Сценарий праздничного мероприятия ко Дню народного единства «Традициями славятся народы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий праздничного мероприятия ко Дню народного единства «Традициями славятся народы» (национальности нашей группы: русские, татары, таджики) для подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий праздничного мероприятия
ко Дню народного единства «Традициями славятся народы»
(национальности нашей группы: русские, татары, таджики)
Цель: Расширить знания детей о традициях и обычаях народов России (татары, русские, таджики), костюмах, хороводных и народных играх, песен. Формировать представления о музыкальном искусстве народов России.
Задачи:
Обучающие:
- Поддержать интерес детей к истокам русской, татарской и таджикской национальной культуры посредством народных игр, хороводов, песен;
Развивающие:
- Прививать любовь и уважение к традициям и обычаям к культуре народов России;
- Развивать творческую активность, коммуникабельность, артистичность, сплоченность;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма;
- Воспитывать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства дошкольников на основе восприятия музыкальных народных произведений;
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов России;
- Привлекать родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного праздничного мероприятия.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов, сценки «Раз купил Бабай наш чаю», песни «У моей России», «Пошла млада за водой»; проигрывание хороводных игр; слушание русской, таджикской и татарской народной музыки.
- Просмотр видеоматериалов «Игра на музыкальных инструментах народов России».
- Изготовление атрибутов для оформления зала, атрибутики к играм, сервировка столов.
Музыкальный материал:
- Выход детей «Милая российская глубинка» Музыка и слова Н.Баннова;
- Выход русской девушки под р.н.м. «А я по лугу»;
- Русская народная песня «Пошла млада за водой»;
- Татарская народная музыка «Шома Бас»;
- Выход татарской девушки под татарскую народную музыку;
- Выход таджикской девушки под таджикскую народную музыку;
- Песня «У моей России длинные косички» Музыка Г. Струве.
Ход мероприятия:
Зал разделен на три зоны.
Первая: декорация татарского дома;
Вторая: декорация русского дома;
Третья: декорация таджикского дома.
Под музыку «Милая российская глубинка» дети в национальных костюмах заходят в зал, присаживаются на стульчики.
Выходят ведущие.
Ведущий 1:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг, и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Ведущий 2:
Врага он побеждает, объединившись в бой.
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живем одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Ведущий 1: 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.
Ведущий 2: В День единства будем рядом, будем вместе навсегда —
Все народности России в дальних селах, городах!
Выходят дети в татарском, в русском и таджикском костюме.
1 ребенок: Я в День народного единства
Хочу желать по всей стране,
Чтоб было небо мирным, чистым
И чтоб сказали: «Нет» войне!
2 ребенок: Чтоб вместе истинно держались,
Чтоб уважали свой народ,
И вместе от проблем спасались
И жили так из года в год!
3 ребенок: Дети раз отца спросили:
Все ли русские в России?
Все мы разные, так что же?
Все мы – люди, мы – похожи!
Значит, жить в единстве нужно,
Очень весело, и дружно!
Садятся.
Ведущий 1: Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции.
Ведущий 2: И наша группа тоже многонациональная! В нашей группе насчитывается 3 разных национальности, это: русские, татары, и таджики.
Ведущий 1: А всего в мире около 2000 национальностей! Это все мы, жители одного большого дома, под название Земля!!! А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции и религия.
На экране слайды про Россию: вид с полями, лесами, озерами. Выходят двое детей в русских костюмах.
1 ребенок:
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля:
Это - русское раздолье, это - русская земля!
2 ребенок:
Вижу горы-исполины, вижу реки и моря:
Это - русские картины, это - родина моя!
Под русскую народную музыку «А я по лугу» выходит девушка в русском сарафане с караваем. Девочки в русских костюмах исполняют хоровод.
Хоровод
Русская девушка: Здравствуйте, люди добрые!
Люди славные, православные! (все кланяются)
Мы встречаем хлебом, солью.
Привечаем словом добрым.
Уж, наш-то каравай для всех гостей годен.
Вот он румян и дороден.
По обычаям российским всем поклон мы шлем вам низкий,
Примите соль, примите хлеб, живите долго и без бед.
Пусть дом ваш будет полным, приветливым и хлебосольным.
Ставит каравай на стол.
Русская девушка: Сегодня мы расскажем про традиции и обычаи русские.
Споём и спляшем, русский быт и утварь свою покажем.
Девочки берут пяльцы, начинают вышивать.
Русская девушка: Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями.
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали (Показ слайдов).
Выходит девочка:
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Песня «Пошла млада за водой»
Русская девушка: На Руси во все времена было много умельцев. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». (Показ слайдов).
Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, а то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками (Показывает атрибуты) (Показ слайда).
А какие Осенние покровские ярмарки: веселые, обильные, яркие. А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, веселились от души! (Показ слайда). Сколько нас веселых, разных, встанем снова в хоровод, выходи играть, народ!
Все дети заводят хоровод.
Русская народная игра «Ходил Ваня погулять» (с лентой)
Русская девушка: На ярмарке было очень весело! Все старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. И мы сейчас с вами поиграем в веселую игру «Бег в мешках»
Ребенок: Что за чудо – скок да скок, Тронулся мешок!
Хватай его, лови, поскорей мешок держи!
Русская игра «Бег в мешках»
После игры все дети садятся.
Русская девушка: Всем спасибо за внимание, в добрый путь и в добрый час!
Ведущая 1: Ждем теперь в гости у нас!
Под музыку русская девушка уходит.
Татары
Ведущий 1: Нас пригласили в гости в татарскую семью – Альфия-апа и ее дети. Навестим наших друзей? Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами.
Выходит татарка и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.
Татарка: Исәнмесез! Что по-русски означает «здравствуйте»! (дети здороваются).
Ведущая: Мир вашему дому!
Татарка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят (говорит своим детям). Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив, щедр.
1 ребенок: «Если нет угощения, приласкай гостя словом»
2 ребенок: «Негостеприимный человек – неполноценный»
3 ребенок: «Если угощают, пей даже воду",
Татарка: учат татарские народные пословицы.
Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой.
Татарка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстелили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, и, конечно, душистый чай. Но что-то воды мы не успели наносить?! Поможете нам, ребята?
Татарская игра «Бег с коромыслом»
После игры все дети садятся.
Татарка: По нашим старым обычаям, в горячий и крепкий чай, кроме сахара, добавляют молоко или топлёные сливки. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.
Шуточная сценка
Входит мальчик Марат в национальном костюме.
Марат: Исамесез, мои друзья! К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат! В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной! И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….
Бабай: Должен ты его сварить!
Марат: Но ведь я совсем не знаю, как грузинский чай варить?!
Бабай: Ты возьми ведро водички, всыпь весь чай скорей в горшок…..
Марат: Я добавил перца, лука и петрушки корешок,
Разлил варево в пиалы… Хорошенько помешал,
Остудил его немного… И Бабаю чай подал!
Бабай: (подносит к губам, морщится, плюёт)
После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши! Доктора мне пригласи….
Марат: Долго думал, удивлялся, чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался - чай забыл я … посолить!
Татарка: А сейчас я приглашаю вас поиграть в татарскую игру «Тимербай».
Татарская народная игра «Тимербай»
Игра выполняется под татарскую музыку «Шома Бас». Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встает в центре круга и выполняет движения, характерные для татарских танцев.
Дети идут по кругу под слова песни:
Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись и красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
Татарка: Всем спасибо за внимание, в добрый путь и в добрый час!
Ведущая 1: Ждем теперь в гости у нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными.
Таджики
Ведущая 1: Ребята, в нашей группе есть дети, приехавшие к нам из другой страны, которая называется Таджикистан – это Хасан и Хусейн.
Выходит таджичка в таджикском костюме.
Таджичка: Асаламалейкум! Что в переводе на русский означает «мир дому твоему!» В жилище каждого таджика есть устланная коврами большая комната — «мехмонхона» (Показ слайда).
Для совершения трапезы на пол стелют «дастархан» (скатерть), на него ставят тарелки с едой, а по периметру кладут расшитые узорами набитые хлопком тюфяки для сидения — «курпачи» (Показ слайда).
За дастарханом сидят с поджатыми под себя или скрещенными
по-турецки ногами.
И вас я приглашаю поиграть в интересную таджикскую игру «Гунгакбози»
Таджикская немая игра (Гунгакбози)
Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему.
Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если сосед один раз заговорил или засмеялся, то все игроки смотрят на него, а соседние игроки, т. е. сидящие по обе стороны от него, начинают гримасами сами смешить его. Если он не выдержит (засмеется или издаст какой-нибудь звук), то выходит из игры. Выигрывает тот, кто проявил большее самообладание.
Правила игры: Проигравшие должны в конце игры спеть, прочитать стихотворение или станцевать.
Таджичка: Трапезу таджики начинают с чайной церемонии и сладостей. Летом пьют зеленый, зимой — черный чай. На десерт подают халву, кристаллический сахар набот, фрукты и выпечку, которую хорошая хозяйка готовит сама.
А сейчас мы с вами поиграем в национальную игру Таджиков «Бой петухов»
Таджикская подвижная игра «Бой петухов»
В центре 2 игрока в масках петухов на одной ноге пытаются вытеснить друг друга из круга. Остальные берутся за руки и образовывают круг, поддерживают игроков в кругу. Тот, кто наступает на обе ноги или падает, тот проигрывает и выходит из игры. Игра повторяется заново.
Таджичка: Всем спасибо за внимание, в добрый путь и в добрый час!
Ведущая 1: Ждем теперь в гости у нас!
Таджичка уходит.
Ведущая 1: Очень много слов на свете, как снежинок у зимы. Но возьмем, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». Ведущая 2: «Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока. Одному или одной трудно справиться с бедой. Ведущая 1: Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Вместе: Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ. Вместе мы непобедимы! Ведущая 2: ребята исполнят песню «У моей России длинные косички» Песня «У моей России длинные косички» Музыка Г. Струве Дети под музыку выходят из зала. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничной программы «День Народного Единства»
Уважаемые коллеги! Представляю сценарий праздничной программы "День народного Единства".Праздники любят все дети.Они с удовольствием поют, танцуют, участвуют в конкурсах. Мой сценарий поможет пр...
«Славься Русь – Отчизна моя!» Сценарий праздника ко Дню народного единства
Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родно...
Сценарий праздника ко Дню народного единства. «Славься Русь – Отчизна моя!»
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного кра...
Сценарий праздника ко Дню народного единства «Славься Русь – Отчизна моя!»
Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родно...
Сценарий праздничной программы «День Народного Единства» (с показом слайдов)
Сценарий праздничной программы«День Народного Единства» (с показом слайдов)...
Сценарий праздника ко Дню народного единства «Славься Русь – Отчизна моя!» для детей старшей разновозрастной группы.
Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей....
Сценарий праздничного мероприятия ко Дню народного единства «Традициями славятся народы»
Сценарий праздничного мероприятия ко Дню народного единства «Традициями славятся народы» (национальности нашего сада: русские, татары,казахи, лизгины)Цель: Расширить знания детей о традици...