Мастер-класс «Элементарное музицирование или морское путешествие»
методическая разработка (старшая группа)

Семенова Инна Борисовна

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, соединяющая в себе музыку, речь и движение. Особый процесс музицирования – игровой. Сутью и внутренним свойством элементарного муцирования, лежащего в основе мастер-класса, является игра. Эта игра с обеих сторон: педагог играет с участниками, а они с удовольствием играют в предложенную игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 «Колокольчик» комбинированного вида г. Улан-Удэ

670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 18А

телефон: 43-73-41   e-mail: 64-mdou@mail.ru

Семенова Инна Борисовна

Музыкальный руководитель

МАДОУ №64 детский сад «Колокольчик»

«Элементарное музицирование или морское путешествие»

г. Улан-Удэ

2022 г.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, соединяющая в себе музыку, речь и движение. Особый процесс музицирования – игровой. Сутью и внутренним свойством элементарного муцирования, лежащего в основе мастер-класса, является игра. Эта игра с обеих сторон: педагог играет с участниками, а они с удовольствием играют в предложенную игру.

        Элементарное музицирование тесно связано с игрой на простейших музыкальных инструментах (маракасы, бубенчики, африканские бобы, камушки, китайские палочки, ракушки).

        Мастер-класс сложен из несколько ступенек и они все соединены, как крепкая цепочка. Каждое следующее звено крепко цепляется за хорошо выученное предыдущее. И вот уже через пять-десять минут звучит нечто фантастическое, например, интересный ритм или танцевальные движения. А дальше – ступеньки, ведут в сказку, каждая из них – сама игра в музыку! Коллективное творчество, импровизация, стихийный театр!

        Цель мастер-класса: Раскрытие творческого потенциала ребёнка, подключение к источнику творчества, который есть у каждого.

        Задача мастер-класса: Запустить внутреннюю музыку в каждом ребёнке, зажечь глаза детей вдохновением и радостью, свобода, игра, творчество, импровизация.

Прекрасная испанская народная песня «Поющее море» может стать основой для мастер-класса с детьми любого возраста. Текст состоит из трёх слов, которые буквально переводятся как «море безмятежно поёт». Поэтому даже с дошкольниками ее можно петь на испанском языке!

Lamar estaba serena,

Serena estaba lamar.

Lamar estaba serena,

Serena estaba lamar.

  1. Поёт задумчиво море,                        3. Шуршат тихонько ракушки,

Задумчиво море поёт.                        Ракушки тихонько шуршат.

Поёт задумчиво море,                        Шуршат тихонько ракушки,

И лодочка тихо плывёт.                        И просятся в море опять.

  1. Качают лодочку волны,                        4. У моря много есть сказок,

Качают как будто во сне.                        Рассказанных шёпотом мне,

Качают лодочку волны,                        У моря много есть сказок -

И сказка чудится мне.                        Про рыбок и звёзды на дне.

  1. Сядьте с детьми на пол в круг, в центре которого из куска ткани можно сделать «море». Педагог напевает песню, а дети, взявшись за края, колышут ткань, изображая небольшие волны. Так море «дышит» и поёт. Побуждайте детей подпевать вам на языке оригинала!
  2. Во втором куплете достаньте заранее сделанные лодочки из бумаги (их ребята могут изготовить и раскрасить сами), и пусть дети поиграют с ними, напевая.
  3. В третьем куплете раздайте детям мешочки с мелкими ракушками, бусинками. Педагог поёт песню, дети слушают рассказы своих «ракушек». Можно в этом куплете раздавать детям собранные заранее крупные ракушки из красивой цветной коробки. Каждый ребёнок может послушать свою ракушку и сказать всем, о чем она ему поведала. Это упражнение на сочинение сказок и развитие фантазии, и воображения.
  4. Из ракушек, бусинок и стёклышек каждый может сделать свой узор – морскую мозаику. Коллективная работа тоже будет интересным продолжением пения.
  5. Обратите внимание на очень легкий аккомпанемент к этой песне. Ее можно варьировать ритмически и мелодически, играя на музыкальных инструментах (бубенчики, мелкие ракушки, треугольники). Можно сделать аккомпанемент еще проще – играть бурдон на тонике или квинте (металлофон).
  6. Четвёртый куплет может стать переходом к игре в рыбок. Несколько детей подныривают под ткань, когда она высоко и выплывают, изображают рыбок. Завяжите детям сложенные ладошки цветным платком – и будут самые настоящие рыбки, разноцветные и красивые.
  7. Предложить детям двигаться как рыбки под очаровательную пьесу Е. Тиличеевой. Музыка имеет очень понятную структуру, которую дети могут отразить в придуманном сюжете. Спросите их: «Что рыбки делают, как плавают, стайкой или по одной, спешат или танцуют?  Фантазии детей сделают импровизационную игру осмысленной, и дети будут внимательно слушать музыку.
  8. Фантастические рыбы. Дети рисуют и раскрашивают каждый свою рыбу. Каждый пусть придумает, как эта фантастическая рыба плывёт, какая она. Например, удар в большую тарелку – и пока гаснет звук, рыба плывёт, как в аквариуме!
  9. Медузы из цветных платочков! А в заключении – К. Сен-Санс «Аквариум»! Слушаем, играем на музыкальных инструментах, поём, двигаемся, декламируем!

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Приложение

В приложении ноты испанской народной песни «Поющее море», ноты пьесы Е. Тиличеевой «Рыбки», фонограмма К. Сен-Санс «Аквариум».



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 «Колокольчик» комбинированного вида г. Улан-Удэ

670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 18А

телефон: 43-73-41   e-mail: 64-mdou@mail.ru

Семенова Инна Борисовна

Музыкальный руководитель

МАДОУ №64 детский сад «Колокольчик»

«Элементарное музицирование или морское путешествие»

г. Улан-Удэ

2022 г.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, соединяющая в себе музыку, речь и движение. Особый процесс музицирования – игровой. Сутью и внутренним свойством элементарного муцирования, лежащего в основе мастер-класса, является игра. Эта игра с обеих сторон: педагог играет с участниками, а они с удовольствием играют в предложенную игру.

        Элементарное музицирование тесно связано с игрой на простейших музыкальных инструментах (маракасы, бубенчики, африканские бобы, камушки, китайские палочки, ракушки).

        Мастер-класс сложен из несколько ступенек и они все соединены, как крепкая цепочка. Каждое следующее звено крепко цепляется за хорошо выученное предыдущее. И вот уже через пять-десять минут звучит нечто фантастическое, например, интересный ритм или танцевальные движения. А дальше – ступеньки, ведут в сказку, каждая из них – сама игра в музыку! Коллективное творчество, импровизация, стихийный театр!

        Цель мастер-класса: Раскрытие творческого потенциала ребёнка, подключение к источнику творчества, который есть у каждого.

        Задача мастер-класса: Запустить внутреннюю музыку в каждом ребёнке, зажечь глаза детей вдохновением и радостью, свобода, игра, творчество, импровизация.

Прекрасная испанская народная песня «Поющее море» может стать основой для мастер-класса с детьми любого возраста. Текст состоит из трёх слов, которые буквально переводятся как «море безмятежно поёт». Поэтому даже с дошкольниками ее можно петь на испанском языке!

Lamar estaba serena,

Serena estaba lamar.

Lamar estaba serena,

Serena estaba lamar.

  1. Поёт задумчиво море,                        3. Шуршат тихонько ракушки,

Задумчиво море поёт.                        Ракушки тихонько шуршат.

Поёт задумчиво море,                        Шуршат тихонько ракушки,

И лодочка тихо плывёт.                        И просятся в море опять.

  1. Качают лодочку волны,                        4. У моря много есть сказок,

Качают как будто во сне.                        Рассказанных шёпотом мне,

Качают лодочку волны,                        У моря много есть сказок -

И сказка чудится мне.                        Про рыбок и звёзды на дне.

  1. Сядьте с детьми на пол в круг, в центре которого из куска ткани можно сделать «море». Педагог напевает песню, а дети, взявшись за края, колышут ткань, изображая небольшие волны. Так море «дышит» и поёт. Побуждайте детей подпевать вам на языке оригинала!
  2. Во втором куплете достаньте заранее сделанные лодочки из бумаги (их ребята могут изготовить и раскрасить сами), и пусть дети поиграют с ними, напевая.
  3. В третьем куплете раздайте детям мешочки с мелкими ракушками, бусинками. Педагог поёт песню, дети слушают рассказы своих «ракушек». Можно в этом куплете раздавать детям собранные заранее крупные ракушки из красивой цветной коробки. Каждый ребёнок может послушать свою ракушку и сказать всем, о чем она ему поведала. Это упражнение на сочинение сказок и развитие фантазии, и воображения.
  4. Из ракушек, бусинок и стёклышек каждый может сделать свой узор – морскую мозаику. Коллективная работа тоже будет интересным продолжением пения.
  5. Обратите внимание на очень легкий аккомпанемент к этой песне. Ее можно варьировать ритмически и мелодически, играя на музыкальных инструментах (бубенчики, мелкие ракушки, треугольники). Можно сделать аккомпанемент еще проще – играть бурдон на тонике или квинте (металлофон).
  6. Четвёртый куплет может стать переходом к игре в рыбок. Несколько детей подныривают под ткань, когда она высоко и выплывают, изображают рыбок. Завяжите детям сложенные ладошки цветным платком – и будут самые настоящие рыбки, разноцветные и красивые.
  7. Предложить детям двигаться как рыбки под очаровательную пьесу Е. Тиличеевой. Музыка имеет очень понятную структуру, которую дети могут отразить в придуманном сюжете. Спросите их: «Что рыбки делают, как плавают, стайкой или по одной, спешат или танцуют?  Фантазии детей сделают импровизационную игру осмысленной, и дети будут внимательно слушать музыку.
  8. Фантастические рыбы. Дети рисуют и раскрашивают каждый свою рыбу. Каждый пусть придумает, как эта фантастическая рыба плывёт, какая она. Например, удар в большую тарелку – и пока гаснет звук, рыба плывёт, как в аквариуме!
  9. Медузы из цветных платочков! А в заключении – К. Сен-Санс «Аквариум»! Слушаем, играем на музыкальных инструментах, поём, двигаемся, декламируем!

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Приложение

В приложении ноты испанской народной песни «Поющее море», ноты пьесы Е. Тиличеевой «Рыбки», фонограмма К. Сен-Санс «Аквариум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по элементарному музицированию в старшей группе "Загадки волшебных звуков"

Цель: ознакомление  с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку...

МАСТЕР - КЛАСС «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

«Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.      Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, ...

Мастер-класс с пошаговым фото "Пейзаж морского дна". По пластилиннографии.

Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и творческих людей....

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Презентация мастер-класса нетрадиционных техник рисования. В морских глубинах рыбки дивной красоты.

Презентация мастер-класса нетрадиционных техник рисования. В морских глубинах рыбки дивной красоты. Ссылка на  яндекс диск (объём презентации больше 3 мб) https://yadi.sk/d/DqHk6kqVgqAK2g...

Формирование элементарных математических представлений «Морское путешествие»

Формирование элементарных математических представлений «Морское путешествие»...

Мастер класс по рисованию на пленере "Морской пейзаж"

Мастер класс по рисованию на пленере "Морской пейзаж"...