Народное творчество
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Закрепление знаний о русском народном творчестве, обогащение соварного запаса, знакомство с избой, народными инструментами, горницей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Тема: «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»
Группа общеразвивающей направленности для детей
от 6 до 7лет
Цель: воспитание у детей интереса к русской народной культуре, посредством всех видов музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен;
-закреплять знания о разновидностях русских народных инструментах;
- закреплять знания о русских народных играх;
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- закреплять знания детей о культуре и быте русского народа в доступной для детей форме.
Развивающие:
-способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
- обеспечивать двигательную активность в ходе проведения народных игр;
- развивать интерес к культуре русского народа;
-обогащать словарный запас, развивать память;
- развить интерес к устному народному творчеству русского народа на примере изучения фольклорных жанров.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
Расширять и активизировать словарный запас: фольклор, красный угол, убранство, чугунок, посиделки, частушки.
Создание среды для организации и проведения занятия: детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, колокольчики, треугольники, бубенцы, бубны, картинки для игры «Загадки», презентация, музыкальный центр, фортепиано, сундук, кокошник.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в зал под русскую народную музыку, встают перед гостями. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.
М. Р. :
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.
Звонкие соловушки, умные головушки!
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.
Давайте мы поздороваемся.
М. Р: Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо и просил передать его вам. Пишет Вам письмо Алеша Попович
«Здравствуйте ребята. Моя жена, Любава собиралась идти к подругам на посиделки, да вот случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала все сундуки и теперь они не открываются. У Любавы в сундуке лежал ее любимый и самый красивый кокошник, теперь она сидит и горько плачет у окна. А я не могу Любаве помочь, далеко от дома я, а ни то бы проучил бы я Бабу Ягу. Ребята, помогите развеять чары Бабы Яги и достать любимый кокошник Любавы»
М. Р. Ребята, поможем мы Любаве и Алеше Поповичу?
М. Р. Значит, что нам надо сделать?
Дети: Отправится в гости к Любаве расколдовать сундук.
М.Р. А что в сундучке лежит? (Кокошник)
А что такое кокошник? (ответы детей)
М. Р. Все верно, нам надо достать кокошник Любавы из сундука, а для этого надо отправится в путешествие в сказку. Давайте закроем глаза и медленно-медленно повернемся вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.
М. Р. Ребята, посмотрите, а вот и изба Алёши Поповича и Любавы.
Давайте мы зайдем в дом и присядем
(Под музыку дети садятся на скамейки)
М.Р Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? А из чего строили дом? ДЕТИ: Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из сосны или ели.
М.Р Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
Посмотрите, в горнице все деревянное: стол, лавки, посуда показывает горницу.
М.Р. А кто знает, что такое горница?
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, звучали песни, частушки, сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы. Такие вечера назывались посиделками.
М.Р. Ребята, а это что? (показывает на печь). Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Она была источником тепла, на ней готовили еду в больших чугунках, потому что семьи в деревнях были большие. Про нее говорили: «Без печи, и изба не изба». А давайте вспомним, в каких русских народных сказках упоминается о печи?
ДЕТИ: «По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
М. Р. Правильно, а еще что мы видим в избе?
Дети: Музыкальные инструменты.
М. Р. Давайте их назовем.
Дети: Бубен, ложки, свистульки, колокольчик, бубенцы,
Дети: В каждой избе всегда была прялка и веретено. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
М.Р. В каждом доме обязательно был сундук, раньше там хранили одежду. Может быть кокошник Любавы в этом сундуке. Я сейчас посмотрю. Эх, не открывается сундук, сильные чары у Бабы Яги.
На экране появляется Баба
Голос Бабы-Яги:
«Что, касатики, сундук открыть захотели? Деловые какие! А вот не угадали! Не видать Вам никаких нарядов и не быть посиделок. Ишь, чего удумали, посиделки устраивают, а меня, Бабулечку Ягулечку и не позвали. Теперь если хотите наряды вернуть, то для этого вам надо меня развеселить и позабавить.
М. Р. Ребята, чем недовольна Баба Яга?
Дети: Тем, что ее не позвали на посиделки.
М. Р. Правильно. Ребята, что нам надо сделать, что бы Баба Яга расколдовала сундук?
Дети: Развеселить ее.
М. Р. А как мы можем ее развеселить?
Дети: Спеть песню, станцевать, поиграть, сказку почитать.
М. Р. Ребята, а музыка может поднять настроение?
Дети: Да!
М. Р. А давайте мы вместе с Бабой Ягой послушаем русскую Народную музыку.
Слушание «Ах вы, сени мои сени»
М. Р. Какой характер этой песни?
Дети: Это - веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!
М. р. Молодцы! А как вы догадались об этом?
Дети: Она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело.
М. р. А вы узнали, что за инструмент звучал?
Дети: Балалайка.
М.Р: Это русский народный инструмент, у которой 3 струны.
Как думаете Бабе Яге стало весело? Давайте у нее спросим: «Баба Яга, стало тебе веселее?»
Баба Яга: Нет, не понравилась мне ваша музыка, еще и одна балалайка звучала. Другое дело, когда целый народный оркестр звучит, вот это я люблю слушать. Поэтому, мои касатики, хочу, чтобы вы выполнили мои задания. Я ведь ключ-то от сундука на части разломала и по ветру развеяла, а где эти части – запамятовала, стара стала. Так вот, касатики – выполните задания, будет вам ключ от сундука.
На экране появляется дорога со стрелками направо, налево. В одной стороне музыкальные инструменты, в другой стороне загадки с вопросами.
М.Р. Ребята смотрите, Баба Яга устроила нам испытания. Давайте разделимся на две команды: одни берут любые карточки, другие любые музыкальные инструменты.
Дети сами разделяются на две команды. Одна команда берут инструменты и исполняют
Р.Н.М. «КАЛИНКА»
Другие дети берут карточки с отгадками и по очереди загадывают загадки.
ЗАГАДКИ
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная…..(Ложка)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на палати,
У печи оставят …(Лапти)
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую …(Гармошку)
Целый час избу мела
Чистоплотная …..(Метла)
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки,
К уголочку уголок
Сложен красочный …(Платок)
Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Новая посуда,
А вся в дырах (Решето)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Носит шляпу,
Длинный нос
И пыхтит,
Как паровоз.
М.Р. Молодцы, я думаю задания Бабы Яги выполнили. А вот и первые части ключа.Пошли дальше.
На экране появляется Хоровод
М.Р. Дети, как вы думаете, какое задание приготовила для нас Баба Яга? А какой хоровод вы знаете?
Эй! Вставай, народ!
Заводи хоровод!
Заводи поскорей,
Чтобы стало веселей!
ХОРОВОД «Как на тоненький ледок»
М.Р. Молодцы! Надо посмотреть: если понравился хоровод Бабе Яге, должна появиться еще одна часть волшебного ключа (находит и показывает детям).
На экране появляется картинка играющих детей.
М.Р. Ребята, а это что мы должны делать? Поиграть в русскую народную игру! В какую хотите?
Дети предлагают : «Плетень», «Тетера», сами выбирают по желанию. Затем дети находят последнюю часть ключа.
На экране появляется Баба Яга:
Баба Яга: Ох, спасибо вам, удружили бабушке.
М. Р. Бабушка, а ты обещала нам сундук расколдовать, поди запамятовала!
Баба Яга: А вы нашли все части ключа? А теперь попробуйте его сложить. Если правильно сложите, сундук тот час откроется. А я засиделась тут с вами, полечу-ка я в свою избу на курьих ножках.
Дети складывают ключ на полу, сундук под музыку открывается
М. Р. Ребята, посмотрите, вот и кокошник Любавы лежит. Я уверена, Любава очень ему обрадуется. А нам ребята, пора возвращаться домой. Для этого давайте закроем глаза и медленно покружимся. Открываем глазки.
М. Р. Ну вот мы с вами и вернулись в садик. А помните ли вы где мы были?
Дети: В гостях у Алеши и Любавы
М. Р. Зачем мы туда ходили?
Дети: Расколдовать сундук и достать кокошник для Любавы.
М. Р. А кто заколдовал сундук? Как мы задобрили Бабу Ягу?
М. Р. Справились ли мы с нашей задачей?
М.Р. Ребята, а вот сказки, песни, хороводы, загадки, потешки как можно назвать одним совом.
Дети: Фольклор!
М.Р. А фольклор это что?
Дети: Устное народное творчество.
М.Р. Умнички! Все рассказали правильно! А сейчас давайте прощаться! До свидания!
Литература:
1. Журнал «Музыкальный руководитель»
2. «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» Н.В.Еремина
3. «На золотом крыльце сидели» Г.П. Федорова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...