«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryalka_vereteno.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: |
заведующий МБДОУ |
детского сада № 8 «Зоряночка» |
С.Ю. Месикова |
« » 20 г. |
Конспект
Дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему: «Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
для детей средней группы
Подготовил воспитатель:
Черевашенко Евгения Васильевна
Категория: в соответствии
с занимаемой должностью
Ессентуки
2016 г
Цель:
Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
• Развивать двигательную активность.
• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.
• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации «Убранство русской избы», аудиозапись с русской народной музыкой.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки.
Ход занятия.
Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.
Дети рассматривают веретено.
Ребятки, так для чего нужна прялка?
Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.
Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.
Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни:
«Позолочена прялица»
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.
Не хотите поиграть, позабавиться?
Становитесь в круг.
Проводится игра «Звонарь». Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.
Вам понравилась игра?
Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».
Чтение сказки. Затем обсуждает с детьми поступки сестер: Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.
Итог занятия:
- Ребята вам понравилось?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Вот это тепло мы подарим друг другу. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за ваше внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. На тему: Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра – занятие «Научу обуваться и братца»
Детский сад № 2573 Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширен...
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой «Знакомство с предметами быта: прялка, веретено» Старшая группа №1
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта: прялка и веретено....
Занятие :"Знакомство с предметами быта:прялка ,веретено"
На занятии детей знакомят с предметами быта: веретеном и прялкой...
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"
Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа....