Развлечение "Народный праздник "Нартукан" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру. В настоящее время становится особо актуальной задача воспитания у детей позитивного отношения к своему народу, задача воспитания национального этикета. Не следует также забывать о необходимости воспитания принятия культуры другого народа, уважения к его традициям и обычаям. Ведь ребенок сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет им приобрести опыт социальных взаимодействий, развивает способность к наблюдению и побуждает интерес к социальной жизни. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям понять причины поведения людей, освоить характерные черты взаимодействующих культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_nartukan.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение «Народный праздник Нартắван/ Нартуган» в подготовительной к школе группе.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомство детей с традициями празднования народных праздников, познакомить с обычаями и традициями праздника Нартắван/Нартуган.
- Формировать поколения, осознающих принадлежность к своему народу и понимающих культуру народов, населяющих Комсомольский район.
Развивающие:
- Развивать умение детей чувствовать и передавать образы, заложенные в игре;
- Развивать познавательно-исследовательскую активность детей.
Воспитательные:
- Создавать положительную основу для воспитания межкультурной толерантности.
- Воспитывать уважение к национальным традициям народов, населяющих Комсомольский район.
Речевые:
- Развивать интерес к чувашскому и татарскому языкам.
- Способствовать развитию речи посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.
Словарная работа: карчăк (старуха), старик (дед), сăрă (серый), мулкач (заяц), аппаланчắк (безделье), шуйттан (черт - плохой человек), пилеш туратти (рябиновая ветка), тормыш (жизнь), бәйрәм (праздник), күк (небо), җир (земля), балаллар (дети).
Предварительная работа: беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций народных праздников, заучивание закличек, песен, танцев, разучивание народных игр.
Оборудование и материалы: телевизор, мультимедийная презентация, чувашские и татарские народные костюмы, костюмы ряженых; две избы, оформленные в чувашском и татарском стиле.
Ход образовательной ситуации
Дети на улице катаются с горки, воспитатель созывает их к себе и начинает беседу.
В: Как хорошо зимой: можно и в снежки поиграть, и на санках с горки кататься. А вы знаете, катание с горки является одним из традиционных забав русских, чувашских, татарских детей в зимнее время года? Особенно они занимали себя зимними забавами, когда их родители были заняты подготовками к праздникам. А как много праздников зимой празднуют! А какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Старый Новый год!
В: А каждый народ празднует свои национальные праздники. Это и Сурхури, Кắшарни, Нартукан (Нартắван). А вам бы хотелось узнать побольше о национальных зимних праздниках? (Ответы детей: Да).
(Продолжаем в музыкальном зале. Сидят перед экраном телевизора). На экране слайды с изображением празднования Нартукана.
В: (Слайд 1 – фото флага Чувашской Республики) Дети, напомните мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? В какой республике?
Дети: В России. В Чувашской Республике.
В: (Слайд 2 – фото детского сада) Чувашская Республика, в том числе и с. Комсомольское, на территории которой размещен наш детский сад, являются одним из многонациональных территорий, где издавна бок о бок живут дружно русские, чуваши, татары, ходят друг к другу в гости, вместе празднуя праздники.
Сегодня я хочу познакомить вас с праздником Нартукан (на чувашском языке этот праздник произносится как нартăван). Нартукан празднуют и татары. В народном календаре Нартукан - праздник зимнего солнцестояния. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. Для проведения праздника выбирался возведенный в истекшем году новый дом. (Слайд 3 – деревянный дом) Этот дом назывался нартукан пỹpчẽ — дом, где проводится нартукан. Целый день здесь кипела работа: готовились угощения и варились напитки для праздничного стола. (Слайд 4,5,6,7 – чувашский стол) Есть на столе у чувашей пỹремеч, хуран кукли, хуплу и многое другое. (Слайд 8,9,10,11,12 – татарский стол). Татары встречали гостей с горячим чаем из самовара, главными блюдами были баурсак, белеш, эчпочмак, кыстыбый. С наступлением сумерек над деревней то тут, то там раздаются возгласы: «Нартắвана-а-а! Нартугана-а!», т. е. «На нартукан!» (Слайд 13,14) Празднующие собирались группами и наряжались в одежду животных или героев народных сказок. Назвались они – ряженые. Впереди шли нартукан старике с кнутом или рябиновой веткой и нартукан карчакё с прялкой и веретеном... Ряженые ходили по домам с обрядовыми песнями, желая всем радости, здоровья, достатка, плясали, играли в игры. Считалось, что ряженые помогали изгонять из дома злых духов. (Слайд 1 – фото ряженых) Хозяева приглашали их в дом и угощали пирогами и сладостями.
В: Предлагаю отпраздновать праздник Нартукан. А чтобы полностью окунуться в прошлое, нам нужно немного подготовиться. Маша, кем бы ты хотела быть? А Джамиль? (Опросить детей) Ответ детей: Чувашской хозяйкой, Нартукан старике и т.д.
(Дети и воспитатель одеты в чувашские и татарские костюмы и костюмы ряженых. Имитация дома: чувашский и татарский.)
В: Девочки, посмотрите, стол не накрыт, скамейки не готовы… А скоро гости придут! Помогите подготовиться к празднику! (Ставят на стол угощение, застилают скамейку половиком.) Маша, Азалия, чем будете гостей угощать? Зарина, к приходу гостей готовы?
Слышен возглас: «Нартắвана-а-а, Нартугана-а-а!» Затем приходят ряженые: «Пирен килес». Хозяева в ответ: «Кẽрẽр, мала иртẽр! Заходите, гости дорогие!»
В: «Ку уява сẽтел хушшинче апат ḉимеḉпе паллắ тắвар. Проходите за праздничный стол».
Во время застолья дети предлагают поиграть: «Айтар выляр! Может поиграем!»
В: Выляр! Давайте поиграем. А чтобы узнать, в какую игру мы будем играть, поможет нам загадка: «Хӑлхисем вӑрӑм, хӱри кӗске. Длинные уши, короткий хвост».
Д: Заяц! Мулкач!
В: Игра называется «Сặрặ мулкач пит ḉặвать. Зайка серый умывается». Играющие становятся в круг – они зайки. Дети вместе со взрослым произносят текст:
Сặрặ мулкач пит ḉặвать,
Хặнана пуḉтарặнать:
Сặмсине ḉурḝ,
Тутине ḉурḝ,
Хặлхине ḉурḝ,
Тяппине шặлса типḝтрḝ.
Зайка серый умывается.
Вымыл хвостик,
Видно, в гости собирается,
Вымыл ухо,
Вымыл носик,
Вытер сухо!
(Все играющие проделывают движения в соответствии с текстом, затем они прыгают на двух ногах к центру. Взрослый определяет количество прыжков (5-7) на двух ногах к центру. «Хặнана килтемер! Пришли в гости!» - говорит взрослый и зайки возвращаются в свой домик) (2 раза)
В: Первую загадку вы быстро отгадали. А справитесь с другими?
Тулта купа, пỹртре шыв (На улице гора, а дома -вода). Снег.
Алли ḉук, пỹрни ḉук, сắмса вẽḉне чẽпẽтет (Рук нет, пальцев нет, а нос щекочет). Холод.
Алắсắр, урасắр, алắк уḉать. (Без рук, без ног, двери открывает). Ветер.
Ряженые: Урắххисем патне кайма вắхắт ḉитре (В другой дом пора идти)
В: Элẽк ваттисем ḉапла каланắ «Килнẽ хắнана чắвашсем ял хẽрне ḉити ắсатса янắ» (В старину говорили: «Пришедшего гостя проводи до конца деревни)
Ряженые уходят со словами: Тắватắ кẽтеслẽ ḉутḉанталắк, ắḉтан килнẽ, ḉавắнта кайắр, пирẽн ялта ан тắрắр. (Вселенная о четырех углах, откуда пришли, туда и уходите, в нашей деревне не живите)
Все вместе выходят, идут в дом татар. Туда заходят со словами на татарском языке:
Нардуган ата:
Нардуган, Нардуган,
Нардуган, хуҗалар,
Котлы, мөбәрәк булсын,
Тормыш түгәрәк булсын.
Бәйрәмнәр гөрләп торсын.
Күкләр гел аяз булсын,
Җир йөзендә бар балалар
Бәхетле, таза булсын!
Азалия: Чтобы шутки не смолкали на гуляниях у нас, чтоб улыбки расцветали, потанцуем мы сейчас. (Ряженые мальчики приглашают танцевать татарских девочек).
В: Ребята, может в татарскую игру «Читанме, бузме! Угадай и догони!» поиграем?
(Правила игры: играющие сидят в один. Впереди садится водящий. Один из игроков подходит к нему и говорит: «Бу кем? Это кто?» Водящий должен узнать по голосу, кто это. Если назвал имя правильно, игрок хлопает его по плечу, убегает на свое место, а водящий догоняет игрока. Догнав, меняются местами. Если не угадал, выходит другой игрок.
Ряженые: Малалла каяр! (Хозяева в это время собирают для них гостинцы в мешок).
Все вместе уходят и поют:
Нартắване иртсе кайре,
Аппаланчắк пуḉлантắр!
Ḉакắ пирен хушắрта та
Шуйттан пулма пултарать.
Пирен ачасем ỹссесен
Перле перле пулмалла!
Пилеш тураттине илсе
Хắваласа ямалла!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...
Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»
Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...