За Масленицей  своей пожаловали. Однако много вас, а я все равно Масленицу не отдам. Сил вы в дороге много потратили, не победить вам меня. Я самый сильный, да к тому же бессмертный!

Ведущий: Ой не торопитесь с выводами! Наши то дружины тебя измором возьмут, и масленицу вернут!

Справимся? (ответы детей да)

Ведущий: Как же нам Кощея измором взять, может мы его перетанцуем?

Все соглашаются звучит русская плясовая мелодия, выполняется произвольный танец. Кощей начинает танцевать с участниками.

Кощей через некоторое время. Ой замучили! Не могу больше, остановите музыку! Забирайте свою Масленицу. (идет достает масленицу и отдает сказочнице, сам уходит)

Сказочница выносит масленицу

Сказочница: Спасибо вам богатыри Русские, добры молодцы, красны девицы! Не оставили в беде. Вернули земле Русской солнышко, звон ручьев, свежесть цветов, пение птиц.  Масленицу мы вернули, а теперь по старой Русской традиции, чтобы Зиму проводить А весну встретить нужно масленицу нам сжечь!

Инструктор:

А теперь попрощаемся с Масленицей.

Погостила ты у нас,

До свиданья, в добрый час!

Пусть Весна - красна, принесет нам тепла,

Масленица, прощай,

Праздник наш не забывай!

  Сжигание масленицы

Гори гори ясно

Чтобы не погасло!

Вы блинов давно не ели?

Вы блиночков захотели?

Звучит песня «Блины»

Все угощаются блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселая Масленица

Конкурсно-игровая программа для празднования Масленицы для детей дошкольного возраста...

Веселая масленица

Уличный праздник с элементами конструирования...

Веселая масленица

Вот и пришла Весна...

Веселая Масленица

Музыкально- спортивное развлечениеДети: Петрушки с музыкальными шумовыми инструментами.Взрослые: Скоморох Ванюша- он же Блин, скоморошина Маруся- она же Оладушка.(Звучит веселая русская народная музык...

Праздник «Веселая Масленица» для детей младшей и подготовительной группы.

сценарий проведения праздника в детском саду включает части : целеполагание, содержание мероприятия....

Сценарий развлечения «Веселая масленица (совместного с родителями детей старшей группы )

Сценарий предназначен для воспитателей детских садов, которые организуют родительские клубы и работают по теме ознакомления детей с русской народной культурой. . Использованы игры, конкурсы, загадки, ...

Сценарий Масленицы на улице для всех возрастных групп детского сада «Веселая масленица. Встреча весны».

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Данный материал может быть использован инструкторами по физической культуре, воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ....