Литературный досуг Саша Черный
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug-sasha-cherny.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный досуг на тему: «Вместе с Сашей Чёрным»
Подготовительная работа: Рассматривание фотографий Саши Гликберга (Чёрного), знакомство с биографией. Чтение стихов Саши Чёрного. Рисование иллюстраций к стихам. Заучивание стихов.
Материал и оборудование: Иллюстрации, картинки, материал для театрализации, солёное тесто.
Ход досуга:
(Выходит девочка и делает вид, что плачет.)
Ведущий: Визг и слёзы. По дорожке
Мчатся маленькие ножки.
Пляшут бантики на юбке.
Нос горит. Раскрыты губки.
Вот блоха!
Уронила с маком пышку,-
Испугалась пе - ту- ха!..
То ли дело быть мальчишкой-
Ха-ха-ха!
Ведущий: Ребята, отчего девочка плачет? (ответы) Давайте её пригласим на наш весёлый вечерок. (дети приглашают) Ребята, а отчего ещё человек может заплакать? (горе, радость, обидели, оскорбили, ударили, от испуга, одиночества)
Много есть причин, когда можно поплакать.
Дети, а кто написал это стихотворение? Поэт Саша Чёрный. В нашей портретной галерее есть портрет и Саши Чёрного. Давайте его найдём.
Вспомните, это настоящее его имя или нет?
Правильно – это псевдоним, вымышленное имя. А как на самом деле звали поэта?
Александр Михайлович Гликберг.
А почему Саша взял это имя? (ответы детей – В семье было 5 детей, 2 Саши, один – чёрный, другой – белый, отсюда псевдоним))
Ведущий: Молодцы, вы всё помните. Может быть помните, в каком городе родился Саша Чёрный? (Одессе). Давайте из букв, которых у нас очень много составим название города, родину Саши. А где находится этот город? (У Чёрного моря)
В городе, где жил Саша были зверинцы и мальчик часто видел животных в клетках, и задумывался о том, как им там живётся . Когда Саша стал писать стихи он вспомнил свои детские впечатления и у него получилось вот такое стихотворение.
Слоник, слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты всё качаешь головой?
Оттого, что потому, что потому –
Всё я думаю дружок и не пойму…
Не пойму, что человек такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь..
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…
Я принёс тебе из бархата слона.
Он хоть маленький, но милый.
Хочешь? На!
Ведущий: О чём это стихотворение? (Мальчику жалко слона, потому что тому одиноко и неуютно и поэтому мальчик отдал ему свою игрушку)
Но стихи чаще были шуточными, Саша пытался представить, о чём думают животные. Вот одно из стихотворений, называется «Крокодил»
Я угрюмый крокодил
и живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.
Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под баком на полу
Ставят керосинку.
Хоть немного отойдёшь
И пропаришь кости..
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…
На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки
Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.
Я попал на пароход..
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?
Эй, ты, мальчик-толстопуз,
Ближе стань немножко..
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!.
Поиграем в игру, которая называется «руки-звери»
(Дети делятся на пары, пары располагаются на ковре, по команде ведущего одни превращаются в страшного зверя, другие в маленького и трусливого. Правило – нельзя делать друг другу больно. Проиграв один раз, дети меняются местами)
Лев-зайчик, волк-мышонок, слон-котёнок, тигр – ежонок. (Кем детям понравилось быть?)
Ведущий: У Саши Чёрнова была большая семья и она могла быть очень дружной, но отец был очень суровым, часто ругал и наказывал сына, мама была больной и детьми мало интересовалась, поэтому детство у Саши было не очень счастливым.
Но у него было очень много друзей, и о них он тоже написал стихи.
За воротами на лавочке сидим –
Петя, Нюша, Поля, Сима, я и Клим.
Я – большой, а остальные как грибы.
Всех нас бабушка прогнала из избы..
Мы рябинками в избе стреляли в цель,
Ну а бабушка ощипывала хмель.
Что ж…На улице ещё нам веселей:
Веет ветер, солнце в ёлках всё алей.
Из-за леса паровоз дудит в гудок.
Под скамейкой ловит за ноги щенок..
Воробьи уселись кучей на бревно
Отчего нам так сегодня всё смешно?
Червячок ли влезет Симе на ладонь ,
Иль напротив у забора фыркнет конь,
Иль за выгоном заблеет вдруг овца,-
Всё хохочем, всё хохочем без конца..
Ведущий: Ребята, а у вас так бывает? Шалунишек хоть и ругают, но им всё нипочём, они готовы смеяться хоть целый день. Характер у Саши был очень весёлым, он считал, что детям нужно больше радости, хорошего настроения и стихи получались для детей шуточными. Давайте послушаем стих. «Хрюшка»
Хавронья Петровна, как ваше здоровье?
-одышка и малокровье..
-В самом деле?
А вы бы побольше ели!
-Хрю-хрю! Нет аппетита…
Еле доела шестое корыто:
Ведро помоев, решето с шелухою,
Пуд варёной картошки, Миску окрошки,
Полсотни гнилых огурцов,
Остатки рубцов,
Горшок вчерашней каши
И жбан простокваши.
-Бедняжка!
Как вам должно быть тяжко!!!
Обратитесь к доктору Ван-Дер-Флиту,
Чтоб прислал вам капли для аппетиту!
А сейчас для вас игра. Превращаю вас, друзья, в лягушат (шапочки) Лягушки вечером очень любят резвиться и распевать свои песни.
Мы лягушки - кваксы,
Ночь чернее ваксы..
Шелестит трава. Ква!Ква!ква!
Разевайте пасти –
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два? Ква, ква, ква.
Красным помидором
Месяц встал над бором
Гукает сова…Ква, ква, ква1
Под ногами – кочки,
У пруда – цветочки..
В небе синева, Ква!ква!ква.
Месяц лезет выше
Тише – тише – тише,
Чуть-чуть-чуть едва: ква!ква!ква.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, какое время года было любимым у Саши Чёрного? Об этом есть стихотворение. Прослушав его вы сами поймёте, что любил поэт.
Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепёшек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.
Весной всего веселей
Кричать средь зелёных полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.
А летом всего веселей
Вишнёвый обкусывать клей
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки
Но осень ещё веселей!
То сливы сбиваешь с ветвей,
То рвёшь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох…
Стучит молотилка вдали-
И рожь на возах до земли…
Ведущий: Так какое же время года любил Саша? (все времена года хороши)
Каждое по своему прекрасно, у каждого времени года свои прелести.
А теперь давайте поиграем. Вместе расскажем и покажем стихотворение «Скрут» руками. Вставайте в круг.
Кто живёт под потолком?
Дети: Гном!
У него есть борода?
Дети: Да!
И манишка, и жилет?
Дети: Нет!
Как встаёт он по утрам?
Дети: Сам.
Кто с ним утром кофе пьёт?
Дети: Кот!
И давно он там живёт?
Дети: Год!
Кто с ним бегает вдоль крыш?
Дети: Мышь!
Ну а как его зовут?
Дети: Скрут!
Он капризничает, да?
Дети: Ни-ког-да!
Ведущий: Дети, как вы считаете, кто самый храбрый на свете среди животных?
Давайте послушаем стих и посмотрим инсценировку.
Ну- ка, дети! Кто храбрее всех на свете?
Так и знал – в ответ все хором нараспев…
Дети: Лев!
Лев? Ха-ха…Легко быть храбрым,
Когда лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон…
Храбрее все, малыш, мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!
Ведущий: Ну что, ребята, убедились, что мышка самая храбрая и самая смелая на свете?
Хотите попробовать себя в роли мышек? Поиграем в игру «Кот и мыши»
«На лежанке дремлет кот, мыши водят хоровод…»
Порезвились мышки, превратились в детишек и стали приставать к маме:
(мама сидит на стуле, дети вокруг, говорят по очереди)
1-й: Отчего у мамочки на щеках две ямочки?
2-й: Отчего у кошки вместо ручек, ножки?
3-й: Отчего шоколадки не растут на кроватке?
4-й: Отчего у няни волосы в сметане?
5-й: Отчего у птичек нет рукавичек?
6-й: Отчего лягушки спят без подушки?
Мама: Ну отчего у моего сыночка рот без замочка!
Ведущий: Как вы думаете, мамы сердятся на детей из-за того, что дети так любят приставать с разными вопросами? (ответы). Конечно нет Дети и должны всем интересоваться и обо всём спрашивать. Как можно назвать таких детей: любознательными, любопытными, почемучками.
Давайте послушаем маму:
Синий-синий василёк,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же.. Всех синей
Глазки девочки моей.
Ведущий: Ну вот, мама рассказала такое нежное стихотворение, что все дети успокоились, улеглись и начали дремать, и вдруг услышали песню, чью? Догадаетесь, если прочтёте название. А оно спряталось в первых буквах этих слов.
(солнце, ведро, ель, роза, часы, окно, книга)
Что же поёт сверчок, давайте послушаем.
Что поёт сверчок за печкой?
«Тири-тири, надо спать!»
Месяц выбелил крылечко,
Сон взобрался на кровать.
Он в лицо Катюше дышит:
«Ты, коза, закрой глаза»
Катя слышит и не слышит.
За окном шуршит лоза.
Кто там бродит возле дома?
Мишка с липовой ногой.
Дочка сна, колдунья-дрёма?
Чёрт ли с Баблю Ягой?
Ветер просит за трубою:
«Пи! Мне холодно! Пусти!..»
Это что ещё такое?
В лес на мельницу лети..
Катя ждёт, поджав коленки,
Тишина…И вот опять
Друг-сверчок запел со стенки:
«Тири-тири, надо спать!»
И пока ребятки спят, предлагаю из солёного теста вылепить героев стихов Саши Чёрного, сделать выставку рисунков и поделок, пригласить на неё взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.
В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...
Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина
Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...
Работа с родителями.Сценка на Рождество Христово Саши Черного
В документе представленно стихотворение Саши Черного " Рождественнское" с фотоотчетом. И комплекс гинастика на каждый день....
Презентация к стихотворению Саши Черного "Рождественское"
Использование инновационных технологий в логопедии. Автоматизация звука Р и Рь в стихотворении. Иллюстрированный материал - наглядное пособие (Презентация). С таким пособием заучивание наизусть ...
первые дистанционные уроки "Знакомство с Сашей Черным"
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Начинаем наше дистанционное обучение! Как и у вас, у меня это тоже впервые, поэтому будем учиться вместе! Всем успехов, удачи и терпения!На наши...
«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»
Мероприятие - «Литературная гостиная. Творчество Саши Черного и Даниила Хармса» - направлено на воспитание интереса к поэзии, ознакомлению с новым понятием «литературная гостиная&raq...