Конспект занятия "Печь - матушка"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия "Печь - матушка" по программе "В горнице моей" для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_4_pech_-matushka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»
МБДОУ № 6
633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Карла Маркса, 60
Телефон (383-41) 3-70-42
Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru
ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058
«Печь - матушка»
конспект занятия для детей средней группы по программе «В горнице моей»
автор - составитель
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории:
Миссюра Н.А
Бердск, 2023г
Цель: развивать у детей живой интерес к истории и культуре русского народа
Образовательная задача:
- способствовать развитию интереса к русской сказке и эмоциональному её восприятию
Развивающая задача:
- познакомить детей с русской печью, назначением отдельных её частей (подпечка, лежанка, заслонка, труба).
Воспитывающая задача:
- воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам , загадкам
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Теремок», «Колобок»;
- игрушка Жихарка;
- макет печи в «Горнице», ухват, чугунок, кочерга, ложки, заслонка;
Ход занятия:
Дети заходят в горницу. Их встречает хозяйка.
Хозяюшка:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, посмотрите, как я нарядилась сегодня. Как вы думаете, на кого я похожа? Кто я сегодня? Почему вы так решили? Я надела юбку, фартук, платок и превратилась в бабушку. И не просто в бабушку, а в бабушку-загадушку. Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в моей горнице.
«Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
В поднебесье ушёл»
Кто отгадку нашел? Почему вы решили, что это - печь? (печь, огонь, дым)
- В каждой избе раньше обязательно была печка. Её ласково называли «печь – матушка». Печь – это главное в русской избе. Как вы думаете, почему? Для чего нужна печка в избе? Про неё даже потешка есть. Вы знаете? Расскажите.
Наша барыня-сударыня толста и бела.
Щей да каши наварила, пирогов нам испекла.
- Всё-то вы знаете у меня, молодцы! Располагайтесь, ребята, около печки, присаживайтесь.
А сейчас я расскажу вам сказку.
Сказку старинную
Не короткую и не длинную.
А вы слушайте, запоминайте,
Да из какой сказки – отгадайте.
Мальчик подходит к столу, раскладывает ложки, говорит:
«Эта ложка простая – Котова,
Эта ложка простая – Петина,
А эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная.
Это моя, никому её не отдам!»
Раздаётся стук, мальчик бросает ложки, убегает за печку.
- Вот так загадка! Целая сказка! Как же она называется? Куда спрятался Жихарка от лисы?
- Жихарка, правильно ребята отгадали?
Бабушка-загадушка предлагает подойти к печке, найти подпечку, куда спрятался Жихарка от лисы. Дети находят там Жихарку – игрушку.
- Какой догадливый, сообразительный мальчик. Не зря про него говорят: «Маленький, да удаленький». Интересно, а знает ли он зачем нужна подпечка?
- Конечно, туда кладут дрова, кочергу, ухват.
Предлагаю посмотреть кочергу, и ухват, выясняю для чего они нужны.
- Про них тоже есть у меня загадки:
«Чёрный конь скачет в огонь» (кочерга),
«Рогат, да не бык, хватает, да не сыт», «Людям отдаёт, а сам на отдых идёт» (ухват).
Показываю, что за рога у ухвата. Что же он хватает?
- Ребята, Жихарка мне сказал, что в подпечке забыл свою книгу сказок с картинками. Он хочет посмотреть, знаете ли вы другие сказки, где есть печь. Как они называются и как в них печь помогала персонажам сказки. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы узнаете сказку и найдёте к ней картинку. А Жихарка пока на печи посидит, на нас поглядит.
1. «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок».
2. «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл».
3. «Сяду на пенёк, съем пирожок».
4. «Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся».
5. «Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли».
6. «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
7. «По щучьему веленью, по моему прошенью ступайте вёдра домой».
- Ребята, вы помните, как Жихарка Лису в печь посадил? А почему же она не выскочила? Чем он закрыл под? (заслонкой) Давайте вместе поставим горшок с крупой в печь и мы закроем заслонкой, чтобы каша уварились, упарились. Пока обед готовится, нам и поиграть можно. Ведь ждать надо долго, и мы с вами можем немного поиграть.
Игра «Теремок»
Дети встают в круг и на мотив русской народной мелодии «Ах вы сени…»; на полу разложен шнур в виде квадрата, вокруг него погремушки.
Стоит в поле теремок.
Дверь закрыта на замок.
В домике козлятки спят,
Сладко носики сопят.
Рано утром все вставали
Погремушки быстро взяли. (выходят из «дома» берут погремушки)
По лужайке зашагали.
А теперь мы побежим,
Погремушкой погремим.
Надо в круг теперь нам встать,
Погремушки показать. (погремушка вперёд – за спину)
Погремушки поднимаем,
А потом их отпускаем. (вверх – вниз погремушки)
Стали дружно приседать,
Погремушками стучать.
Будем ножки выставлять,
С погремушками играть.
Приглашаю зайти в «дом»:
Мои умные сыночки и послушные дочки,
Мама в лес густой пойдёт, вам покушать принесёт.
Дверь закройте на крючок, а то съест вас всех волчок.
- Ребята, пока мы с вами играли, Жихарка нас на печке дожидался. А как же это место на печке называется? Правильно – лежанка. Здесь можно полежать, погреться. Когда печь истопится, здесь очень тепло. Знаете, люди в старые времена даже лечились на печи: у кого косточки ноют, болят зубы – они на печи погреются, и всё пройдёт.
- А мы ещё про печку знаем пословицу « Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» (объяснение пословицы)
- Ну, вот и обед готов, вы уже проголодались? Хозяюшка из печи угощенье – в горшочке (конфеты или сушки)
Вот вам сказки хороши, а мне с печи калачи,
Ешьте, ребятушки, гости дорогие, да нахваливайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"
Программное содержание: Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...
Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....
Конспект занимательного дела «В гостях у матушки Сибири» (старший дошкольный возраст)
Конспект занимательного дела «В гостях у матушки Сибири» (старший дошкольный возраст)Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей де...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
Конспект - "Речка-Матушка"
Знакомство детей со свойствами воды, знакомство детей с народным фольклором....
конспект "защитим матушку Русь!"
Физкультурно-оздоровительное развлечение.Цель:воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине.Задачи:Знакомить детей с явлениями окружающей действительности, красотой родно...
Конспект открытого занятия Тема: «Каша — матушка наша!» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе)
данный материал содержит интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Каша - матушка наша!"....