Фольклорный праздник "Осенние посиделки"
материал (старшая группа)
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К.Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
структурное подразделение детский сад
Фольклорный праздник
«Осенние посиделки»
с детьми старшего дошкольного возраста
группы общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Фёдорова Наталья Николаевна
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Задачи:
Обучающие.
- Углублять знания детей об осени как времени года;
- Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
Развивающие:
- Развивать смекалку, логику, внимание.
- Развивать интерес к народному фольклору.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.
- Воспитывать чувства дружбы, товарищества, командного духа.
Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, интерьер русской избы, музыкальные инструменты, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, атрибуты для игр, каравай.
Ход:
Зал украшен в русском народном стиле. Интерьер русской избы: печка, скамейка, стол. Звучит русская народная мелодия. В зал заходит хозяйка – ведущая.
Хозяйка: Добрый день и поклон вам, гости дорогие!
Давно мы вас ждём – поджидаем:
Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой –
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.
Посмотрите, сколько света,
И улыбок, и гостей!
Это добрая примета,
Значит праздник у дверей!
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать,
Будем радоваться вместе
Веселиться и играть!
Хозяйка: Посмотрю- ка: всё ли тут в порядке…
Чисто, вроде, и пирог есть сладкий.
Эй, подруженьки – подружки,
Веселушки – хохотушки!
Приходите поплясать
Долгий вечер скоротать!
Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»,
в зал заходят девочки и танцуют хоровод
1 девочка : Здравствуй, хозяюшка, прими угощение, (хозяйка расставляет угощения на столе).
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Ох, и богат будет стол сегодня: в ссыпчину да в складчину! Тут и пряники, и пироги, и сушки, и баранки!
2девочка : Спасибо, хозяюшка, мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает!
Хозяйка: Что ж, гостьюшки дорогие, проходите и хозяйку повеселите.
Песня «Самовар».
Раздаётся стук в дверь, в зал заходят мальчики
1мальчик: Здоровья вам, нужны ли мы вам?
2мальчик: Коли надо вам- привечайте нас!
3мальчик: А не надо вам- прогоняйте нас!
Хозяйка: Дорогие гости, счастья вам, добро пожаловать в гости к нам!
Девочки: А что вы умеете делать?
Мальчики : А вот что!
«Во кузнице…»
Инсценировка русской народной песни, мальчики поют и играют на муз. инструментах.
Хозяйка: Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?
1 мальчик: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!
2 мальчик: Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!
3 мальчик: Дома сидеть – ничего не высидеть!
4 мальчик: Решили на людей посмотреть, да себя показать!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем.
Праздник без вас не начинаем!
1 мальчик: А какой праздник отмечаете
Что про осень знаете?
Хозяйка: У людей бывают именины
А у осени – Осенины.
1-й ребёнок: Гроздья алые калина
Наклонилась над водой,
Нынче праздник- Осенины,
День прозрачный, золотой.
2-й ребёнок: Нашей матушке-землице
Низкий отдадим поклон,
И речной воде-Быстрице
Мы поклонимся потом.
3-й ребёнок: Солнце, что вставало рано
Хвалим мы за урожай,
Из муки печём овсяной
Сдобный, пышный каравай.
4-й ребёнок: Разнесётся пусть молва
В горы и равнины,
Как гуляем нынче мы
Эти Осенины.
Песня «Осенины на Руси»
Дети садятся на места.
Хозяйка: Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!
1 девочка: А много гостей – много новостей!
Хозяйка: А каких новостей?
2 девочка: Да, веселых. Вот послушай!
Дети разыгрывают потешки.
Потешки:
- Андрейка, детка, о чем плачешь?
- Об ворота ударился!
- Когда это случилось?
- Вчера!
- А что же ты сейчас плачешь?
- Да вчера дома никого не было!
* * *
- Где ты был, брат Иван?
- В горнице!
- Что делал?
- Петру помогал!
- А что Петр делал?
- Да на печи лежал!
* * *
- Я медведя поймал!
- Так веди его сюда!
- Не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
* * *
Тит: Где баранки, калачи?
1 Ребенок: Не колода лодырь, не пень, Пролежал целых день.
2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.
3 Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
2 Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.
Хозяйка: Что это мы все сидим и гостей не веселим?
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!
Дети исполняют частушки.
Частушки
Все: Мы весёлые частушки
Пропоем сейчас для вас
Громче хлопайте в ладошки
Веселей встречайте нас.
Мальчики: Не ходите, девки, в лес,
Комары кусаются.
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
Девочки: Ахи, ахи, ахоньки,
Наши парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней.
Не видать наших парней.
Мальчики: Пошли девки за малиной,
Да и заплутались.
Как медведя увидали,
Вмиг домой примчались.
Девочки: На веселое гулянье
Парни не явилися.
Они шли через болото
Клюквой подавилися.
Мальчики: Почему кусты густые
Их никто не рубит.
Почему девчонки злые-
Их никто не любит.
Девочки: Ваше поле с нашим рядом,
Но наши ягоды спелей.
Вы поете громко песни,
А мы пляшем веселей.
Все: Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души.
Хороши наши частушки,
И мы тоже хороши.
Хозяйка: Хорошо частушки пели,
Милые ребятки.
Отгадать теперь прошу вас,
Все мои загадки.
Загадки
1. Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят. (Колос.)
2. Выросло из зернышка
Золотое солнышко. (Подсолнух.)
3. Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
4. Тридцать три одежки,
Все без застежки,
Кто их раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
5. Что за овощ с огорода
Нам кричит издалека:
«Дайте мне побольше меда,
А без меда я горька»? (Редька.)
6. Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось,
Сочное, медовое,
С буквой «я» знакомое. (Яблоко)
Хозяйка: Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки.
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
Игра «Собери урожай» (овощи на щи, фрукты на компот).
Хозяйка:
Давайте поиграем с вами в русскую народную игру, которая называется «Капуста».
Игра «Капуста»
Хозяйка: А сейчас мы для души все послушаем стихи.
Стихи:
1-й ребёнок: Осень золотая в гости к нам пришла Жёлтыми листочками землю убрала Яркой, рыжей краскою клёны разукрасила, На кусты надела золотые платьица.
2-й ребёнок: Вновь осенняя пора
Ветром закружила.
Чудо-красками она
Всех заворожила.
3-й ребёнок: Посмотри, какой ковер
Листьев у порога,
Только жаль, что светлых дней
Осенью немного.
4-й ребёнок: Дождь идет по всей земле,
Мокрая дорога.
Много капель на стекле,
А тепла немного.
5-й ребёнок: Утром иней на траве,
Ярче зелень сосен,
Потому что на дворе –
Золотая Осень.
6-й ребёнок: Осень золотистая листья разукрасила.
И калины ягоды в красный цвет окрасила.
Солнышко осеннее слабо пригревает.
Птицы перелётные к югу улетают.
7-й ребёнок: Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
8-й ребёнок: Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
9-й ребёнок : Знают все, что щедра Осень золотая,
И богата она чудо - урожаем!
Огурцы и помидоры, есть морковка и салат…
Лук на грядке, перец сладкий и капусты целый ряд!!!
Игра –эстафета «Веселый огород».
Делятся на 2 команды по 4 человека. Первые бегут с рулем вокруг обруча. Вторые с корзинками подбегают к обручу и выкладывают овощи(сажают), третьи с лейкой поливают, четвертые с корзинами собирают овощи. Побеждает команда выполнившая задание первой.
Хозяйка: Вот как мы умеем веселиться,
Веселиться каждый рад!
Исполнить русский танец
Приглашаю всех ребят!
Ребёнок: Эй, друзья, идите в круг,
Смело, без опаски.
Нам сегодня лучший друг-
Тот, кто любит пляски!
Танец « Русская парная пляска»
Хозяйка: - Ай да праздник у нас!
Осенины просто класс!
Хозяйка: А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов.
Выносит хозяйка каравай.
Хозяйка : Свети, свети месяц, нашему караваю!
Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!
Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,
Крепкого здоровья набирайтесь!
Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.
Мы для вас подносим, кланяемся низко,-
Полюбить нас просим, как велит обычай,
Хлеб и соль подносим.
Хозяйка : Я приглашаю вас на чай.
«С чая лиха не бывает» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-402602-1392488420.jpg)
Фольклорный праздник "Посиделки"
Фольклорный праздник "Посиделки", проведенный совместно с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-547014-1418054740.jpg)
Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе
Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе Цель:· сделать зону психологического удобства;·...
Фольклорный праздник " Посиделки"
Фольклорный праздник " Посиделки" для детей подготовительных групп. Рекрмендуется для кружковой работы по патриотическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-574308-1680490545.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-376868-1401990317.jpg)
Фольклорный досуг Посиделки
Приобщение к традиционной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, считалок....