Веселые скороговорщики
проект

Пырина Татьяна Николаевна

Познавательно-творческий проект для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veselye_skorogovorshchiki.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект

в средней группе (комбинированная)

«Весёлые скороговорщики !»

                                                                                              

                                                                                                      

                                                                               Подготовили:

                                                                               Воспитатели: Пырина Т.Н.

  

г.Поворино

                                                 

 Вид проекта: коррекционно-познавательный

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, учитель- логопед, воспитатели, родители.

Актуальность:

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается невнятная речь, недостаточное развитие моторики речедвигательного аппарата. Скороговорки - это простой и забавный способ усовершенствования дикции.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества.

            Цель проекта: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству;

            Задачи проекта:

-        формировать знания о роли скороговорок для развития речи;

-        отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения, развивать дыхание;

-        совершенствовать навык произнесения трудных по артикуляции звуков, улучшать дикцию детей;

-        развивать слуховое внимание и память, фонематический слух;

-        развивать артистические способности, продолжать работу по формированию выразительности речи;

-        обогащать словарный запас;

-        осуществлять взаимодействие семьи и детского сада;

-        развивать умение детей работать в группе.

-        воспитывать положительное отношение к процессу познания.

Ожидаемый результат проекта: улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству. Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

            Этапы реализации проекта.

            1 этап: подготовительный.

1.    Изучение литературы по теме проекта.

2.    Индивидуальный подбор скороговорок с учётом автоматизируемого звука.

3.      Выбор методов реализации проектной деятельности.

            2 этап: основной.

1.      Организация целенаправленной работы по тематике.

2.    Разучивание скороговорок с детьми.

3.    Работа над скороговорками с использованием мнемотаблиц.

Создание картотеки мнемотаблиц (Приложение 1)

4.      Беседа с детьми о скороговорках. (Приложение 2)

5.      Ознакомление родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду по данной теме через рубрику «Советы логопеда» в групповом чате, родительском уголке и рабочих тетрадях. Информационный лист для родителей.

6.      Привлечение родителей к совместному созданию иллюстраций к ранее изученным на занятиях с логопедом скороговоркам.

7.    Организация выставки «Иллюстрация к любимой скороговорке»;

8.      Создание памятки для педагогов «Методика работы со скороговорками»; (Приложение 3)

10. Создание картотеки скороговорок для педагогов; (Приложение 4)

            3 этап: заключительный

1.      Конкурс: «Весёлые скороговорщики»; (Приложение 5)

           

 Литература:

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и чистоговорки. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Скороговорка»

Цель: продолжать развитие диалогической речи детей, интереса к скороговоркам.

Ход занятия:

Ребята, совсем недавно мы разучивали с вами скороговорки. Вам понравилось это занятие? Для чего мы это делали? (Полные ответы детей).

Я расскажу вам о том, кто придумал такие удивительные скороговорки.

История скороговорок начинается с времён Древней Руси, и они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах. Автор скороговорок - русский народ. Скороговорки — это шуточный жанр народного творчества.

 Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.

Действительно, выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать слова и звуки. Иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.                

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, но и тем, кто хочет научиться красиво и чётко говорить. Мы тоже побудем сегодня немного дикторами. Тот, кому я дам сейчас микрофон произнесет свою любимую скороговорку. (Дети по очереди рассказывают скороговорки).

Рассматривание иллюстраций книг со скороговорками.

 

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»

Скороговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.  Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.

Как разучивать скороговорки?

• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Попросите ребёнка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Устройте соревнование - кто быстрее проговорит скороговорку.

Пример несложных в произношении скороговорок:

1.      Бегают две курицы прямо по улице.

2.      Тот ли это кот? Это кот – не тот!

3.      Бобры добры, добры бобры.

4.      У Сани сом с усами.

5.      У ежа и ёлки иголки колки.

6.      Скачет косой в кустарник густой.

7.      Вышел кот из ворот. Кот рябой, хвост трубой.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКОЙ:

Скажите, какие звуки чаще всего повторяются в этой скороговорке?

Произнеси скороговорку тихо (по секрету), громко.

Проговори, ускоряя темп.

Представь, что ты серебряный колокольчик, прочитай так, будто ты серебряный колокольчик (высоким громким голосом).

Выдели голосом первое, второе, третье и т д. слово.

Прочитай, делая остановку в конце каждой строки.

Первые три строки читаем соло, а остальные – хором.

Кто быстрее.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Логопедические скороговорки на разные звуки

Скороговорки для звуков С и СЬ

1.      У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2.      В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

Скороговорки для звуков З и ЗЬ.

1.      Заморозила зима и заборы и дома.

2.      Подвязала Лиза розы,

Засадила две занозы.

3.      Запел зяблик на заре,

Озяб зяблик на дворе.

4.      Загрузили в кузов

Семь возов арбузов.

5.      Заяц в поле зёрна ел,

Зуб у зайца заболел.

6.      По земле ползёт змея.

За змеёй ползет семья.

Змей, змея и два змеёнка

По земле ползут тихонько.

7.      - Стрекоза, стрекоза!

Закрывай свои глаза.

- Мне нельзя глаза закрыть,

Надо завтрак раздобыть.

8.      Запретил хозяин козам

Залезать в розалий к розам.

- Не грызите, козы, розы,

У роз острые занозы.

9.      Заболел у зубра зуб.

Отказался есть он суп.

Знахарь к зубру заходил,

Зубру зуб заговорил.

10.  Вёз я вазу на возу,

Загляделся на козу.

Ваза с воза звонко — звяк!

На глазах у всех зевак.

11.  Рассказала Лиза сказку

Про принцессу Златовласку.

Золотые волосы у неё до пояса.

12.  Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома

Засахарены сполна.

13.  У Кузьмы, у Кузеньки

Кузовок есть узенький.

Землянику в кузовок

Он собрал сам, сколько смог.

14.  Кузнечик зелёный в зеленом газоне

Заснул на закате в зелёной кровати.

  

Скороговорки для звука Ш 

1.    Хороши у бабушки пышки и оладушки.

2.    Шёл ишак пешком в кишлак.

3.    В шалаше шуршали мышки,

Шелушили мышки шишки.

4.    В летнем душе две лягушки

Лягушатам моют ушки.

5.    - Как вы дышите ерши?

- Наши жабры хороши.

6.    Сшил мишутка шубки мышкам,

Чтоб не зябли мышки слишком.

7.    На опушке две букашки

Поиграть решили в шашки.

Крошечные шашечки

Тащат две букашечки.

8.    Жила в норе шиншилла

И шлёпки шилом шила.

Пошире и поуже,

Получше и похуже.

9.    Лежат в большом лукошке

Гармошки и матрёшки,

Катушки, погремушки

И шумные хлопушки.

10. Прошептала мушка мошке:

- Скушай, мошка, хлеба крошки.

Мошка мушке прошептала:

- Крошек, мушка, что-то мало.

11. Я у тётушки Марфуши

Ел черешни, вишни, груши.

А у тётушки Марьяши

Кушал шанежки и каши.

12. Петушок нашел мешок.

А в мешке лежал горшок.

А в мешке горошек

И немножко крошек.

13. Шарф на шею повяжу

И в окошко погляжу.

Что увижу я в окошке?

Дождик пляшет на дорожке.

14. Эй, мышата, не шумите

И под шкафом не шуршите.

Паша наш пример решает,

А шуршание мешает.

Скороговорки для звука Ж

1.    Лыжнику нужна хорошая лыжня.

2.    Режет ёжик ножом коржик.

3.    Между жимолостью и ежевикой

           Живут в хижине ёжик с ежихой.

4.    - Что на ужин у ежей?

- Кожура от желудей.

5.    Нашёл Женя корешок женьшеня.

6.    Предложил жучок пчеле

Ежевичное желе.

- Я, жучок, желе не ем.

Положи мне лучше джем.

7.    Жук — жучок,

Желтый бочок,

На лужайке не лежи,

Полетай и пожужжи.

8.    Кошка Машка — лежебока,

Отлежала оба бока,

- Мяу! Можно на тахте

Полежать на животе.

9.    Пишут жалобу две жабы

На невежлевого краба:

Краб толкнул однажды

Жаб обеих дважды.

10. Ручеек бежал, журчал,

Жук над ним кружил, жужжал.

Слушал жук ручья журчанье,

А ручей — жука жужжанье.

11. Прочитал Журавль в журнале:

«Шмель вчера Ужа ужалил.

У Ужа ужасный жар».

Журавлю больного жаль.

12. Под дождём дрожит жучок:

Жук до крылышек промок.

Даже жутко так дрожать.

Как же будет жук жужжать?

13. Жарко жабе в тёплой луже.

Жаба ждёт дождя и тужит:

- Ох, ужасная жара!

Лить дождю уже пора!

14. Из жемчужин ожерелье

Подарил жук в день рожденья

Симпатичной жужелице

С придорожной улицы.

15. Я жук, я жук!

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу,

Я не тужу,

Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж…

16. У ежа ежата, у ужа — ужата.

17. Жужжит жужелица,

Жужжит, да не кружится.

18. Ужа оса ужалила,

Ежу ужасно жаль его.

Скороговорки для шипящего звука Ч

1.    Обруч я верчу, кручу,

Циркачом я стать хочу.

2.    Печники починят печь,

Будет печь отлично печь.

3.    Хранили зайчатки чулки и перчатки,

Перчатки - в чулане, чулки — в чемодане.

4.    - О чём ты плачешь, чучело?

- Быть чучелом наскучило.

5.    - Отчего ручей журчит?

Отчего он не молчит?

- Оттого что он течет

И тихонечко поёт.

6.    Повстречала саранча

Очень черного грача.

Саранча от грача

Задала стрекача.

7.    Совершил сверчок скачок -

Заскочил он на сучок:

- Не хочу попасть в сачок,

Я — не бабочка. Сверчок!

8.    Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

9.    У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

- Чёлка пчёлке ни к чему.

10. Чайки кричат,

Сабачки рычат,

Коровки мычат.

А рыбки?.. Молчат.

11. Ел чернику грач с утра -

Стал черней, чем был вчера.

Чёрных ягод грач поел -

Чрезвычайно почернел.

12. Черепаху учит мальчик:

- Перепрыгни через пальчик.

Черепаха отвечает:

- Черепаший дом мешает.

13. Четверть часа чёрный кот

Чистит чёрненький живот.

Чистит чистым язычком

И мурлыча, и молчком.

14. Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

15. Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Скороговорки для звука Щ

 

1.    Угощение для Вас: щука, овощи и квас.

2.    В чёрном ящике есть вещи,

Я ищу на ощупь клещи.

3.    В роще и чаще

Ищите почаще

Чернику, щавель

На щи и кисель.

4.    Угощу щенка борщом,

Поиграем мы потом.

Ловко ищет вещи пудель,

Мой щенок ищейкой будет.

5.    Щегол в гнезде щеглят считал.

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок — раз, щеглёнок — два.

Счастливей в роще нет щегла».

6.    Я выращиваю плющ.

А на плющ забрался хрущ.

Я с плюща хруща стащу —

От хруща плющ защищу.

7.    Щёки красные у Саши,

Щей он много ел и каши.

8.    Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

9.    Два щенка щекой к щеке

Грызли щётку в уголке.

Скороговорки для сонорных звуков Л и ЛЬ.

1.      Клава вышивала гладью одеяло.

2.      Полынь полил из лейки Нил.

3.      Ела Мила землянику, а Данила ел клубнику.

4.      Около колокольни колодец и кони.

5.      Коля ломом лёд ломал и осколки подметал.

6.      Каша — в ложке, плюшка — в плошке.

7.      Тёплый халат Маланье маловат.

8.      В кулаке у силача половина калача.

9.      На луну выл волк по-волчьи,

Стало волка жалко очень.

10.  Взял я папину пилу.

Палку я пилой пилю.

11.  Луша в школу не ходила

Полгодочка Луше было.

12.  Под столом клубок лежал.

Лапой кот клубок достал.

13.  Любит сладкое лошадка,

Дам лошадке шоколадку.

 

Скороговорки для звуков Р и РЬ.

1.    На праздничной рубашке розы и ромашки.

2.    Забрался червяк на старый чердак.

3.    Прорубили рыбаки прорубь в крепком льду реки.

4.    У Лары ларец полон колец.

5.    Крынку Кирилл крышкой накрыл.

6.    Приготовила Лера четыре эклера.

7.    Грушу Гриша грыз на крыше.

8.    Тру на тёрке три морковки.

9.    Круглая горошина в огороде брошена.

10. Короед грызёт кору,

Прогрызает он дыру.

11. Спит сурок в просторной норке,

У сурка нора на горке.

12. Рубит бревна дроворуб -

Растрепался русый чуб.

13. Нарисован здесь карась,

Карася скорей раскрась.

14. В квартиру номер сорок три

Ковёр персидский привезли.

15. Мы ходили на бульвар,

Там купили красный шар.

16. Ремонтирует монтёр

Электрический мотор.

17. Рубили дрова

Дровосеки с утра.

18. Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

19. Рыбу ловят Боря с Лёвой,

Лёва с Борей — рыболовы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Итоговое мероприятие. Конкурс для детей средней группы «Скороговорщики и скороговорщицы».

Цель: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству.                                                                                                   Задачи: совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей. формировать выразительность речи. развивать слуховое внимание и память, развивать артистические способности. воспитывать интерес к народному творчеству. формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.                                                                                                                                                      Ход мероприятия:                                                                                                          Организационный момент: Дети заходят. Их встречает ведущий.                                                    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прасковья Никифоровна. Скучно бабушке одной, приглашаю вас к себе в гости на посиделки. Повеселимся, позабавимся, да в весёлых конкурсах поучаствуем.                                                                          Под музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.                                                                                                                                                             Ведущий: Сегодня у нас конкурс. Называется он «Весёлые скороговорщики». Участвовать в конкурсе будут команды «Тараторки» и «Говорунишки». Всего в конкурсе 5 заданий. За каждое задание можно получить смайлик.                   Скороговорки известны со времён Древней Руси. В детских играх, забавах они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Выговорить некоторые русские языковёртки  нелегко, язык сломать можно.                                                                                                                 В нынешнее время с помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Перед тем как начать наш конкурс, мы подготовим наш язычок и проведем артикуляционную гимнастику. (Артикуляционная гимнастика с сушками)                                                                                 

 Задание 1. Скороговорки-«невелички»                                                                                       Начнем наш конкурс с разминки. Каждая команда должна повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки - «невелички». Повторять будет тот, кому я брошу мяч.                                                                                                   

 Скороговорки для команды «Тараторки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал мёда медведю.

У осы не усы, а усики.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

 

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

У зеленой елки колкие иголки.

Задание 2. Петрушкины скороговорки

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».

Ребята, к нам в гости пришел Петрушка. Давайте, ребята, поздороваемся с Петрушкой.  Дети (хором). Здравствуй, Петрушка!

Слыхал он, что вы скороговорки хорошо умеете говорить.  И предлагает вам его скороговорки повторить. Попробуем?

Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите. (Петрушка показывает детям мнемотаблицы).

Задание 3. Артистичные скороговорки

Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Три сороки-тараторки тараторили на горке, тараторили на горке три сороки-тараторки!

Участникам выдаются смайлики, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией.

Задание 4. Звукобуквенные скороговорки

Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем найти   соответствующие буквы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. (Щ)

Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

На праздничной рубашке розы и ромашки. (Р)

В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

Тут и там топает гиппопотам (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет. (Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Задание 5. Скороговорки, выученные дома

К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и нарисовать к ней иллюстрацию.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним. В конце мероприятия рисунки вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы.

Итог задания: Конкурс завершился. Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно.  Скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной. Учите больше скороговорок!
Награждение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Конспект-сценарий проведения конкурса скороговорок «Скороговорщики»

·       Конкурс проводится с целью  повышения интереса детей к устному народному творчеству;   привлечения детей к языковым тренировкам;    пропаганда использования ...

Конкурс скороговорщиков

Актуальность темы:Общеизвестным является тот факт, что учителя – логопеды часто используют в своей практике скороговорки для совершенствования речи детей. Интересным и полезным для дошкольников ...

Картотека игр с картинками "Скороговорщики"

Цель: Развивать связную речь, фонематический слух, органы артикуляции, помять, внимание, просодику, выразительность чтения. Автоматизировать поставленные звуки в речи....

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Весёлые скороговорщики"

Данный проект описывает актуальность, цель, задачи и этапы. Так же дан список необходимой литературы....