Концерта учащихся ДШИ для дошкольников 5-7 лет «Что за Чудо – Балалайка!»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Данный сценарий был разработан в рамках совместного проекта ДОУ и ДШИ "Мир музыкальных инструментов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kontserta_kl.balalayki.docx | 21.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Концерта для дошкольников 5-7 лет
«Что за Чудо – Балалайка!»
Подготовила Третьякова Л.А., преподаватель класса балалайки МАУ ДО «ДШИ г. Печора»
Конспект разработан для дошкольников старшей группы (5-7 лет), с участием обучающихся класса балалайки «Детской школы искусств».
Ведущие так же являются участниками концерта (учащиеся класса балалайки Третьяковой Л.А. МАУ ДО «ДШИ г. Печора».
Презентация к концерту (автор Третьякова Л.А.)
Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса к различным видам музыкальной деятельности. Познакомить воспитанников ДОУ с балалайкой, привлечь к обучению в ДШИ.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о свойствах и особенностях такого струнно-щипкового инструмента, как балалайка.
2. Познакомить дошкольников с историей возникновения балалайки с использованием ИКТ технологии.
3. Дать представление об основных особенностях строения балалайки, звукоизвлечении и приемах игры.
4. Расширить музыкальные впечатления детей, развить тембровый слух, способность слушать и наблюдать.
5. Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой нашей страны.
6. Сформировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической, народной и современной музыки.
7. Закрепить представления детей о разнообразии струнно-щипковых музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании.
Используемые материалы: балалайка, треугольник, фото- и аудиоматериалы, ноутбук, проектор, дудочка, бубен, колокольчики, ложки, пульт для нот.
Количество присутствующих: (воспитанники, воспитатели ДОУ)
Количество участников: 4
Ход мероприятия
Включить презентацию (Слайд 1)
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня снова у вас в гостях дети из детской школы искусств. Ребята из школы искусств уже несколько раз были у вас в гостях и познакомили вас с разными музыкальными инструментами. Теперь настала очередь инструмента, который с давних времён является музыкальным символом нашей страны. (Слайд 2)
Ну-ка, угадайте (сценарий на пульт, читать стих и показывать):
У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!
Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!
Ведущая:
(Слайд 3)Да, это, конечно, же балалайка. А что вы знаете об этом инструменте? (Дети отвечают)
(Слайд 4)Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
(Слайд 5)Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
(Слайд 6) Видео Вот послушайте!
(Слайд 7) Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о ее веселом характере. Есть версия, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» - дитя, то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
(Слайд 8) Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.
Давайте послушаем, как наши ребята из детской школы искусств научились уже играть на балалайке:
- (Слайд 9) ученица 1 класса сыграет для вас русскую народную песню «По малину в сад пойдем».
А помогать Алисе будет наш замечательный концертмейстер.
По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.
Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!
У балалаечки треугольный корпус, специфические приемы игры, различного вида щипки, удары, ее серебристый звонкий тембр нельзя спутать ни с каким другим инструментом. Это один из самых любимых и популярных инструментов на Руси. В старину без нее не обходился ни один праздник, люди пели и плясали под балалайку.
- (Слайд 10) Мы с моей ученицей, которая учится в первом классе сыграем для вас детскую песенку «Дроздок». Ребята, а вы знаете как называется игра вдвоем?....(Дуэт)
(Слайд 11)
Три струны всего у балалайки, но широк ее размах большой,
Взмах руки и пролетают чайки с набежавшей песенной волной.
Парень укорачивает струны, прижимает крепко их к ладам,
И плывет напев простой и юный по окрестным паркам и садам.
- Ученик 2 класса сыграет нам русскую народную песню «Шуточная»
(Слайд 12) Первым, кто понял, что на балалайке можно исполнять не только плясовую музыку, был Василий Васильевич Андреев, замечательный музыкант, виртуоз-балалаечник. Он очень любил этот музыкальный инструмент, поэтому основал великорусский оркестр в Санкт —Петербурге, (Слайд 13) собрав воедино балалайки разной величины, добавил баян, гусли и другие русские народные музыкальные инструменты, стал выступать с этим оркестром даже в концертных залах.
- А сейчас две ученицы 1 класса, выпускницы вашего детского сада, с Ларисой Алексеевной исполнят для вас русскую народную припевку «Как на тоненький ледок» (Слайд 14)
- Еще одна русская народная песня в исполнении девочек(Слайд 15) «Земелюшка-Чернозем»
- И еще одна, всем известная, русская народная песня «Ах, вы сени» (Слайд 16)
А давайте сыграем в оркестр! (Слайд 17) Только сначала нужно разгадать загадки:
- Уходил пастушок,
Клал в заплечный мешок
Хлеба краюшку
Да сердца подружку (Дудочка, отдать ребенку)
Слушайте следующую загадку.
- Есть у нас весёлый друг.
Обожает громкий стук.
Бей его сто раз подряд,
Он ударам только рад.
Мы его все любим, Это звонкий... (Бубен, отдать ребенку)
- Деревянные, резные,
Все, конечно, расписные.
Можно ими щи хлебать,
Ну, а можно и поиграть. (Ложки, раздать детям)
- Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его –
молчит.
Стоит только в руки взять
И немножко раскачать
Слышен будет перезвон:
«Дили –дон, дили –дон» (Колокольчики, раздать детям)
Посмотрите, сколько народных музыкальных инструментов у нас получилось! Целый оркестр. Наш оркестр вместе в концертмейстером сейчас будет мне подыгрывать. Попробуете, ребята?
- (Слайд 18) Итак, композиция «Во саду ли, в огороде» в исполнении балалайки и нашего маленького оркестра.
Ай, да молодцы! С балалайкой никогда не соскучишься! Не зря народ говорил всегда –
«Бери балалайку в руки и не станет скуки», или так: «Балалайка не огонь, а разогреет».
Ну, вот. Балалайку с фортепиано(пианино) вы сегодня услышали, услышали две балалаечки вместе, послушали и поучаствовали в оркестре народных инструментов, загадки разгадали!
Мы очень рады, что смогли познакомить вас с балалаечкой!
Спасибо вам ребята за внимание! (Слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудо-балалайка" сценарий осеннего утренника в ср.гр
осенний утренник...
Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")
Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....
«Эх, ты чудо- балалайка!»
Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом –балалайкой.Вызвать эмоциональный отклик и доставить радость. Задачи:Образовательные:- Формировать представления детей о музыка...
Сценарий тематического развлечения "Чудо-балалайка"
Сценарий предназначен для проведения мероприятий, посвященных Дню балалайки...
Русский перепляс «Чудо балалайка»
Хореографическая постановка...
Конспект музыкального занятия по программе дополнительного образования «Детский фольклор» для детей старшего дошкольного возраста «Чудо балалайка – символ России»
Занятие направленно на расширение знаний детей о русских народных инструментах....
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Чудо балалайка"
Главная воспитательная задача: воспитывать у детей чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него....