Музыкально-литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников «Будем помнить!»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный сценарий подходит для детей подготовительных групп. Цель данного мероприятия: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину. свой народ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Подготовила Алексеева Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель
Музыкально-литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников «Будем помнить!»
Цель: воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашей Родины;
- формировать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- формировать чувство патриотизма;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме;
- прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
- показ иллюстраций о Ленинграде;
- выставка рисунков на тему «Блокадный Лениноград»
Репертуар:
- Слушание песни "Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
- Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки» музыка И.Шварца, слова В.Коростылева.
- Слушание фрагмента симфонии Д. Шостаковича
- Русская народная мелодия «Гусачок» (оркестр музыкальных инструментов (ложки, бубны)
- «Ленинградский метроном»
Ход мероприятия. На экране 1-ый слайд презентации. По ходу мероприятия слайды меняются.
Дети под музыку заходят в зал и садятся на свои места
Ведущий 1 Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Ведущий 2 И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Ребёнок
Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. И сегодня мы поговорим с вами об одном из красивейших городов нашей страны. Сейчас он называется Санкт-Петербург, а раньше он назывался Ленинград.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).
Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)
Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.
Ведущий 2. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. На нашу русскую землю наступал враг. Это были немецко-фашистские захватчики. В первые дни войны родилась великая песня. Она вдохновляла и звала людей на борьбу. Песня известна во многих странах – "Священная война".
Звучит запись песни "Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
Ведущий 1. Фашисты хотели, чтобы Ленинградцы перестали защищаться и отдали бы им свой город. Но, не смотря, на страшные испытания, город жил и боролся.
Ребёнок
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Ведущий 1. В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты? В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Инсценирование стихотворения
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
Ведущий 1. Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой зданий.
Стук метронома
Ведущая 2. Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки.
Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца Великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.
Город фашисты бомбили всё чаще. Пока были силы, люди прятались в бомбоубежища – это специальные помещения под землёй, где можно укрыться от бомбёжки.
Невский проспект, главный проспект Ленинграда, очень изменился. Не гуляли толпы прохожих, а разрывались снаряды и фугасные бомбы.
Ребёнок
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно это была сторона
Опасной при артобстреле.
Ребёнок
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
Ведущая 1. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, так как водопровод в городе не работал, стояли в очередях за хлебом, который давали по карточкам. Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. Дети, которые ещё могли ходить, учились. Это было подвигом маленьких ленинградцев.
Ведущий 2. Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.
Работали на станках женщины, пожилые мужчины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Ведущий 1. Однажды на завод "Полиграфмаш", где изготовляли тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов – автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени-отчеству Василий Васильевич.
За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки»
музыка И. Шварца, слова В. Коростылева
Ведущий 2. На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Девочка записывала даты смерти своих родных. Последние странички самые горькие: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий 1. Ленинградские инженеры придумали гениальную ледяную дорогу, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых и привезти в город муку, крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» для жителей осаждённого города. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога!
Ребёнок
Тот город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни" Ладога была.
Ребёнок
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под мирным небом жить.
Ведущий 2. Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио.
Ведущий 1. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!
Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий 2. Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами.
Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки.
Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".
А сейчас наши дети исполнят русскую народную мелодию «Гусачок»
Оркестр «Гусачок»
Ведущий 1. И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 80 года назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
Ребёнок
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Ребёнок
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...
Ведущий 2 С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
Песня «Обелиски» В. Ударцева
(исполняет муз. руководитель)
Ведущий 1 А сейчас минутой молчания почтим память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.
Ведущий 2 Акция «Свеча памяти»
(дети друг за другом выкладывают свечи у «Вечного огня»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий вечера памяти "День снятия Блокады"
Вечер памяти для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Предварительная работа: экскурсия на площадь Победы, разучивание стихов, рисование, рассматривание иллюстраций и чтение книг....
Сценарий Музыкально-литературного вечера, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда
Сценарий Музыкально-литературного вечера, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшей и подготовительной групп...
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда» для старшего дошкольного возраста.
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда»для старшего дошкольного возраста....
Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками....
Методическая разработка Литературного вечера ко дню снятия блокады для старших дошкольников
Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольниковОписание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно исполь...
Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников
Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников...
Музыкально-литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников
Музыкально-литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольниковЦель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.З...