Литературный досуг
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Конспект
литературного досуга
по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»
для детей с ОВЗ (старшая группа)
Клара Рауфовна Серкунова
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_dosug.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Конспект
литературного досуга
по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»
для детей с ОВЗ (старшая группа)
Клара Рауфовна Серкунова
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
2023 год
Тема: Литературный досуг
Направление: познавательно-речевое
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие”, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
Форма организации совместной деятельности: подгрупповая
Цель:
Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, с произведением «Где обедал, воробей?»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать совершенствовать у детей коммуникативную функцию языка с помощью предлогов.
- Способствовать обогащению и активизации словарного запаса дошкольников по теме «Животные».
- Формировать четкую, грамотно оформленную речь.
- Упражнять подбирать слова-рифмы в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать навыки употребления предлогов «На», «С», «Для», «К», «У», В, «Из», Для, конструкций творительного падежа с предлогом За, а так же правильных окончаний существительных в Р.п. в ед. и мн. числе.
- Продолжать формировать у детей навыки самоконтроля за произношением поставленных звуков [Р], [С], [Ш], [Ж], [Л] и т. д. в словах, предложениях, стихотворении, связной речи.
- Развивать фонематическое восприятие, произвольное и слуховое внимание.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к занятию, мотивировать интерес к достижению результата от выполненной работы, умения взаимодействовать друг с другом.
- Воспитывать любовь к животным.
- Способствовать развитию положительных эмоций при прослушивании художественного слова.
Методы и приемы:
1. Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
3. Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры.
- Просмотр мультфильма «Где обедал, воробей?» (видео 1)
- Игры:
а) на внимание (многоступенчатая инструкция) «Хлопни-топни»
б) на развитие фонематического слуха / «Угадай, чей голос?»
- Чтение стихотворения «Где обедал, воробей?»
- Беседа по стихотворению (вопросы - ответы).
- Объяснение детям значений незнакомых слов.
- Игра «Добавь словечко» (работа с рифмой)
- Физкультминутка. Музыкальная пантомима «В мире животных», пальчиковая гимнастика.
- Упражнение «Составь предложение из двух слов»
- Сюрпризный момент
- Поощрение, похвала, рефлексия
- Д/и «Расставь по порядку»
- Упражнения «Накорми животных», «Кто за кем охотится?», «Составь слово»
- Составление слов из букв
Предварительная работа:
Постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, стихах, составление предложений из двух слов, обучение употреблению предлогов в предложениях, закрепление использования предлогов в стихах, разучивание чистоговорок по мнемотаблицам с выделением предлогов, упражнения на подбор слов-рифм, работа с деформированными предложениями, дидактические игры «4-ый лишний», разучивание пальчиковых гимнастик, упражнения на развитие графических навыков (обведение по контуру животных, штриховка), упражнения на звуковой анализ и синтез слов, а так же звуко-буквенный анализ, рассматривание иллюстраций разных художников к книге С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?», т.д.
Оборудование: телевизор, ПК (ноутбук), мяч.
Мультимедийное:
- видеозаписи мультфильма (3 вида) по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»
- видеозаписи «Лиса – логопедические распевки», «Угадай, чей голос?»
- аудиозапись фонограммы «В мире животных»
Раздаточный материал: мнемотаблицы для штриховки, маски животных, стаканчики с карандашами для штриховки по количеству детей, буквы, смайлики.
Ход досуга:
1. Организационный момент
В группу «прилетел воробей» (воспитатель в костюме «Воробья»)
Воробей (воспитатель):
- Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я очень любопытный, люблю путешествовать, а вы? Ребята, куда в выходные дни вы с семьей ходите отдыхать? К кому вы ходите в гости? С кем вы ходите? Назовите интересные места для посещения в выходные дни.
- Мы ходим в парк, в музей, в кинотеатр, в зоопарк и т. д., к бабушке, к знакомым, к родственникам и т. д., с родителями, с сестрой, с тетей и т. д. (полные ответы детей, воспитатель следит за произношением предлогов в предложениях)
Воробей (воспитатель):
- Я приглашаю вас отправиться сегодня в «зоопарк», а для этого предлагаю посмотреть мультфильм.
2. Объявление темы
Учитель-логопед:
- Воробей - одна из самых маленьких птичек. Несмотря на это, он очень важный в природе, как и все живое на земле. Сегодня мы продолжим с вами «дружить» с такими же маленькими но очень важными словами (предлогами). Мы часто не замечаем, что произносим их, но если мы «маленькие слова» «теряем», наш рассказ становится непонятным, неточным. Они в нашей речи «прячутся», мы их будем сегодня «искать». Будьте внимательны, все задания будут по мультфильму.
(Видео 1 мультфильм «Где обедал, воробей?)
3. Беседа по мультфильму
Воробей (воспитатель):
- Ребята, о ком мультфильм? (этот мультфильм о воробье, о животных…)
- Где происходит действие? (действие происходит в зоопарке)
- Из каких стран привезли животных в зоопарк? (из жарких стран, из средней полосы, с севера….)
- Кто главный герой? (главный герой - воробей)
- К кому залетал пообедать воробей? (к лисе, к моржу …)
(Воспитатель утрирует произношение предлогов, обращая внимание детей на предлоги О, В, Из, К и т. д.)
- Чем угощался воробей? Были ли звери гостеприимны? и т. д. (полные ответы детей: воробей угощался пшеном, морковкой …и т.д.)
- Ребята, объясните, пожалуйста, что значит подкрепиться? гостеприимный? и т. д. (ответы детей).
Воспитатель объясняет детям значения слов подкрепиться, погостить, отруби, пир, вольеры, гостеприимный (работа со словарем)
4. Автоматизация звуков в чистоговорках
Учитель-логопед:
- Назовите животных из мультфильма, в названии которых есть звук Р? (кенгуру, носорог…и т. д.), Л? С? (слон и т. д) Прослушайте чистоговорку на звук С. Предлагаю пропеть ее хором.
Видео 2 «Лиса - логопедические распевки!»
5. Игра «Хлопни-топни!»
Учитель-логопед:
- Предлагаю поиграть. Если услышите название животных, у которого обедал воробей – хлопните, у которых не обедал – топните». Будьте внимательны!
6. Выделение «маленьких слов» (предлогов) из стихотворения.
Учитель-логопед:
- Послушайте внимательно стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?», обратите внимание на «маленькие слова» (предлоги). По окончании моего прочтения назовите их.
(Учитель-логопед произносит предлоги утрированно, обращая внимание детей на них таким образом) (ответы детей).
7. Игра «Добавь словечко»
Учитель-логопед:
- Предлагаю поиграть в игру: «Добавь словечко», я начну, а вы продолжите:
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке, …(у зверей) слайд №1(зоопарк)
Пообедал я сперва за решеткою ...(у льва) слайд № 2(лев)
Подкрепился у лисицы, у моржа попил…(водицы) слайд № 3(лиса), слайд № 4(морж)
Ел морковку…(у слона), с журавлем поел…(пшена) слайд № 5(слон), слайд № 6 (журавль)
Погостил…(у носорога) - отрубей поел ….(немного) слайд № 7(носорог)
Побывал я на пиру…(у хвостатых кенгуру) слайд № 8(кенгуру)
Был на праздничном обеде…(у мохнатого медведя) слайд № 9(медведь)
А зубастый крокодил чуть меня…(не проглотил) слайд № 10(крокодил)
Учитель-логопед листает слайды животных, обращая внимание детей на четкое проговаривание предлогов, окончаний существительных. Дети устно подбирают слова-рифмы без наглядного изображения.
8. Физминутка
Пантомима «В мире животных» / Пальчиковая гимнастика по тексту стихотворения «Где обедал, воробей?»
Воробей (воспитатель):
- Приглашаю детей на физминутку «Воробьиная дискотека». Прошу надеть маски животных и подвигаться под музыку, повторить движения животных и птиц в природе (дети под музыку выполняют взмахи крыльями, изображая журавля, прыжки, изображая кенгуру, ходьбу вперевалку, изображая медведя и т. д.).
Видео 3 Музыка из передачи «В мире животных»
Учитель-логопед:
- Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Где обедал, воробей?»
(на каждую строчку стихотворения дети машут перекрещенными ладошками-крыльями, ладошками изображают раскрывающуюся пасть, на каждое название животного загибают по одному пальчику: сначала на левой, затем на правой руке)
8. Игра «Кто за кем охотится?»
Учитель-логопед:
- Вспомните, пожалуйста, как животные выживают в дикой природе? Правильно, они охотятся. Поиграем в игру «Кто за кем охотится?» Например: Лев охотится за зеброй (ответы детей)
(Учитель-логопед выставляет на доске по две картинки с изображением животных (картинки: крокодил-кенгуру, морж-рыба, пантера-зебра и т. д) (ответы детей)
9. Д/и «Накорми животных» (игра с мячом по кругу)
Учитель-логопед:
- Ребята, кто заботится о животных в зоопарке? Кто их кормит? Кто чистит им клетки? Правильно, люди заботятся о животных в зоопарке, им живется там сытно. Вспомним, кто чем питается и составим предложение с «маленьким словом» (предлогом) «для». Какой корм вы выберете для льва? для журавля? …и т. д. Предлагаю поиграть. Встанем в круг, каждый из вас, кому я брошу мяч, составит предложение с «маленьким словом» «для». Например:
- Я выбираю мясо для льва.
Ответы детей:
- Я выбираю мед (малину…и т.д.) для …(медведя),
- Я выбираю пшено (рыбу…и т. д.) для… (журавля) и т. д.
(ответы детей)
10. Д/и «Составь слово»
Воробей (воспитатель):
- Мне очень нравится прилетать к животным, в зоопарке можно много интересного узнать о животных, чем они питаются, как спят, их повадки и т.д. Особенно мне нравится наблюдать, как они играют. Приглашаю и вас посещать зоопарк как можно чаще. Я прошу вас построить из строительного материала «Зоопарк» (нарисовать, обвести контуры животных, штриховка, смастерить книжку совместными усилиями и т. д.)
- Стихи не только читают, но даже могут петь. Убедитесь в этом сами. Предлагаю посмотреть музыкальный мультфильм.
11. Итог занятия, рефлексия
Учитель-логопед:
- Кто следил за своей речью и дружил со всеми звуками? (анализ, ответы детей)
- Давайте еще раз вспомним необходимые нам в речи «маленькие слова» (предлоги), которые мы упражняли сегодня в заданиях (ответы детей: у, на, в, с, для, за и т. д.)
- Ребята, продолжите, пожалуйста, мое предложение: (дети по очереди высказываются, продолжая за учителем-логопедом)
Сегодня я вспоминал…(о «маленьких словах», о животных… и т. д.)
Мне было интересно… (смотреть мультфильм, повторять за Лисой фразы и т. д.)
Мне было трудно…(составлять предложения… и т.д.)
Я выполняла задания…(заштриховывала животных…и т. д.)
Я играл в игру …(Добавь словечко …и т. д.)
Теперь я могу…(подражать животным …и т. д.)
Я научилась…
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Мне понравилось…и т. д.
12. Оценка деятельности детей.
Воспитатель:
- Выберите себе смайлики (с улыбкой, грустный, спокойный), согласно тому, как вы оцениваете свои ответы.
Приложение
Взаимодействие с педагогами ДОУ:
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Беседа о правилах поведения в зоопарке. Игра «Нельзя-можно». | 1.«Подбери музыкальный инструмент к голосам животных» |
2. Строительство зоопарка из строительного материала, лего | 2. «Повтори мелодию/ритм» (/ -// - // - /, // - /// - / и т. д.) |
3. Игра на слуховое внимание «Угадай, чей голос?» | 3. Пение стихотворения из музыкального мультфильма С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?» |
4. Д/и «Расставь по порядку» | 4. Игра-драматизация по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?» |
5. Д/и «Кто с кем играет?» | 5. Развлечение по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?» |
6. Упражнение на развитие мелкой моторики. Штриховка. Д/и «Собери животное» | |
7. Игра «Я – актер!» | |
8. Заучивание стихотворения «Где обедал, воробей?» | |
9. Рассматривание иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?» |
Взаимодействие с воспитателем:
Воспитатель:
1. Беседа о правилах поведения в зоопарке.
- Ребята, я предлагаю построить зоопарк. Перед тем, как построить зоопарк, я должна убедиться знаете ли вы правила поведения в зоопарке?
Поиграем в игру «Нельзя-можно». Я говорю вам действие, а вы мне отвечаете можно это делать или нельзя.
- Можно просовывать руки в клетку с животными. (Нельзя)
- Можно дразнить животных. (Нельзя)
- Нельзя наблюдать за животными. (Можно)
- Можно подходить близко к клеткам и гладить животных. (Нельзя)
- Можно шуметь в зоопарке. (Нельзя)
- Нельзя ухаживать за животными. (Можно, но это должны делать работники зоопарка)
- Правильно, вы молодцы, знаете все правила поведения в зоопарке и поэтому мы можем смело строить зоопарк.
2. Строительство зоопарка из строительного материала.
3. Игра на слуховое внимание «Угадай, чей голос?»
Воспитатель:
- В зоопарке живет много животных, они рады посетителям, давайте угадаем, кто как голос подает. Предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей голос?»
Видео 1 «Угадай, чей голос?»
4. Д/и «Расставь по порядку»
Воспитатель:
- Соберем книжку-гармошку, поместив животных в определенном порядке, к кому залетал пообедать воробей, согласно тексту (дети по одному подходят и ставят картинку в папку-передвижку)
5. Игра «Кто с кем играет?» Употребление конструкций с предлогом С.
Воспитатель:
- Наша следующая игра «Кто с кем играет?» Целый день животные играют со своими детенышами. Расскажите, кто с кем играет? Образец: Лиса играет с…(лисенком, лисятами) и т. д. (ответы детей).
6. Упражнение на развитие мелкой моторики.
1.Штриховка.
2. Д/и «Собери животное» (пазлы, разрезные картинки), («Нарисуй по клеткам животных»)
Воспитатель:
- Заштрихуйте каждый контур животного в одном направлении: (согласно инструкции воспитателя: либо снизу-вверх, либо справа-налево, либо по диагонали, либо круговым движением и т.д.)
(Воспитатель раздает детям трафареты, ксерокопии одной из обложек к стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?» (для обводки, штриховки, раскрашивания).
7. Игра «Я – актер!»
Воспитатель:
- При просмотре следующего видео прошу вас по цепочке повторить фразу за персонажем с разной интонацией: хитрым голосом, как у лисы, громким, как у льва, тонким, как у журавля и т.д. Следите, пожалуйста, за звуками, с которыми вы подружились.
(Индивидуальное повторение детьми каждой фразы из стихотворения)
(Видео 2 «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)
8. Заучивание стихотворения «Где обедал, воробей?»
9. Просмотр музыкального мультфильма «Где обедал, воробей?»
Воспитатель:
- Есть желание отправиться в зоопарк с Воробьем и еще раз посмотреть мультфильм? (ответы детей) Предлагаю посмотреть музыкальный мультфильм «Где обедал, воробей?» или («живой» мультфильм «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)
Видео 3 «Где обедал, воробей?», музыкальный мультфильм
((Видео 4 «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
1.Игры на развитие:
а) Воображения: «Подбери музыкальный инструмент» (медведь-барабан, лиса-колокольчик, морж - труба и т.д.)
б) Фонематического слуха: «Повтори мелодию» (/ -// - // - /, // - /// - / и т. д)
2. Пение стихотворения из музыкального мультфильма
Видео Музыкальный мультфильм «Где обедал, воробей?»
3. Игра-драматизация, развлечение по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.
В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...
Литературный досуг Саша Черный
Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....
Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина
Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
Литературный досуг по А. Барто "Игрушки"
познакомить детей с советской писательницей Агнии Барто, развивать эмоциональности и образность восприятия прочтении стихотворений....