Музыкально-тематическое занятие на тему “Симфония блокадного Ленинграда” в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Оксана Владимировна Сухова

Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 129»

 

Музыкально-тематическое занятие

на тему “Симфония блокадного Ленинграда”

в подготовительной к школе группе

 

Музыкальный руководитель:

Сухова О.В.

Нижний Новгород

2022 год

Цель:

     Ознакомление дошкольников с историей своей страны. Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с историей блокадного Ленинграда;
  • Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем «Седьмой симфонии»;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал;
  • Воспитывать у дошкольников уважение к людям к ветеранам-блокадникам.

Предварительная работа: чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет; чтение стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, аудио записи музыкальных произведений, образцы хлебных карточек, фронтовых писем, 125 грамм черного хлеба.

Ход мероприятия

Слайд 1

Муз.рук: Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами о блокадном Ленинграде. Этот сейчас город называется Санкт-Петербург, раньше он носил имя – Ленинград.

Слайд 2

     Много лет назад на нашу Родину напали фашисты, без всякого предупреждения. Это было неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Началась Великая Отечественная война... Страшная, беспощадная. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. Все люди хотели пойти на фронт добровольцами.

Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети.

Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких.

Против всех людей советских - это значит - против нас.

Слайд 3

     Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно, потому что город был культурной столицей. В нём находилось много памятников, музеев. Заводы и фабрики выпускали разные товары, необходимые для жизни людей. А главное там изготавливали военную технику и оружие. Не сумевшие завоевать город в сражении, они решили взять его измором.

Слайд 4

     Посмотрите на карту. Коричневым цветом отмечена земля, захваченная немцами. В центре кольца со звездочками - Ленинград.

     3 декабря 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Город бомбили днём и ночью. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть население города, а Ленинград взять голыми руками, превратив пленных в рабов…

Слайд 5

      Наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет. Не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно, прижавшись, друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.

Слайд 6

       Но Ленинград жил и боролся, несмотря ни на что. Голод и холод не сломили духа ленинградцев. Несмотря на лишения блокадного времени, они сумели сохранить веру в победу, любовь к жизни, к прекрасному. Немало слов сказано об их мужестве и героизме.


Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

 

     Только за первую блокадную зиму голод в Ленинграде унёс из жизни 252 тысяч человек. Так как все дороги в город были захвачены фашистами, то в него не могли привезти никаких продуктов. Воду ленинградцы набирали на реке, потому что в городе был разрушен водопровод, а снег был грязным от бомбежек. В связи с истекающими запасами продовольствия (еды)  снижалась и выдача хлеба. С 20 ноября 1941 года в пять раз сокращается хлебный паёк. Рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, неработающие – 125 грамм.  Хлеб получали в магазине, но не за деньги.  Его выдавали по специальным хлебным карточкам.

Слайд 7

     Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде. Блокадный хлеб ели по-особенному. Его клали на ладонь, отламывали маленький кусочек и долго-долго жевали. Нужно было, как можно дольше жевать. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони все крошки, аккуратно губами, словно хотели поцеловать, съедали их...

     Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.

Слайд 8

     Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Они не просто старались выжить, а давали фронту танки и самолеты.

Слайд 9

     На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов, работали наравне с взрослыми.

Слайд 10

     Город постоянно обстреливали самолеты с воздуха. В качестве предупреждения звучал сигнал.

Звучит запись «Воздушная тревога»

     Как вы думаете, что делали люди, услышав этот звук? (ответы детей) Они прятались в бомбоубежища – специальные помещения, которые находились в подвалах.

Слайд 11

А после отбоя воздушной сирены люди слышали такой звук.

Звучит запись «Звук метронома»

     Что вам напоминает этот звук? (Ответы детей: он напоминает звук биения сердца).  Этот звук издавал метроном. Он напоминал всем, что жизнь в городе продолжается. В те тяжелые дни звук метронома не затихал ни на минуту. И люди не отчаивались, верили, что Родина помнит о них. Взрослые блокадного Ленинграда  вечерами  пели песни, а дети читали книжки, играли в разные игры. Вопреки всему в Ленинграде продолжали работать театры, школы, фабрики, заводы.

Слайд 12

     В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.

Слайд 13

     9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера  Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.

Слайд 14

     Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии. Она рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь  ворвалась грозная сила – война. В этом отрывке показана простая счастливая жизнь до войны, всё дышит спокойствием. Люди уверены в себе и в своём будущем.

Слушание - фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича – начало.

Слайд 15

Муз. рук: Следующая часть называется «Вторжение». Она совершенно другая. Поначалу она кажется безобидной, однако потом всё меняется…..

Слушание - фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»

Муз. Рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть? (ответы детей)

Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку? (ответы детей)

Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.

     А какая эта музыка по характеру? (ответы детей)

Слайд 16

     Эту симфонию слышали ВСЕ и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

     В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

Слайд 17

      4 января 1944 советские войска перешли в наступление. В ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята.

Слайд 18

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Слайд 19+20

      Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в нашей памяти и памяти грядущих поколений.

Слайд 21

Муз. Рук: Война ещё продолжалась целых 1,5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!

Вечная память героям! Вечная им слава!

Муз. Рук: Чтобы никогда не повторилось это страшное время, мы с вами должны помнить всех, кто пережил ту страшную блокаду, кто не дожил до победы. Во всем мире всех погибших вспоминают минутой молчания. Давайте и мы с вами почтим минутой молчания всех солдат, которые погибли, освобождая Ленинград.

Минута молчания. Метроном

Рефлексия: обсуждение увиденного, что понравилось из услышанного, что особенно запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: "Защитники нашего отечества" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1.Воспитывать в детех чувство гордости за наших воинов.2.Привлечь их внимание к празднику-Дню защитника отечества3. Познакомить с боевыми действиями пехотинцев и мотострелков4. ...

Конспект логопедического занятия по теме "Предлоги К, ОТ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, III уровень

Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет...

Интегрированное занятие на тему: «Государственная символика России» в подготовительной к школе группе

познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гим- ном...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» (подготовительная к школе группа)

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Снегири на ветках» в подготовительной к школе группе.

Расширяем представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учим детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельн...

Конспект занятия на тему: "Символы победы" для детей подготовительно к школе группы

на занятии дети узнают много интересного о символах победы...

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР), дополненный визуальными и звуковыми материалами (презентацией). Из-за невозможности разм...