Праздник «Ярмарка народных ремесел»
методическая разработка (подготовительная группа)

Пушкина Наталья Александровна

Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_rossii.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Ярмарка народных ремесел»

(старшая, подготовительная группа)

Цель: Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:

  • Приобщение детей к всенародному веселью, вызвать эмоционально – положительное отношение к празднику.
  • Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, небылиц.

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
  • Воспитывать интерес к посещению мастерских народного промысла.

Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Презентация по ходу праздника «Народные промыслы России»

Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:
Зал украшен в стиле народных промыслов России, подобраны народные костюмы в стиле мастеров, музыкальное сопровождение.

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.

Роли: Мастера – дети подготовительной группы.

Скоморохи - педагоги

Ход занятия:

  • 1       Дети под музыку входят в зал, встречают их скоморохи

Скоморохи: Подходи, честной народ! Ярмарка к себе зовет! 

Ярмарка не даст скучать! Петь заставит, танцевать!

Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!

Будьте как дома, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Пойдете направо - будет забава! Пойдете налево - много смеха и гама! Успеете отдохнуть и отовариться, Пока гости собираются.

Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!

Торопись честной народ, Тебя ярмарка зовет!

Воспитатель: Доброе утро, дорогие гости! Сегодня мы пришли в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.

Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят

Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети: «Мастер на все руки».

Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и « Закончи пословицу».

  • «Терпение и труд…» (всё перетрут)
  • «Землю красит солнце…» (а человека труд)
  • «Делу время…» (а потехе час)
  • «Кто не работает…» (тот не ест)
  • «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
  • «Больше дела…» (меньше слов)
  • «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим изделия, которые предлагают народные умельцы.

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

1 мастерская - ХОХЛОМА

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью, за прилавком мастера Хохломы).

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Мастера Хохломы: 

У красы точёной

Сарафан парчёвый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

Воспитатель: Понравились вам изделия Хохломских мастеров? (Да) Отправляемся дальше.

Скоморохи: Ярмарка, ярмарка!
Шумит, зазывает,
В гости приглашает:
По рядам скорей пройдитесь,
На товар любой дивитесь!
Что понравилось – берите.
Берите со скидкой и так –
Все отдаем за пятак.
А коль жалко пятака,
Так пляшите «трепака».
И потешка подойдет –
Веселит она народ.

ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦА старшая группа

Мыши

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь?

Ване спать не даёшь?

Кошка и курочка

Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.

Небылица

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

2 мастерская - ГОРОДЕЦ

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

На дощечке коль девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).

Воспитатель: представляет мастеров: Этим промыслом занимаются жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: Из дерева.

Городецкие мастераЕсть на Волге город древний

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

Воспитатель: Спасибо скажем Городецким мастерам, отправляемся дальше.

Скоморох: Эй, народ, народ, народ!
В гости ярмарка идет!
Карусели, балаган
И на разный вкус товар:
Есть и овощи, и фрукты,
И отличные продукты.
Открывайте кошельки,
Доставайте денежки!
Ярмарка богата,
Заходи, ребята!

Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться.

  • 2    Музыкальная игра «Золотые ворота»

3 мастерская - ГЖЕЛЬ

Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

Воспитатель:  Из какого материала изготавливают  гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Все изделия из глины мастера обжигают в печи, чтобы они были прочными. А, какие цвета для росписи они используют?

Дети: Синий, голубой, белый.

Гжельские мастера: Поверить трудно неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Воспитатель: Эту посуду люди называют ласково «Сказочная Гжель». Назовите, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

Скоморохи: Набегайте, друзья-сударики!
Продаются лопнувшие воздушные шарики!
Купив, не раскаетесь — это точно —
Гарантируется абсолютная прочность!
Хоть иголкой коли, хоть жги огнем,
Они не лопнут уже нипочем!

  • 3  Игра для силачей «Кто быстрее надует воздушный шарик»

4 мастерская - ДЫМКА

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети: Из глины.

Ребёнок Мастер Дымки читает стихотворение:

Словно сказка невидимка

В небе радугу зажгла,

Расцвела узором Дымка,

Людям радость принесла!

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели стать мастерами и расписать посуду или игрушку по желанию?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Очень хорошо, после ярмарки мастера приглашают вас в свои мастерские. А в завершении ярмарки споем песню.

  • 4  Завершающая песня «Росиночка – Россия»

Выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:

Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю, Товар хвалю.

Коврик за трёшку, Горшок за пятак,

Доску за рубль, А леденец за так.

(Ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

Скоморох: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.

Дети расходятся по группам, где организованы 4 мастерские: «Гжель», «Дымка», «Хохлома», «Городец»

Росиночка Россия текст песни

Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть!
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса...

Припев:
Росиночка – Россия
Похожие слова!
Росиночка – Россия –
Высокая трава!
Росиночка – Россия –
Широкие края!
Росиночка – Россия –
Родная ты моя!
Росиночка – Россия –
Родная ты моя!

Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни!
Эх, пляши девичья коса,
Пляши, девичья коса,
Где во поле роса!

Припев.

2 часть (2 занятие)

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей и подготовительной группе

«Народные промыслы России»

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России.

Воспитатель: У меня заготовлены для вас бумажные заготовки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные изделия.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои работы ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

Дети: Для рисования точек.

Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.

А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки (посуда) получились такими красивыми

А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"

Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....

Сценарий праздника "Ярмарка.Народное прикладное искусство".

Закрепить сформированные у детей представления о традициях нашего народа, промыслах народных мастеров. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладном...

Конспект спортивного праздника "Ярмарка народных игр и забав"

В конспекте представлены народные игры и забавы для детей подготовительной группыhttp://www.maam.ru/users/ANNAW...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рис...

Участие педагогов в муниципальной выставке-ярмарке народных ремесел "Золотая осень", посвященной 82 годовщине со дня образования города Губкина

Педагоги приняли участие в  муниципальной выставке-ярмарке народных ремесел  "Золотая осень", посвященной 82 годовщине со дня образования города Губкина...

Выставка-ярмарка народных ремесел «Золотая осень»

Выставка-ярмарка народных ремесел «Золотая осень»Ярмарка под названием «У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла» проводилась с целью возрождения народных традиций в обл...

Сценарий музыкально-познавательного досуга «Ярмарка народных ремесел»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста.Цель: расширять знания  детей о народных промыслах, прививать интерес к русской народной культуре; развивать творческие музыкальные  сп...