«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черевашенко Евгения Васильевна

«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryalka_vereteno.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                           С.Ю. Месикова

«       »                   20            г.

Конспект

Дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему:  «Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»

для детей средней группы

Подготовил воспитатель:

Черевашенко Евгения Васильевна

Категория: в соответствии

с занимаемой должностью

Ессентуки

2016 г

Цель:

Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.

• Развивать двигательную активность.

• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.

• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации «Убранство русской избы», аудиозапись с русской народной музыкой.

Предварительная работа:

Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки.

Ход занятия.

Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено.

Ребятки, так для чего нужна прялка?

Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.

Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.

Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни:

«Позолочена прялица»

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Не хотите поиграть, позабавиться?

Становитесь в круг.

Проводится игра «Звонарь». Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Вам понравилась игра?

Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».

Чтение сказки. Затем обсуждает с детьми поступки сестер: Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.

Итог занятия:

- Ребята вам понравилось?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Вот это тепло мы подарим друг другу. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за ваше внимание.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе

Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе...

Занятие :"Знакомство с предметами быта:прялка ,веретено"

На занятии детей знакомят с предметами быта: веретеном и  прялкой...

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"

Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»

Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа....