Праздник «Ярмарка народных ремесел»
методическая разработка (подготовительная группа)
Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «Ярмарка народных ремесел»
(старшая, подготовительная группа)
Цель: Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
- Приобщение детей к всенародному веселью, вызвать эмоционально – положительное отношение к празднику.
- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, небылиц.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
- Воспитывать интерес к посещению мастерских народного промысла.
Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Презентация по ходу праздника «Народные промыслы России»
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Зал украшен в стиле народных промыслов России, подобраны народные костюмы в стиле мастеров, музыкальное сопровождение.
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.
Роли: Мастера – дети подготовительной группы.
Скоморохи - педагоги
Ход занятия:
- 1 Дети под музыку входят в зал, встречают их скоморохи
Скоморохи: Подходи, честной народ! Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать! Петь заставит, танцевать!
Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Пойдете направо - будет забава! Пойдете налево - много смеха и гама! Успеете отдохнуть и отовариться, Пока гости собираются.
Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!
Торопись честной народ, Тебя ярмарка зовет!
Воспитатель: Доброе утро, дорогие гости! Сегодня мы пришли в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят
Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
Д/и « Закончи пословицу».
- «Терпение и труд…» (всё перетрут)
- «Землю красит солнце…» (а человека труд)
- «Делу время…» (а потехе час)
- «Кто не работает…» (тот не ест)
- «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
- «Больше дела…» (меньше слов)
- «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим изделия, которые предлагают народные умельцы.
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?
1 мастерская - ХОХЛОМА
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью, за прилавком мастера Хохломы).
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Мастера Хохломы:
У красы точёной
Сарафан парчёвый
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Понравились вам изделия Хохломских мастеров? (Да) Отправляемся дальше.
Скоморохи: Ярмарка, ярмарка!
Шумит, зазывает,
В гости приглашает:
По рядам скорей пройдитесь,
На товар любой дивитесь!
Что понравилось – берите.
Берите со скидкой и так –
Все отдаем за пятак.
А коль жалко пятака,
Так пляшите «трепака».
И потешка подойдет –
Веселит она народ.
ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦА старшая группа
Мыши Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт весь хоровод. Петушок Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь? Ване спать не даёшь? | Кошка и курочка Кошка на окошке Рубашку шьёт, Курочка в сапожках Избёнку метёт. Небылица У Иванова двора Загорелася вода. Всем селом пожар тушили, А огонь не загасили. Пришёл дедушка Фома, Расседая борода. Он народ погнал в овин, Затушил пожар один. Как Фома тушил пожар, Он об этом не сказал. Только слышно стороной: Затушил он бородой! |
2 мастерская - ГОРОДЕЦ
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.
На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…
Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).
Воспитатель: представляет мастеров: Этим промыслом занимаются жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.
Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?
Дети: Из дерева.
Городецкие мастера: Есть на Волге город древний
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.
Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
Воспитатель: Спасибо скажем Городецким мастерам, отправляемся дальше.
Скоморох: Эй, народ, народ, народ!
В гости ярмарка идет!
Карусели, балаган
И на разный вкус товар:
Есть и овощи, и фрукты,
И отличные продукты.
Открывайте кошельки,
Доставайте денежки!
Ярмарка богата,
Заходи, ребята!
Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться.
- 2 Музыкальная игра «Золотые ворота»
3 мастерская - ГЖЕЛЬ
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: Из какого материала изготавливают гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Все изделия из глины мастера обжигают в печи, чтобы они были прочными. А, какие цвета для росписи они используют?
Дети: Синий, голубой, белый.
Гжельские мастера: Поверить трудно неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера,
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Воспитатель: Эту посуду люди называют ласково «Сказочная Гжель». Назовите, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.
Скоморохи: Набегайте, друзья-сударики!
Продаются лопнувшие воздушные шарики!
Купив, не раскаетесь — это точно —
Гарантируется абсолютная прочность!
Хоть иголкой коли, хоть жги огнем,
Они не лопнут уже нипочем!
- 3 Игра для силачей «Кто быстрее надует воздушный шарик»
4 мастерская - ДЫМКА
Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Ребёнок Мастер Дымки читает стихотворение:
Словно сказка невидимка
В небе радугу зажгла,
Расцвела узором Дымка,
Людям радость принесла!
Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели стать мастерами и расписать посуду или игрушку по желанию?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Очень хорошо, после ярмарки мастера приглашают вас в свои мастерские. А в завершении ярмарки споем песню.
- 4 Завершающая песня «Росиночка – Россия»
Выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:
Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю, Товар хвалю.
Коврик за трёшку, Горшок за пятак,
Доску за рубль, А леденец за так.
(Ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)
Скоморох: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.
Дети расходятся по группам, где организованы 4 мастерские: «Гжель», «Дымка», «Хохлома», «Городец»
Росиночка Россия текст песни
Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть!
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса...
Припев:
Росиночка – Россия
Похожие слова!
Росиночка – Россия –
Высокая трава!
Росиночка – Россия –
Широкие края!
Росиночка – Россия –
Родная ты моя!
Росиночка – Россия –
Родная ты моя!
Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни!
Эх, пляши девичья коса,
Пляши, девичья коса,
Где во поле роса!
Припев.
2 часть (2 занятие)
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей и подготовительной группе
«Народные промыслы России»
Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России.
Воспитатель: У меня заготовлены для вас бумажные заготовки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные изделия.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои работы ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.
Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.
Дети: Для рисования точек.
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей
Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки (посуда) получились такими красивыми
А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"
Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....
Сценарий праздника "Ярмарка.Народное прикладное искусство".
Закрепить сформированные у детей представления о традициях нашего народа, промыслах народных мастеров. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладном...
Конспект спортивного праздника "Ярмарка народных игр и забав"
В конспекте представлены народные игры и забавы для детей подготовительной группыhttp://www.maam.ru/users/ANNAW...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рис...
Участие педагогов в муниципальной выставке-ярмарке народных ремесел "Золотая осень", посвященной 82 годовщине со дня образования города Губкина
Педагоги приняли участие в муниципальной выставке-ярмарке народных ремесел "Золотая осень", посвященной 82 годовщине со дня образования города Губкина...
Выставка-ярмарка народных ремесел «Золотая осень»
Выставка-ярмарка народных ремесел «Золотая осень»Ярмарка под названием «У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла» проводилась с целью возрождения народных традиций в обл...
Сценарий музыкально-познавательного досуга «Ярмарка народных ремесел»
Праздник для детей старшего дошкольного возраста.Цель: расширять знания детей о народных промыслах, прививать интерес к русской народной культуре; развивать творческие музыкальные сп...