Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Арбузова Наталья Николаевна

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" помогает раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»

662120, с.Новобирилюссы, ул Щетинкина, д.5 А

Тел.: 8(39150) 2-13-30

______________________________

Интеллектуальный конкурс

 "Умники и умницы" 

для детей 5–7 лет.

 

Подготовил: старший воспитатель

                                                                                                             Арбузова Н.Н.

с. Новобирилюссы 2024 г.

Цель: Выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Выявлять творческие и интеллектуальные способности детей.

-Формировать у детей собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, выигрывать, переживать успех.

-Создавать радостное праздничное настроение.

Предварительная работа педагога:

Изучение литературы о проведении интеллектуального конкурса.

Разработка Положения о конкурсе “Умники и умницы”.

Проведение внутрисадовского мониторинга в   группах с целью выявления  одаренных детей на участие в интеллектуальном конкурсе.

 

Методические рекомендации: Конкурс “Умники и умницы” для старших дошкольников 5–7 лет следует рассматривать как праздничное действие.   Оптимальный состав детей 3–4 человека из каждой группы.   Конкурс проводится в музыкальном зале, где размещаются столы, стулья для детей таким образом, чтобы было место для игры. Экран устанавливается перед детьми и жюри. Конкурс проводят воспитатель, который работает с детьми во время выполнения конкурсных заданий и  музыкальный руководитель. Выбор и подготовка заданий требует учета возрастных особенностей детей 5–7 лет. Задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения.

Участники конкурса: Дошкольники 5–7 лет, победители внутрисадовских этапов конкурса, составляющие команду из трех человек.

Состав жюри: Председатель – Рудый Ольга Владимировна, методист Тухта Анна Николаевна, учитель – дефектолог Иванова Е.В.

 

Организатор и ведущий конкурса: Арбузова Наталья Николаевна

Помощники:  музыкальный руководитель, Шибаев Олег Владимирович

Место проведения: МДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик», Музыкальный зал

Время проведения: 09.30 – старшие группы

                                     10.30- подготовительные группы

Демонстрационный и раздаточный материал:

1. Презентация к конкурсу “Умники и умницы” для детей 5–7 лет.
2. Карточки с заданиями разных цветов.  4 номинации: Грамотейка (синего цвета),

Занимательная математика (красного цвета), Загадочный мир природы (зеленого цвета), По сказочным дорожкам (желтого цвета)

3. Три дорожки: Зеленая, красная и желтая. На каждой дорожке написаны цифры 1,2,3.
4. Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

5. 25 орденов с изображением «Умники» и «умницы»

Ход конкурса

 Слайд 1. Изображена надпись интеллектуальной игры «Умники и умницы» с логотипом игры.

Звучит спокойная музыка.
Ведущий:
Рано-рано солнце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка из передачи «Умники и умницы», заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры.
- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри.

Ведущая:
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ: Клянемся!
Ведущий: Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее отборочный тур.

Задается вопрос участникам, тот кто отвечает правильно, получает Орден. Затем троих участников из разминки  набравших наибольшее количества Орденов приглашаются на 2 этап. «Дорожки»

Вопросы для отборочного тура:

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)

Ведущий:
- Отборочный тур закончился. Жюри подводит первые итоги.

А мы приглашаем участников набравших большее количество орденов, занять свои места по дорожкам.

Ведущий: В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 2

(Ведущий перечисляет конкурсные задания)

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ (номинации)

Грамотейка

Занимательная математика

Загадочный мир природы

По сказочным дорожкам

Ведущий: Задается три вопроса для каждого участника в разной номинации.  Участнику, представляется возможность самому выбрать вопрос по выбранной им номинации. Если участник отвечает правильно на вопрос, он проходит дальше. Если участник отвечает не верно, то на этот же вопрос отвечают  те ребята , кто не прошел в отборочный тур «Умники» и «Умницы». Они за правильный ответ получают Орден. А участник  отборочного тура остается на том же месте и ход переходит следующему игроку.

Задания для Старшей группы

Грамотейка

1.«Кто как разговаривает?»

Корова-  мычит
Тигр - рычит
Змея- шипит
Комар- пищит
Собака- лает
Волк- воет
Утка -крякает
Свинья- хрюкает

2.   «Подскажи словечко»

 - Ворона каркает, а сорока? (стрекочет)
- Сова летает, а кролик? (скачет)
- Крот роет норки, а сорока? (вьет гнездо)
- Петух кукарекает, а курица? (кудахчет)
- Лягушка квакает, а лошадь? (ржёт)

3.  «Кто кем был?»

  Отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом                                               Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком                                        Шкаф -доской
Корова – телёнком                                               Велосипед – железом
Дуб – жёлудем                                                      Рубашка – тканью
Рыба – икринкой                                                   Яблоня – семечкой

4. «Что бывает круглым?»

Назвать 5 слов.

 - что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
- что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
- что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

Занимательная математика

1.Сели дети рисовать. Вася нарисовал 2 котят, Никита нарисовал 3 утят, а Светлана нарисовала 1 собаку. Посчитай скорей, сколько нарисовали дети зверей.

2.Жили были у бабуси, 2 веселых гуся

3 собаки, 2 коровы и один петух Ерема

Посчитай поскорей сколько всего друзей.

3. На дубе висело 10 желудей, вдруг подул ветер и 5 желудей упало. Сколько желудей осталось висеть на дереве?

 4.  Сидят в коляске две сестрички

На ручонках рукавички

Подскажите у сестричек сколько вместе рукавичек.

5. Сегодня на обед мама пожарила 7 котлет.

Папе две, маме две, Антошке одну и Сережке одну.

Мурке кошечке одну.

Сколько съели мы котлет на обед?

 

Загадочный мир природы

Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

По сказочным дорожкам.

 

Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

Задания подготовительной группы

По сказочным дорожкам

Конкурс «Волшебный сундучок».

  Из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино» (А.Толстой)

Туфелька – «Золушка» (Шарль Перро)

Монетка – «Муха-цокотуха» (Чуковский)

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Пушкин)

Яйцо – «Курочка Ряба» (рус.нар.)

Яблоко – «Гуси-лебеди» (рус.нар.)

Красная шапочка – «Красная шапочка» (Шарль Перро)

Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)

Грамотейка

Какие буквы спрятались на листке бумаги.

Придумай 3 слова, которые начинались бы с «ли»  

Придумай 3 слова, которые начинались бы с   «ко».

Составь по три слова из тех слогов, которые написаны на мешках. Один и тот же сл  

Математика

 1.Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

2. В какой день недели Медвежонок пойдёт на День рождения к Ёжику? (Дорогой медвежонок. Жду тебя на празднование дня рождения, который состоится  через 4 дня. Твой друг, Ежик. 7 мая , понедельник. (11 мая)

3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.( 5 птиц, а щука и угри не птицы)

Загадочный мир природы

1. «Назови лишнее слово».

Клен, липа, береза, ель, тополь.

Белка, медвежонок, лиса, волчица.

Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик

2. Сколько планет в солнечной системе? Назови их.

 3. Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

4. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)

Ведущий: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово для награждения предоставляется  нашему глубокоуважаемому жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры,   вручает дипломы и ценные подарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе

Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...

Интеллектуальное занятие в подготовительной группе "Умники и умницы".

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Имеется отл...

"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Способствует развитию логического мышления способом моделирования...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...