"Волшебный мир театра"
методическая разработка
Кружок театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhokteatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ТЕРЕМОК» НА 2019–2020 ГОД
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок;
2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Развивать память, внимание, воображение, фантазию; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей;
3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры – импровизации).
Режим занятий:
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет: - 1 год обучения (4-5 лет) – не более 20 мин.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Ребенок должен знать: - виды театров;: музыкальный, кукольный, театр зверей, теневой- знать 5—8 артикуляционных упражнений;
2. Ребенок должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
3. Ребенок должен владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».
Познание
| Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. |
Социализация | Развитие игровой деятельности. |
Здоровье | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Художественное творчество | Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. |
Музыка | Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. |
Коммуникация | Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. |
Чтение художественной литературы | Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности. |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: промежуточный - в сентябре, итоговый - в мае.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутка, динамические паузы.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Занятия;
- Игры- занятия;
- Игры- загадки;
- Занятия- путешествия;
- Игры- драматизации;
- Занятия- путешествия;
- Игры- драматизации;
- Совместная деятельность педагога и воспитанников;
- Самостоятельная деятельность воспитанников;
- Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми: индивидуальная парная, подгрупповая.
Работа с родителями: участие в концертах, показ драматизаций для родителей; консультации, папки- раскладушки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема | Цель | Месяц |
1. | 1. Викторина по сказкам. 2. Загадки о сказочных героях | Вспомнить с детьми знакомые сказки. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. | Сентябрь |
2. | 1. Игра «Волшебные превращения» 2. Чтение стихотворения «Веселый оркестр» 3. Игра на имитацию движений «Представьте себе» Т. игра ст33 | Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. | |
3. | 1. Чтение сказки: «Пузырь соломинка и лапоть» 2. Подвижная игра «Пузырь» 3. «Подумай и ответь» Новиковская ст. 9-10 | Формировать умение внимательно слушать сказку. Развивать двигательную активность детей. | |
4. | 1. Рассказывание воспитателем сказки «Пузырь соломинка и лапоть» 2. Игра «Запомни и повтори» 3. Т. игра «Мыльные пузыри» Новиковская ст. 12 | Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать слуховую и зрительную память. | |
1. | 1. Рассказывание воспитателем совместно с детьми сказки «Пузырь соломинка и лапоть» 2. Игра «Есть или нет» Новиковская ст. 12 | Учить коллективному пересказу знакомой сказки. Развивать зрительную и слуховую внимательность детей. | Октябрь |
2. | 1. Показ сказки воспитателем сказки (настольный театр) 2. Беседа о правилах передвижения фигурок на столе. 3. Пантомима Новиковская ст. 14 | Воспитывать интерес к сказке. Дать знания детям о правилах в показе настольного театра. | |
3. | 1. Показ сказки совместно с детьми. 2. Игры «Сосчитай», «Узнай по контуру» Новиковская ст. 14 | Совершенствовать общую и мелкую моторику. Цифры 1-3. | |
4. | 1. Экскурсия- имитация «В осенний лес» 2. Игра с движениями «Художница осень» 3. Мини-сценка «Еж- чистюля» Т. игра ст. 40 | Развивать воображение, пантомимические навыки | |
1. | 1. Чтение сказки: Лиса и кувшин» 2. Беседа «Подумай и ответь» 3. Сказочные загадки» Новиковская ст 26 | Формировать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. | Ноябрь |
2. | 1. Чтение сказки «Лиса и кувшин» и совместный пересказ сказки. 2. П. игра «Сноп» 3. Игра «Всем поможем» Новиковская ст. 26- 28 | Совершенствовать общую моторику. Развивать способность осмыслять события сказки. | |
3. | 1. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» детьми 2. Задание «Узнай по звуку» 3. «Назови части» Новиковская ст. 29 | Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, расширять словарный запас детей. | |
4. | 1. Показ сказки воспитателем и детьми совместно. 2. Артикуляционная гимнастика 3. «Дорисуй узор», Новиковская ст 33- 34 | Воспитание коммуникативных навыков. | |
1. | 1. Рисуем сказку 2. П. игра «Лиса и кувшин» 3. «Найди лишний предмет» Новиковская ст 33 | Развивать дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох. | Декабрь |
2. | 1. Игра «Снежинки» 2. Дыхательные упражнения 3. Игра на память физических действий Т. Игра ст. 49 | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «у», «ф», «х», «ш» | |
3. | 1. Игра с движениями 2. Игра «Продолжи фразу» 3. Ролевой театр «Кошкин дом» Т. Игра ст. 45 | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой | |
4. | 1. Театр рук «Кораблик» 2. Игра с движениями «Пингвины на льду» 3. Игра «Море волнуется» Т. Игра ст 53 | Учить сочетать движения и речь, расширять голосовой диапозон. | |
1. | 1. Знакомство с театром теней. Показ воспитателем сказки «Маша и медведь» 2. Рассматривание оборудования и силуэтов к сказке, показ правильного вождения | Познакомить детей с новым театром, воспитывать интерес к театру. | Январь |
2. | 1. Чтение стихотворения «Кто пришел ко мне с утра» 2. Упражнение на развитие интонационной выразительности. Т. Игра ст. 54 3. Показ сказки «Маша и медведь» воспитателем с помощью детей (по желанию) | Воспитывать любовь и уважение к матери, семье. Воспитывать интерес к теневому театру. | |
3. | 1. Потешка «Вороны» 2. Игра с движениями «Летает – не летает» Т. Игра ст. 43 3.»Показ сказки «Маша и медведь» детьми. | Закрепить знание о теневом театре, учить произносить тексты с различной силой голоса | |
1. | 1. Знакомство со сказкой «Заяц- хваста» 2. Игра «Оркестр», «Сосчитай» Т. Игра ст. 47 | Познакомить детей с новой сказкой. Развивать коммуникативные качества детей. | Февраль |
2. | 1. Чтение сказки «Заяц- хваста» 2. «Подумай и ответь» Беседа по сказке. 3. Игра «Будь внимателен» Новиковская ст. 60 | Формировать умение внимательно слушать взрослого, соблюдать правило в играх. | |
3. | 1. Совместный пересказ сказки воспитателя с детьми 2. Игра «Найди ошибку» Загадки. 3. Игра «Цепочки слов» Новиковская ст 60- 61 | Развивать у детей слуховое внимание, осмыслять события сказки. | |
4. | 1. Показ сказки «Заяц- хваста» воспитателем (куклы на палочках) 2. Конструирование из счетных палочек Новиковская ст 68- 69 3. Игра «Продолжи фразу» Т. Игра ст45 | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой | |
1. | 1. Организационный момент. «Инсценировка сказки» 2. Артикуляционная гимнастика 3. «Чьи следы» -дедуктивная игра Новиковская ст. 64 | Учить детей согласовывать мелкую и артикуляционную моторику | Март |
2. | 1. Инсценировка сказки на ширме «Заяц- хваста» на ширме. Воспитатель+ дети 2. Игра «Волшебный барабанчик» Новиковская ст. 68 | Развивать слуховое и зрительное восприятие детей, память, дыхание. | |
3. | 1. Рисуем сказку «Заяц- хваста» 2. Игра П. игра «Зайки на лужайке» 3. Конструирование из счетных палочек. Новиковская ст. 68- 69 | Совершенствовать мелкую и общую моторику. Формировать умение ориентироваться в пространстве. | |
4. | 1. Организационный момент. Игра «Пчелки и жук» 2. Игра на пальцах Т. Игра 58 | Уточнить знание детей о весне. Развивать мелкую моторику рук. | |
1. | 1. Игра на пальцах 2. Стихотворение «Кто пришел?» 3. Игра с движениями «Мама спит» Т. Игра ст. 54 | Развивать мелкую моторику, умение сочетать движение и речь. | Апрель |
2. | 1. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» 2. Игра- пантомима 3. Куклы из театра Т. Игра ст 59 | Развивать пантомические навыки, развивать речь. | |
3. | 1. Чтение сказки «Смоляной бочок» 2. «Подумай и ответь» Новиковская ст76- 77 | Формировать желание детей слушать сказку. | |
4. | 1. Игра «Мы знаем много названий животных» 2. Игра «Волк и коровы» Новиковская ст. 77 3. Чтение сказки «Смоляной бычок» Беседа о героях сказки» | Закреплять и расширять знание о домашних животных. | |
1. | 1. Игра «Из чего бычок?» 2. «Найди ошибку» Новиковская ст 77 3. Рассказываем сказку «Смоляной бычок» Воспитатель+ дети. | Формировать умение соблюдать очередность в коллективном пересказе. | Май |
2. | 1. Инсценировка сказки. Беседа после инсценировки. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Игра «Урок коровьего языка» Новиковская ст 81 | Воспитывать подражательность. Учить согласовывать свои действия при проведении инсценировки. | |
3. | 1. Показ сказки на ширме. Воспитатель + дети 2. Игра «Сосчитай» Новиковская ст 82 | Воспитывать умение сочетать движение и речь. Воспитание коммуникативных навыков. | |
4. | 1. Показ сказок на разного вида оборудовании, по желанию детей. | Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. О. А. Новиковская. Санкт-Петербург «Паритет» 2007г.
2. Театральные игры в детском саду Г. Н. Петрова
3. Кукольный театр дошкольникам Т. Н. Караманенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебный мир театра»
Развивающая образовательная деятельность по театрализации в подготовительной группе....
Проект "Волшебный мир театра"
Проект разработан для работы с детьми 2 младшей группы. Цель проекта: способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста....
Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра".
Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра"....
"Волшебный мир театра"
консультация для родителей о необходимости приобщения детей к искусству театра...
Опыт работы по театральной деятельности "Тылсымлы театр дөньясы"("Волшебный мир театра")
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации ...
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа
Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...