Литературный досуг Саша Черный
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Чеснокова Людмила Михайловна

Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug-sasha-cherny.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный досуг на тему: «Вместе с Сашей Чёрным»

Подготовительная работа: Рассматривание фотографий Саши Гликберга (Чёрного), знакомство с биографией. Чтение стихов Саши Чёрного. Рисование иллюстраций  к стихам. Заучивание стихов.

Материал и оборудование: Иллюстрации, картинки, материал для театрализации, солёное тесто.

Ход досуга:

(Выходит девочка и делает вид, что плачет.)

Ведущий:  Визг и слёзы. По дорожке

                   Мчатся маленькие ножки.

                   Пляшут бантики на юбке.

                   Нос горит. Раскрыты губки.

                   Вот блоха!

                   Уронила с маком пышку,-

                   Испугалась пе - ту- ха!..

                    То ли дело быть мальчишкой-

                     Ха-ха-ха!

Ведущий: Ребята, отчего девочка плачет? (ответы) Давайте её пригласим на наш весёлый вечерок. (дети приглашают) Ребята, а отчего ещё человек может заплакать? (горе, радость, обидели, оскорбили, ударили, от испуга, одиночества)

Много есть причин, когда можно поплакать.

    Дети, а кто написал  это стихотворение? Поэт Саша Чёрный. В нашей портретной галерее есть портрет и Саши Чёрного. Давайте его найдём.

     Вспомните, это настоящее его имя или нет?

Правильно – это псевдоним, вымышленное имя. А как на самом деле звали поэта?

     Александр Михайлович Гликберг.

А почему Саша взял это имя? (ответы детей – В семье было 5 детей, 2 Саши, один – чёрный, другой – белый, отсюда псевдоним))

Ведущий: Молодцы, вы всё помните. Может быть помните, в каком городе родился Саша Чёрный? (Одессе). Давайте из букв, которых у нас очень много составим название города, родину Саши. А где находится этот город? (У Чёрного моря)

В городе, где жил Саша были зверинцы и мальчик часто видел животных в клетках, и задумывался о том, как им там живётся . Когда Саша   стал писать стихи он вспомнил свои детские впечатления и у него получилось вот такое стихотворение.

 Слоник, слоник, настоящий слон живой,

Отчего ты всё качаешь головой?

Оттого, что потому, что потому –

Всё я думаю дружок и не пойму…

Не пойму, что человек такой малыш,

Посадил меня в клетушку, словно мышь..

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…

Слоник, слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принёс тебе из бархата слона.

Он хоть маленький, но милый.

Хочешь? На!

Ведущий: О чём это стихотворение?  (Мальчику жалко слона, потому что тому одиноко и неуютно и поэтому мальчик отдал ему свою игрушку)

 Но стихи чаще были шуточными, Саша пытался представить, о чём думают животные. Вот одно из стихотворений, называется «Крокодил»

Я угрюмый крокодил

и живу в зверинце.

У меня от сквозняка

Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут

В длинный бак из цинка,

А под баком на полу

Ставят керосинку.

Хоть немного отойдёшь

И пропаришь кости..

Плачу, плачу целый день

И дрожу от злости…

На обед дают мне суп

И четыре щуки:

Две к проклятым сторожам

Попадают в руки

Ах, на нильском берегу

Жил я без печали!

Негры сцапали меня,

С мордой хвост связали.

Я попал на пароход..

Как меня тошнило!

У! Зачем я вылезал

Из родного Нила?

Эй, ты, мальчик-толстопуз,

Ближе стань немножко..

Дай кусочек откусить

От румяной ножки!.

Поиграем в игру, которая называется «руки-звери»

(Дети делятся на пары, пары располагаются на ковре, по команде ведущего одни превращаются в страшного зверя, другие в маленького и трусливого. Правило – нельзя делать друг другу больно. Проиграв один раз, дети меняются местами)

Лев-зайчик, волк-мышонок, слон-котёнок, тигр – ежонок.  (Кем детям понравилось быть?)

Ведущий: У Саши Чёрнова была большая семья  и она могла быть очень дружной, но отец был очень суровым, часто ругал и наказывал сына, мама была больной и детьми мало интересовалась, поэтому детство у Саши было не очень счастливым.

Но у него было очень много друзей, и о них он тоже написал стихи.

За воротами на лавочке сидим –

Петя, Нюша, Поля, Сима, я и Клим.

Я – большой, а остальные как грибы.

Всех нас бабушка прогнала из избы..

Мы рябинками в избе стреляли в цель,

Ну а бабушка ощипывала хмель.

Что ж…На улице ещё нам веселей:

Веет ветер, солнце в ёлках всё алей.

Из-за леса паровоз дудит в гудок.

Под скамейкой ловит за ноги щенок..

Воробьи уселись кучей на бревно

Отчего нам так сегодня всё смешно?

Червячок ли влезет Симе на ладонь ,

Иль напротив у забора фыркнет конь,

Иль за выгоном заблеет вдруг овца,-

Всё хохочем, всё хохочем без конца..

 Ведущий:  Ребята, а у вас так бывает? Шалунишек хоть и ругают, но им всё нипочём, они готовы смеяться хоть целый день. Характер у Саши был очень весёлым, он считал, что детям нужно больше  радости, хорошего настроения и стихи получались для детей шуточными. Давайте послушаем  стих. «Хрюшка»

  Хавронья Петровна, как ваше здоровье? 

-одышка и малокровье..

-В самом деле?

А вы бы побольше ели!

-Хрю-хрю! Нет аппетита…

Еле доела шестое корыто:

Ведро помоев, решето с шелухою,

Пуд варёной картошки, Миску окрошки,

Полсотни гнилых огурцов,

Остатки рубцов,

Горшок вчерашней каши

И жбан простокваши.

-Бедняжка!

Как вам должно быть тяжко!!!

Обратитесь к доктору Ван-Дер-Флиту,

Чтоб прислал вам капли для аппетиту!

А сейчас для вас игра. Превращаю вас, друзья, в лягушат (шапочки) Лягушки вечером очень любят резвиться и распевать свои песни.

Мы лягушки - кваксы,

Ночь чернее ваксы..

Шелестит трава. Ква!Ква!ква!

Разевайте пасти –

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два? Ква, ква, ква.

Красным помидором

Месяц встал над бором

Гукает сова…Ква, ква, ква1

Под ногами – кочки,

У пруда – цветочки..

В небе синева, Ква!ква!ква.

Месяц лезет выше

Тише – тише – тише,

Чуть-чуть-чуть едва: ква!ква!ква.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, какое время года было любимым у Саши Чёрного? Об этом есть стихотворение. Прослушав его вы сами поймёте, что любил поэт.

Зимою всего веселей

Сесть к печке у красных углей,

Лепёшек горячих поесть,

В сугроб с голенищами влезть,

Весь пруд на коньках обежать

И бухнуться сразу в кровать.

Весной всего веселей

Кричать средь зелёных полей,

С барбоской сидеть на холме

И думать о белой зиме,

Пушистые вербы ломать

И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей

Вишнёвый обкусывать клей

Купаясь, всплывать на волну,

Гнать белку с сосны на сосну,

Костры разжигать у реки

И в поле срывать васильки

Но осень ещё веселей!

То сливы сбиваешь с ветвей,

То рвёшь в огороде горох,

То взроешь рогатиной мох…

Стучит молотилка вдали-

И рожь на возах до земли…

Ведущий: Так какое же время года любил Саша? (все времена года хороши)

                        Каждое по своему прекрасно, у каждого времени года свои прелести.

 А теперь давайте поиграем. Вместе расскажем и покажем стихотворение «Скрут» руками. Вставайте в круг.

     Кто живёт под потолком?

Дети: Гном!

У него есть борода?

Дети: Да!

И манишка, и жилет?

Дети: Нет!

Как встаёт он по утрам?

Дети: Сам.

Кто с ним утром кофе пьёт?

Дети: Кот!

И давно он там живёт?

Дети: Год!

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Дети: Мышь!

Ну а как его зовут?

Дети: Скрут!

Он капризничает, да?

Дети: Ни-ког-да!

Ведущий: Дети, как вы считаете, кто самый храбрый на свете среди животных?

Давайте послушаем стих и посмотрим инсценировку.

Ну- ка, дети! Кто храбрее всех на свете?

Так и знал – в ответ все хором нараспев…

Дети: Лев!

Лев? Ха-ха…Легко быть храбрым,

         Когда лапы шире швабры.

        Нет, ни лев, ни слон…

         Храбрее все, малыш, мышь!

        Сам вчера я видел чудо,

        Как мышонок влез на блюдо

         И у носа спящей кошки

         Не спеша поел все крошки.

         Что!

Ведущий: Ну что, ребята, убедились, что мышка самая храбрая и самая смелая на свете?

Хотите попробовать себя в роли мышек? Поиграем в игру «Кот и мыши»

 «На лежанке дремлет кот, мыши водят хоровод…»

Порезвились мышки, превратились в детишек и стали приставать к маме:

              (мама сидит на стуле, дети вокруг, говорят по очереди)

1-й:  Отчего у мамочки  на щеках две ямочки?

 2-й: Отчего у кошки вместо ручек, ножки?

3-й: Отчего шоколадки не растут на кроватке?

4-й: Отчего у няни волосы в сметане?

5-й: Отчего у птичек нет рукавичек?

6-й: Отчего лягушки спят без подушки?

Мама: Ну отчего  у моего сыночка рот без замочка!

Ведущий: Как вы думаете, мамы сердятся на детей из-за того, что дети так любят приставать с разными вопросами? (ответы). Конечно нет Дети и должны всем интересоваться и обо всём спрашивать. Как можно назвать таких детей: любознательными, любопытными, почемучками.

 Давайте послушаем маму:

  Синий-синий василёк,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей жёлтой ржи

Ты смеёшься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же.. Всех синей

Глазки девочки моей.

Ведущий: Ну вот, мама рассказала такое нежное стихотворение, что все дети успокоились, улеглись и начали дремать, и вдруг услышали песню, чью? Догадаетесь, если прочтёте название. А оно спряталось в первых буквах этих слов.

(солнце, ведро, ель, роза, часы, окно, книга)

Что же поёт сверчок, давайте послушаем.

 Что поёт сверчок за печкой?

«Тири-тири, надо спать!»

Месяц выбелил крылечко,

Сон взобрался на кровать.

Он в лицо Катюше дышит:

«Ты, коза, закрой глаза»

Катя слышит и не слышит.

За окном шуршит лоза.

Кто там бродит возле дома?

Мишка с липовой ногой.

Дочка сна, колдунья-дрёма?

Чёрт ли с Баблю Ягой?

Ветер просит за трубою:

«Пи! Мне холодно! Пусти!..»

Это что ещё такое?

В лес на мельницу лети..

Катя ждёт, поджав коленки,

Тишина…И вот опять

Друг-сверчок запел со стенки:

«Тири-тири, надо спать!»

И пока ребятки спят, предлагаю из солёного теста вылепить героев стихов Саши Чёрного, сделать выставку рисунков и поделок, пригласить на неё взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.

В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...

Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина

Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...

Работа с родителями.Сценка на Рождество Христово Саши Черного

В документе представленно стихотворение Саши Черного " Рождественнское" с фотоотчетом. И комплекс гинастика на каждый день....

Презентация к стихотворению Саши Черного "Рождественское"

Использование инновационных технологий в  логопедии. Автоматизация звука Р и Рь в стихотворении. Иллюстрированный материал - наглядное пособие (Презентация). С таким пособием заучивание наизусть ...

первые дистанционные уроки "Знакомство с Сашей Черным"

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Начинаем наше дистанционное обучение! Как и у вас, у меня это тоже впервые, поэтому будем учиться вместе! Всем успехов, удачи и терпения!На наши...

«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»

Мероприятие - «Литературная гостиная. Творчество Саши Черного и Даниила Хармса» - направлено на воспитание интереса к поэзии, ознакомлению с новым понятием «литературная гостиная&raq...