Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке расписан сценарий весенних праздникоа русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
456207.docx | 824.55 КБ |
Предварительный просмотр:
456207, Челябинская область, г. Златоуст, ул.1-я Нижне-Заводская, д.38
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул.Металлургов, д.4,тел.8(3513)755717
Методическая разработка совместной деятельности
«Дружба народов»
«Два праздника: такие разные, но так похожи»
Васильева Елена Николаевна
музыкальный руководитель
Златоуст – 2022
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность,
чем богаче традиции, тем духовно богаче
народ и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство
Г.В.Волков
. Цель: пробудить в детях интерес к детскому песенному и игровому фольклору через знакомство с традициями и обычаями встречи весны, возвращения птиц, в русской и башкирской народной культуре
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с обычаями и традициями башкирского праздника «Каргатуй» и русского праздника «Жаворонки».
Развивающие: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через песенный и игровой фольклор русского и башкирского народа.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к традициям и обрядам разных народов; поддерживать интерес к татарскому и русскому народу, его культуре; вызвать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, возвращение птиц.
Предварительная работа:
1.Знакомство с культурой башкирского народа. Экскурсия в Дом
дружбы народов».
2. Тематическое занятие «Весеннее равноденствие».
3. Мастер – класс для детей «Жаворонушки прилетите, весну к нам
принесите» с участием родителей.
4. Разучивание на музыкальных занятиях и использование в
совместной деятельности песенного и игрового материала русских и
башкирских народных игр.
5. Разработка методического пособия «Сборник песенного и игрового
материала, для знакомства с традициями русской и народной
культуры». (Приложение №2)
6. Подбор музыкального материала для проведения совместной
деятельности. (Приложение№1)
Оборудование и материалы:
1. костюмы для ведущих: башкирский для Алсабыр, русский костюм
Авдотьи, костюм Весны, костюмы для детей.
2.Атрибуты для игр: колокольчик, платок, тюбетейка, коромысло, оберег
- жаворонок на палочке.
3. Атрибуты для оформления зала: столы, платки, горшочки для каши,
ветки дерева для украшения, ленты.
4. Ноутбук, колонки.
Ход мероприятия:
Под русскую народную музыку « Вот уж зимушка проходит» дети змейкой входят в музыкальный зал, перестраиваются в хоровод.
Дети: Ау, ау аукаем, весну приаукиваем
Март, март – солнцу рад
Апрель, апрель – откроет дверь
Май, май – сколько хочешь гуляй
Дети исполняют песню «Весенний хоровод».
Согревайте скорей землю солнышка лучи,
Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.
А мы песенку споём, хоровод заведём.
А мы песенку споём, хоровод заведём.
(Дети идут по кругу в правую сторону, на проигрыш в середину круга)
Расцветайте скорей все цветочки на лугах,
Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споём, хоровод заведём.
А мы песенку споём, хоровод заведём.
(Дети идут по кругу в левую сторону, на проигрыш в середину круга
После исполнения песни дети рассаживаются на стульчики, под музыку входят ведущие Авдотья- плющиха (одета по весеннему в традициях русского народа) и Алсабыр (одета по зимнему в традициях башкирского народа), гуляют по залу и останавливаются друг перед другом.
Авдотья: Здравствуй, Алсабыр!
Алсабыр: Здравствуй, Авдотья, ты почему так легко, оделась?
Авдотья: А ты что так тепло оделась?
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Алсабыр: Какая весна! Глянь, кругом снег лежит! Снежок летит, стоять не велит! Надоела эта зима! Меня зовут Алсабыр, на башкирском языке означает «впереди идущая» вот и решила я пригласить вас на праздник Каргатуй «Воронья каша». Это весенний праздник встречи птиц у башкирского народа. Именно с прилётом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры.
Авдотья: А про меня в моем народе говорят: «Авдотья красна и весна красна». Это я поднимаю на реках лед, птиц встречаю, да весну закликаю.
Под музыку выбегают девочки–веснянки
1-я девочка: Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко-колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
2-я девочка: Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
3-я девочка: Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весною красною вернись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Алсабыр: А вот мы сейчас сыграем в игру «Идёт матушка весна». Если придет Весна, я сниму шубу, а ребят к себе в гости приглашу.
Игра «Идёт матушка весна».
Ведущие берутся за руки (это воротики), а дети проходят под ними и поют:
Ходит матушка весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Ведущие опускают руки, закрывают воротики, и кто из детей попался, встает вместе с ведущими.
Под музыку в конце игры входит весна, на плече коромысло, на нем два ведерка черное и белое.
Авдотья: Весна победила, снимай Алсабыр шубу!
В этот день наши предки начинали весну закликать.
Весну закликать, зиму провожать.
Алсабыр: Пусть зима уходит прочь,
Пустит весну на порог.(снимает шубу)
Пора праздник начинать
Перелетных птиц встречать.
Весна: Я – весна – красна!
Бужу землю ото сна
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки
Всюду в поле и в лесу,
Людям радость я несу.
Авдотья: Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: Коромысло не простое, на нем два волшебных ведерка, в одном темном – темная ночь живет, а светлом ведерке - ясный день.
Алсабыр: Ой, как интересно? А какое из них легче?
Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись, в день весеннего равноденствия день равен ночи, бывает такое явление 22 марта, а сейчас белое ведерко чуть – чуть тяжелее будет.
Дети рассаживаются на свои места. Звучит фонограмма крика грачей.
Алсабыр: Прилетели к нам грачи,
"Кра - кра - кра", - кричат они.
И зовут всех нас на луг.
Приходи и ты мой друг.
Не забудь ты взять, дружок
Крупу, соль и казанок.
Весна подает Алсабыр казанок.
Молочка добавим в кашу,
Ну, и маслица, в придачу.
Иди на праздник Каргатуй,
Повеселись и потанцуй!
Танец «Весну звали»
Алсабыр: Пока вы дети танцевали
Мы кашу быстро замешали
А пока вариться она
Загадки отгадать пора.
Весна: А загадки у меня в волшебном ведерке спрятались.
Загадывает детям загадки про птиц.
1. Мы в скворечнике живем
Песни звонкие поем? … (скворцы)
2. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? … (соловей)
3. Эта птица никогда для птенцов,
Не вьет гнезда? …(кукушка)
4. Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам? … (грачи)
5. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит? …(жаворонок).
Звучит фонограмма пение Жаворонка
Авдотья: А вот и жаворонушки прилетели,
в небе песенку запели.
Детям на месте не сидится
Хочется играть и веселиться.
Игра «Жаворонок»
Ведущий считалочкой выбирают Жаворонка, и даёт ему колокольчик.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети останавливаются, ребенок – жаворонок вылетает из круга, бежит вдоль круга, звонит в колокольчик. Останавливается, около пары детей, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее прибежит и возьмёт колокольчик, тот и становится новым жаворонком
После игры дети садятся.
Авдотья: Пришла весна, а вместе с весной и праздник называли, на Руси этот праздник «Жаворонки»!
В каждом доме на Руси
Жаворонушек пекли
Мамы, бабушки и дети
Угощали всех на свете.
Коль найдешь колечко в птичке, замуж девица пойдешь
Коль монетка попадется, вмиг богатство обретешь.
Печеных жаворонков несли в поле, крошками угощали прилетевших птиц. Посмотрите, какие красивые у нас ребята получились жаворонки.
(показывает детям испеченных жаворонков)
Весна: А назывался такой праздник День весеннего равноденствия, его отмечали весело- с хороводами, с частушками. Давайте-ка и мы споем частушки.
Дети исполняют частушки на мелодию русской народной песни
«Во саду ли, в огороде»
1. Разгони тоску и дрему,
Пробуждайся ото сна,
Поскорей слезай-ка с печки!
К нам торопится Весна!
2. Заиграй-ка балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
Танец
3. Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять.
Лапти новые надену,
Побегу Весну встречать
4 Солнце спряталось за тучку,
Не пробьется даже лучик.
Приходи, Весна, скорей!
Нас, озябших отогрей.
Алсабыр: Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Праздник птиц нас всех зовет!
Эй, не стойте в стороне
Мы живем в одной стране
На одной растем земле
Дружим, не тужим
Праздники весело встречаем
Да в игры играем.
Весна: Прячу, прячу я платочек
Под зеленой сосной.
Незаметно положу
Я кому-то за спиной.
Алсабыр: Правильно, Весна это башкирская народная игра.
«Платочек». Поиграем мы друзья.
Игра «Платочек»
Авдотья: На праздник! На праздник!
Спешите сюда!
Здесь игры и шутки,
Ждут вас, друзья!
Весна: Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
А кто не придет...
Будет «растяпой» целый год
Игра «Растяпа»
Дети ищут себе пару и встают по кругу, один ребенок ведущий стоит в центре круга. Кто стоит первым в паре – житель деревеньки, а кто второй – дом.
Звучит русская народная музыка, жители гуляют, как только музыка закончилась, жители прячутся в домик, кому домика не хватило он растяпа.
Дети все вместе говорят: Раз, два, три, растяпа ты!
Растяпа становится новым ведущим.
Дети садятся
Весна: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Чудесный праздник всех зовет***
На праздник! На праздник!
Спешите сюда!
Здесь игры и шутки,
Ждут вас, друзья!
Алсабыр: Тюбетейку покажу, всех ребят я удивлю
На веселую игру я мальчишек приглашу.
Игра "Тюбетейка»
Под музыку дети передают тюбетейку, после окончания музыки ребенок, у которого в руках тюбетейка танцует, а все остальные ему хлопают.
Весна: Ой, мальчишки, хороши, танцевали от души.
А девчушки, не устали?
Кто хочет попробовать моё коромысло удержать?
Игра «Коромысло»
Выбирается девочка, она под музыку двигается по залу с коромыслом, по окончании музыки передает коромысло другой девочке.
Алсабыр: Молодцы! Вот и каша сварилась.
Авдотья: И жаворонушки наши испеклись.
Весна: Пора нам ребята, птиц встречать.
По традиции башкирской украшаем мы деревья, чтобы они были красивыми, яркими. (девочки берут ленточки, привязывают к веточкам)
Под башкирскую музыку девочки украшают деревья
Алсабыр: Поставим каши казанок, первую порцию отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую - воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле. Третью - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. А четвертую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!
Дети: Принесли мы вам, грачи, вкусной каши, калачи, кашей угощайтесь, нам дождя желайте.
Авдотья: Жаворонков берите, весну в наш край зовите!
Дети берут жаворонков на палочках:
Жавороночек, прилети, студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси весну – красну на своем хвосту!
(крошат жаворонков под деревьями)
Весна: Жаворонки, прилетели, счастья пожелать нам захотели.
А ну-ка, кто хочет счастья поймать
Выходи скорей играть.
Авторская игра «Поймай счастье».
Ведущий держит в руке палочку, на ней привязан жаворонок – пеленашка. Он ходит по кругу и поет:
Жаворонок полетел,
на плечо к (имя ребенка)
Ну-ка, (имя ребенка), не зевай,
свое счастье догоняй.
Ведущий двигается внутри круга, а выбранный ведущим ребенок догоняет его.
После игры детям вручаются сладкие подарки.
После игры Весна раздает всем детям птичку – оберег «На счастье» или любое другое угощение или сюрприз.
Мастер класс
Печенье "Жаворонки" из песочного теста
Ингредиенты:
Мука — 3 стакана, сода – 1 ч.л.
Сливочное масло — 80 Грамм
Сахар — 1/2 Стакана, ванилин
Яйцо — 2 Штука
Изюм — 50 Грамм
Соль — По вкусу
Сметана – 2 столовые ложки
Приготовление:
Смешать размягченное сливочное масло с сахаром, добавить яйца, сметану, ванилин, соль по вкусу и все хорошо перемешать.
Смешать муку и соду (разрыхлитель), затем постепенно добавлять в тесто. Хорошо вымесить, чтобы тесто не прилипало к рукам. Тесто положить в холодильник на 30 минут.
Библиография:
1. Н.С. Агашева. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар/ Н.С.Агашева, И.С.Слепцова, И.Л.Морозов. – М., 1995.
2. Е.С Бабунова. Наш дом – Южный Урал. Челябинск, «Взгляд», 2007.
3. Методическое пособие «Я - Златоустовец». Златоуст, 2013.
4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.
5. М. Ю.Картушина. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»
Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА: МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ ТЕМА: «СЕКРЕТЫ ДРУЖБЫ»
В данной разработке рассмариваются методы, позволяющие привить детям понятия дружбы и доброжелательности...
Методическая разработка образовательной деятельности «Сказки народов Севера"
продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;развивать ...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»
Актуальность:Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движени...
Методическая разработка совместной деятельности с родителями для детей старшего дошкольного возраста по теме«Такие разные профессии»
Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию выберет человек, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и, конечно, материальное бл...
Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»
вданной методической разработке расписан сценарий весеннего праздника русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"...