Досуг "Мы за чаем - не скучаем"
материал (старшая группа)
Досуг о праздновании Международного дня чая и о старинном обычае на Руси - чаепитии, о секретах заваривания чая, сервировке стола и культуре чаепития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_za_chaem_-_ne_skuchaem.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект досуга для детей старшей группы
Тема: «Мы за чаем – не скучаем!»
Автор-составитель:
Воспитатель
Коваленко Эмма Анатольевна
Санкт-Петербург
2023 г.
Вступление (преамбула)
Досуг с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ д/с №6.
Группа, на которую ориентирован данный конспект – это дети 5-6 лет. В группе 14 девочек и 10 мальчиков, дети очень любознательны, любят играть в разные игры, очень инициативные, любят придумывать разные развлечения. Мы стараемся с детьми организовывать совместные досуги и развлечения, а также дружеские чаепития. Поэтому мы решили провести досуг в Международный день чая, познакомить с историей возникновения чая, разнообразием его сортов. Обязательно научим правильно заваривать этот замечательный напиток, уделим внимание культуре чаепития. Этот досуг подарит ребятам радость, яркие впечатления, они получат новые знания, приобретут опыт гостеприимства.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
Современные педагогические технологии, используемые в НОД
- Познавательно-исследовательские
- Здоровье-сберегающие технологии
- ИКТ-технологии
- Игровые
Методические приемы: художественное слово, поощрение, показ, объяснение, игра.
Планируемый результат:
Формирование интереса к историческому прошлому, традициям чаепития.
Степень применения конспекта НОД:
- Возможно использовать конспект в старшей и подготовительной группах ДОУ;
- Возможно размещение на страничке официального сайта.
Оборудование для педагога: Интерактивная доска, электронный носитель музыкальных произведений. Заварочный чайник, электрический чайник.
Оборудование для воспитанников:
Рисунки чашек и блюдец с разными узорами для игры. Чашки, поднос. Чай разных марок и сортов. Сладости для чаепития.
Предварительная работа: Беседа с детьми о чае, о его разновидностях, о чайной посуде, рассматривание и обсуждение картинок с чайными плантациями. Заучивание поговорок о чае. Чтение стихов про чай.
Досуг в подготовительной группе
«Мы за чаем – не скучаем!»»
Цель: Формировать позитивное отношение к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения чая, разнообразием его сортов и пользой для здоровья;
- обучить правилам заваривания чая и культурного чаепития.
Развивающие:
- расширить представление детей о чае, историческом происхождении и свойствах;
- расширить словарный запас за счет имен существительных (чаепитие, сахарница, заварочный чайник, чайная пара).
Воспитательные:
- воспитывать уважение к русским традициям, к семье, желание быть гостеприимными.
Ход досуга
1 часть - вводная
Звучит музыкальный видеоролик: «С Международным Днём чая!»
https://www.youtube.com/watch?v=pD-2Vrk3ZXw&feature=emb_logo
Воспитатель:
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Есть один замечательный обычай, когда утром мы готовим прекрасный напиток, который утоляет жажду, придает бодрость, имеет неповторимый аромат…. Что же это за напиток? (Ответы детей).
Дорогие дети, сегодня наш досуг мы посвящаем полезному напитку, который пришел к нам из далеких времен – его величеству – ЧАЮ!
Воспитатель:
В холодный декабрь есть праздник волшебный,
когда почитаем мы лучший напиток,
ведь дарит нам чашка горячего чая,
тепла очень много, ну даже избыток!
Когда вся планета день чая встречает,
скажи всем друзьям, что ты их приглашаешь,
на чашечку чая, на чудо душевное,
в день теплый такой ты их всех поздравляешь!
Он черный бывает, бывает зеленый,
а может быть красный, и белый уж точно,
как много сортов мы знаем для чая,
поэтому чайник поставим мы срочно!
2 часть - основная
Воспитатель:
Чай любят пить в разных странах, и традиции чаепития в разных странах разные. Родина чая - Китай, по-китайски он называется "Тцай-йе", от которого и произошло слово "Чай", а в переводе означает "молодой листочек". Существует такая легенда: «Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай».
Вот, например, как раньше пили чай на Руси: как правило, чай заваривал глава семьи, а разливала хозяйка. Особенно долго пили чай в воскресенье, в праздничные дни и после баньки. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, а потом запивали чаем.
Воспитатель: Назовите пожалуйста, какие вы знаете марки чая. (Ответы детей) «Ахмат», «Липтон», «Майский», «Ахмад», «Цейлонский чай», «Гринфилд» и т.д. (дети находят и рассматривают упаковки с чаем):
И цейлонский, и индийский,
И китайский, и грузинский.
Черный, желтый и зеленый.
И названий разных много.
«Липтон», «Дилмах» и «Ахмад» -
Только марок целый сад.
Но границ для чая нет,
Дружит с чаем целый свет.
Воспитатель: Для того чтобы приготовить и попить чай, нужна посуда. Какая? (Ответы детей)
Музыкальная подвижная игра «Чайная пара»
(дети берут картинки с изображением чашки и блюдца: у каждой чашки есть парное блюдце с одинаковым узором).
В России первое чаепитие состоялось более 400 лет назад. Вот и сегодня мы собрались на праздник чая. Так как чай в Россию везли из Китая, он стоил очень дорого. Простому народу он был недоступен, редко появлялся на столе, многие даже не знали, как его заваривать. Вот об одном таком непутевом крестьянине, который никогда не пил чая и не готовил этот напиток, послушайте шуточное стихотворение:
«Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Барин был ужасно зол,
Наказать меня заставил,
Меня розгами порол.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался –
Чай забыл я посолить»
Воспитатель: «Чтобы не случилось таких курьезных историй, нужно уметь правильно заваривать чай.
Мы сейчас проверим, знаете ли вы как заваривать чай. Отвечайте на мои вопросы: «Верно» или «Неверно».
- Чай нужно заваривать холодной водой из-под крана («Неверно»)
- Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы не улетучились ароматические вещества («Верно»)
- Чайную заварку нужно употреблять в течение нескольких дней («Неверно»)
- При длительном хранении чай теряет аромат? («Верно»)
- Заварочный чайник нужно ополоснуть кипятком («Верно»)
- Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок («Верно»).
Воспитатель предлагает научить детей правильно заваривать чай для чаепития. А для этого, надо выбрать марку чая. В этом поможет игра: «Кто быстрее передаст коробочку чая водящему?» Дети делятся на две команды, дети передают чай в конец колонны и возвращают обратно. Какая упаковка с чаем вернется обратно первой, та и будет заварена для чаепития.
Пока чай заваривается, воспитатель проводит соревнование «Сушки-бараночки». Каждая команда должна за 1 минуту нанизать мини-бублики на веревочку. Побеждает тот, кто быстрее справится и у кого связка будет больше.
Воспитатель: а вы знаете, как можно быстро заварить чай без заварочного чайника? (для удобства придумали чайные пакетики, достаточно опустить пакетик в горячую воду, чай заваривается, а чаинки не попадают в чашку).
Игра «Я предпочитаю с чаем...»
Воспитатель показывает букву алфавита, а участники чаепития по очереди называют блюдо или продукт на эту букву, который они обычно употребляют с чаем. Например, буква «В» — ватрушки, варенье, вафли и т. д. Побеждает тот, кто предложит их больше.
- Назовите как можно больше сладостей, с чем пьют чай.
(сахар, конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т.д.)
Воспитатель: - Узнайте, из какого произведения данные строчки и кто автор этого произведения?
1. А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит.
И пыхтит и на бабу поглядывает. (К.И.Чуковский. «Федорино горе»)
2. Хочу напиться чаю.
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К.И.Чуковский. «Мойдодыр»)
3. Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский. «Муха-цокотуха»)
Дети танцуют под клип по мультфильму «Муха-Цокотуха» «Пых, пых, самовар»
https://www.youtube.com/watch?v=v-G_MKIwVUE&feature=emb_logo
- А ещё нужно знать о правила поведения за столом:
- Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив её на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.
Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.
Русские люди всегда считали, что совместное чаепитие поддерживает дружбу и любовь между членами семьи, а кипящий самовар на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Кроме того, русский народ сочинил множество пословиц, поговорок о чае, чаепитии.
✦Чай пьешь – здоровье берешь.
✦За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
✦После чая - на душе лето.
3 часть – заключительная. Рефлексия
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что нового и интересного вы узнали о чае, как его правильно заваривать и с чем его пьют. Когда вы придете домой, расскажите своим близким все эти интересные истории за чашечкой ароматного напитка.
А в завершении нашего досуга мне бы хотелось, чтобы вы ушли отсюда с хорошим настроением, согретым чаем и вкусными угощениями.
Приглашаем всех за стол.
Чашка чаю ждет гостей,
Приглашаем всех друзей.
Чаепитие.
Список используемых источников:
https://www.youtube.com/watch?v=v-G_MKIwVUE&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=pD-2Vrk3ZXw&feature=emb_logo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""
Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...
Интегрированное занятие по этикету " Мы за чаем не скучаем".
Дать детям представление о чайной церемонии в России, Китае, Индии, Японии .Познакомить с их историей, традициями и обычаями. В вести понятие этикет за праздничным столом и сервировка стола. Воспитыва...
"За чаем не скучаем" авторы: музыкальные руководители Геворгян Лианна Степановна, Кравцова Нина Владимировна
развлечение для детей подготовительной группы...
"За чаем- не скучаем"
Лепка из теста самовара...
"Мы за чаем не скучаем"
Сценарий музыкального развлечения с родителями...
"Мы за чаем не скучаем"
Сценарий музыкального развлечения с родителями...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здоровье» в старшей группе Тема: «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»
познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром, закрепить знания детей об истории появления чая и попадания его в Россию, пополнить знания детей о целебных травах и их примене...