Сценарий досуга для детей старшей группы «Синичкин день»
материал (старшая группа)

Мельник Татьяна Александровна

Сценарий досуга для детей старшей

группы «Синичкин день»

Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи: способствовать воспитанию любви к животному миру, пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время; закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения; развивать у детей познавательный интерес, внимание, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Ход развлечения:

Звучит песня «Осень наступила» (С. Насауменко), дети входят в зал.

Первый ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!!!

Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь. Осень близиться к своему завершению, поредели кроны деревьев, и вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. Как только, на улице похолодало, пришла пора перелетным птицам покидать родную сторонушку, лететь в далекие теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю нашу Родину покидают все остальные перелетные птицы.

Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Остаются лишь синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются,
Не летят с родной земли.
Лишь весной опять вернутся:
И грачи, и журавли.

Второй ведущий:

– Дорогие ребята! 12 ноября в нашей стране отмечается Синичкин день, установленный по инициативе Союза охраны птиц России. Он имеет давние традиции.

– В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других.

Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично: развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – сало, устраивали по избам посиделки, на которых рассказывали стихи про птиц, загадывали загадки, играли или просто выходили на улицу любоваться зимними птахами.

Почему Синичкин день назвали Синичкиным?

Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё даже гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет благополучно жить любая домашняя живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Дети читают стихи про синицу:

Первый ребёнок:

Ей на месте не сидится,

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

Та весёлая… (синица).

  

Второй ребёнок:

Слышу я: звенит синица,

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем,

Твой веселый голосок.

Третий ребёнок:

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Четвёртый ребёнок:

Пусть снег вокруг искрится,

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Первый ведущий:

– Ребята, много поговорок и народных примет посвящено этому дню!

– В народе говорили:

«Синичка невелика, а свой праздник знает», «Невелика синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Второй ведущий: – Синичка – маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 сантиметров). Весь летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов.

Их у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

– Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? (ответы детей)

Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

Первый ведущий: - Давайте и мы сегодня в нашем любимом садике устроим День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

-Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети читают закличку:

Первый ребёнок: Синиченька – невеличенька, прилетай ты к нам из чужих краёв.

Второй ребёнок: Принеси ты нам зиму снежную, зиму темную.

Третий ребёнок: Синиченька - сестриченька, созывай снегирей и лети к нам скорей.

Появляется Синичка (музыкальный руководитель)

Синичка: -Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Вы приготовили для меня и моих подружек кормушки. Они так нужны нам холодной зимой, спасибо вам!!!

-А, в честь праздника, я приготовила для вас загадки.

(Дети отгадывают загадки про птиц, а ведущий демонстрирует их изображения).

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря).

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел).

Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока).

В серой шубке перовой и в морозы он герой; зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей).

Северные гости клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, на головках – хохолки! (Свиристели).

Второй ведущий: -Молодцы ребята! А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (из картона, или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке под музыкальное сопровождение, на сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл и выбывает из игры.

Первый ведущий: А, мы продолжаем говорить о птицах и сейчас, поиграем ещё в одну интересную игру.

Игра «Голоса птиц»

Первый ведущий: -У каждой птички своя песня. Давайте вспомним, как они поют? Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Свири свир! (Свиристель).

Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).

Ку-ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

Второй ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы споем для Синички песенку.

Дети исполняют песню «Скворушка прощается». Музыка Т. Потапенко. Слова М. Ивенсен»

Первый ведущий: – Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их.

– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.

– А синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.

– Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, – и не страшна,

Будет им зима.

Синичка: Да ребята, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся.  Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Первый ведущий: Ребята, а как мы, можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки).

Дети читают стихи:

Первый ребёнок:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Первый ведущий: -Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица

любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Синичка: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

Второй ведущий: Ребята, Синичкин праздник заканчивается. Предлагаю всем сейчас одеться, выйти на улицу и развесить кормушки, какие вы приготовили для птиц вместе с родителями. Потом мы с вами всю зиму будем кормить птичек, и наблюдать за ними. А сейчас скажем Синичке до свидания, прилетай к нашей кормушке как можно чаще!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга для детей старшей

группы «Синичкин день»

Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи: способствовать воспитанию любви к животному миру, пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время; закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения; развивать у детей познавательный интерес, внимание, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Ход развлечения:

Звучит песня «Осень наступила» (С. Насауменко), дети входят в зал.

Первый ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!!!

Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь. Осень близиться к своему завершению, поредели кроны деревьев, и вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. Как только, на улице похолодало, пришла пора перелетным птицам покидать родную сторонушку, лететь в далекие теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю нашу Родину покидают все остальные перелетные птицы.

Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Остаются лишь синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются,
Не летят с родной земли.
Лишь весной опять вернутся:
И грачи, и журавли.

Второй ведущий:

– Дорогие ребята! 12 ноября в нашей стране отмечается Синичкин день, установленный по инициативе Союза охраны птиц России. Он имеет давние традиции.

– В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других.

Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично: развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – сало, устраивали по избам посиделки, на которых рассказывали стихи про птиц, загадывали загадки, играли или просто выходили на улицу любоваться зимними птахами.

Почему Синичкин день назвали Синичкиным?

Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё даже гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет благополучно жить любая домашняя живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Дети читают стихи про синицу:

Первый ребёнок:

Ей на месте не сидится,

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

Та весёлая… (синица).

Второй ребёнок:

Слышу я: звенит синица,

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем,

Твой веселый голосок.

Третий ребёнок:

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Четвёртый ребёнок:

Пусть снег вокруг искрится,

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Первый ведущий:

– Ребята, много поговорок и народных примет посвящено этому дню!

– В народе говорили:

«Синичка невелика, а свой праздник знает», «Невелика синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Второй ведущий: – Синичка – маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 сантиметров). Весь летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов.

Их у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

– Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? (ответы детей)

Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

Первый ведущий: - Давайте и мы сегодня в нашем любимом садике устроим День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

-Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети читают закличку:

Первый ребёнок: Синиченька – невеличенька, прилетай ты к нам из чужих краёв.

Второй ребёнок: Принеси ты нам зиму снежную, зиму темную.

Третий ребёнок: Синиченька - сестриченька, созывай снегирей и лети к нам скорей.

Появляется Синичка (музыкальный руководитель)

Синичка: -Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Вы приготовили для меня и моих подружек кормушки. Они так нужны нам холодной зимой, спасибо вам!!!

-А, в честь праздника, я приготовила для вас загадки.

(Дети отгадывают загадки про птиц, а ведущий демонстрирует их изображения).

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря).

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел).

Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока).

В серой шубке перовой и в морозы он герой; зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей).

Северные гости клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, на головках – хохолки! (Свиристели).

Второй ведущий: -Молодцы ребята! А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (из картона, или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке под музыкальное сопровождение, на сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл и выбывает из игры.

Первый ведущий: А, мы продолжаем говорить о птицах и сейчас, поиграем ещё в одну интересную игру.

Игра «Голоса птиц»

Первый ведущий: -У каждой птички своя песня. Давайте вспомним, как они поют? Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Свири свир! (Свиристель).

Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).

Ку-ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

Второй ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы споем для Синички песенку.

Дети исполняют песню «Скворушка прощается». Музыка Т. Потапенко. Слова М. Ивенсен»

Первый ведущий: – Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их.

– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.

– А синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.

– Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, – и не страшна,

Будет им зима.

Синичка: Да ребята, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Первый ведущий: Ребята, а как мы, можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки).

Дети читают стихи:

Первый ребёнок:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Первый ведущий: -Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица

любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Синичка: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

Второй ведущий: Ребята, Синичкин праздник заканчивается. Предлагаю всем сейчас одеться, выйти на улицу и развесить кормушки, какие вы приготовили для птиц вместе с родителями. Потом мы с вами всю зиму будем кормить птичек, и наблюдать за ними. А сейчас скажем Синичке до свидания, прилетай к нашей кормушке как можно чаще!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга для детей средней группы "День птиц"

Формирование познавательного интереса у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться о пернатых друзьях....

Конспект досуга в подготовительной группе "Синичкин день"

Данный материал пригодится воспитателям и учителям начальных классов....

Досуг в подготовительной группе «Синичкин день»

Закрепить знания детей о зимующих птица, форме подвижных игр....

Сценарий досуга в средней группе «Синичкин день»

Сценарий досуга в средней группе «Синичкин день»...

Сценарий досуга для детей младшей группы "День защиты детей"

Сценарий досуга для детей младшей группы "День защиты детей"...

Сценарий досуга для детей с ОВЗ День семьи, любви и верности (8 июля) «Мы – одна семья!»

Взаимодействие семьи и детского сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей  с овз, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками. Данное развле...