Проект "Русский народный костюм"
проект (подготовительная группа)
Творческий, познавательно-исследовательский, двухнедельный проект для подготовительной группы "Русский народный костюм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkiy_narodnyy_kostyum.docx | 359.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русский народный костюм»
Паспорт проекта «Русский народный костюм»
Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 2-х недельный.
Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Образовательная область: интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическая, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Актуальность:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Известно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей её благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья.
Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Цель проекта:
воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма;
формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма
- Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильмов: «Морозко», «Аленький цветочек», «Сказка о Царе Салтане», «Василиса Прекрасная»; НОД по теме «История русского народного костюма», «Русский платок», «Русский сарафан»; ситуативного разговора «Русский народный костюм»
- Развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание, память
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Крошечка Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о Царе Салтане», ситуативных разговоров, продуктивной деятельности
- Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей, обсуждения русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, подбор иллюстраций для изготовления альбома, изготовление кокошников для девочек
- Разучить русскую народную подвижную игру «Наш платочек голубой», «Венок», «Иголка, нитка, узелок»
- Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий
Предварительная работа:
- Беседы об истории русского народного костюма
- Рассматривание иллюстраций к сказкам «Курочка Ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»
- Беседы с детьми о русских народных костюмах, элементах одежды (женская одежда, мужская одежда)
- Загадки, пословицы, поговорки об одежде
- Выставка кокошников, сделанных совместно с родителями
- Выставка кукол в одежде разных национальностей
- Просмотр мультфильмов «Морозко», «Аленький цветочек», «Сказка о Царе Салтане», «Василиса Прекрасная»
- Чтение с детьми литературы
- Игры: «Найди и покажи», «Вот платочек расписной», «Наш платочек голубой», «Достань платочек», «Заря-заряница»
- Рассматривание элементов русских народных костюмов (косоворотка, картуз, сарафан, кокошник, лапти, сапоги)
Беседы с детьми о русских народных костюмах, элементах одежды (женская одежда, мужская одежда)
Роль родителей в реализации проекта: посещение концерта вместе с детьми, где артисты выступали в русских народных костюмах; помощь в изготовлении кокошников, помощь в подборе иллюстраций для изготовления альбома «Русский народный костюм», нахождении материала об истории русского народного костюма; разучивание с детьми пословиц, поговорок об одежде (приложение 1);
Презентация проекта: конкурс на лучший кокошник «Кокошник – забытая корона русских красавиц», итоговый квест совместно с культурно-досуговым центром города «Русский народный костюм».
Этапы проекта:
1 этап. Поисковый.
Подбор информации об истории русского народного костюма, чтение художественной литературы, использование информационных технологий в поисках информации. Поиск фото, видео материалов об элементах женской и мужской одежды. Поиск игр, загадок, пословиц, поговорок, стихов, музыки.
2 этап. Аналитический.
- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
- Составление конспектов занятий и подготовка к выставке (приложение 2).
- Подбор стихов, загадок, песен (приложение 3).
- Подбор традиционных и нетрадиционных способов рисования, лепки и аппликации.
- Подбор книг, иллюстративного материала, видео материала о русском народном костюме.
- Подбор игр.
- Подбор музыкального репертуара.
- Привлечение родителей к текущему проекту.
3 этап. Практический.
«Физическая культура»:
• Подвижная игра «Наш платочек голубой», «Достань платок», «Заря-заряница», «Вот платочек расписной», «Нитка, иголка, узелок»
«Социализация»:
1. Игровая деятельность
• Дидактическая игра «Части - целое»
• Дидактическая игра «Найди отличия»
• Дидактическая игра «Собери картинку»
• Игра «Одень куклу»
Игра «Найди и покажи»
2. Театрализованная деятельность
• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
3. Просмотр мультфильма «Морозко»
«Труд»:
Ситуативный разговор «Плетение лаптей»
обучение основам ткацкого дела
«Познание»:
Непосредственно образовательная деятельность
• Формирование целостной картины мира по теме «Русский народный костюм»
• Конструктивная деятельность «Сарафан» (из бумаги)
«Чтение художественной литературы»:
Восприятие русской народной сказки «Царевна лягушка»
Восприятие русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть»
«Коммуникация»:
1. Ситуативный разговор «Русский народный костюм»
2. Заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок
«Художественное творчество»:
- Продуктивная деятельность
• Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)
• Рисование «Укрась платок»
• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Крошечка-хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба»
Продуктивная деятельность.
- Дети печатками наносят узор на ткань. Делают её набойной.
- Нетрадиционная техника рисования (приём – отпечаток).
- Украшение платка.
- Украшение косоворотки с помощью шерстяных ниток.
- Пластилинография.
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по реализации проекта.
Конкурс на лучший кокошник «Кокошник – забытая корона русских красавиц».
Изготовление альбома «Русский народный костюм».
Каждая страничка альбома обшита детьми вручную.
Защита проекта в форме квеста «Русский народный костюм» совместно с культурно-досуговым центром.
Приложение 1
Пословицы и поговорки об одежде
- По одёжке протягивай ножки.
- По одежке встречают, по уму провожают.
- Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.
- Без порток, а в шляпе.
- Салоп на меху, а рыльце в пуху.
- Курочку не накормишь, а девушку не нарядишь.
- Два обеда враз не съешь и два платья не наденешь.
- Сапоги с одной ноги, да и те без подметок.
- Тяжелы барские обноски.
- Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.
- Наряди пень в ясный день, так и он хорош.
- Имеет доху на рыбьем меху.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Ни рожи, ни кожи, да в богатой одёже.
- Соболья шуба впереди себе двери открывает.
- Коль зашла пола за полу, так и зашла, а не зашла — не натянешь.
- Не дорого дан, не больно и жаль.
- Как принарядился, так и возгордился.
- Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо.
- Ношено — переношено и брошено.
- Платье новое да заплаты старые.
- Портниха подгадит, утюг разгладит.
- Сапожник без сапог, портной без порток.
- Достались от жилетки рукава.
- Неладно скроен, да крепко сшит.
- Укоротишь — не воротишь.
- Гол, как сокол.
- Одежда лучше новая, а друг — старый.
Приложение 2
НОД в подготовительной группе «Русский платок»
Цель:
Приобщить дошкольников к русской народной культуре.
Задачи:
- Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.
- Дать представления об истории возникновения платка.
- Познакомить с Павловским платком.
- Показать детям, что платок можно использовать как современный аксессуар одежды.
- Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Материал:
Сундук, проектор, платки, слайды с изображением станков и платков, заготовки для платков на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель.
Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный …
Дети.
Платок!
Музыкальный руководитель.
Да. Это платок. Давайте посмотрим.
Дети рассматривают платки разной расцветки
Музыкальный руководитель.
Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Показ слайдов)
Давным-давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках, украшали их вышивкой, ленточками (Показ слайдов). Позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад – это город недалеко от Москвы.
В рисунках Павловских платков преобладают пышные букеты и гирлянды.
Изготовители павлопосадских платков придумывали для каждого платка свои узоры из полевых и садовых цветов. Это создавало для тех, кто носил эти платки, праздничное настроение, тепло лета. Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Не обходился на Руси праздничный женский костюм без красивого, красочного платка.
В старину платки не только носили как украшение, но и играли с ним.
Русская народная игра «Достань платочек»
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или палке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
И ещё игра с платком
Дети ходят по залу, воспитатель говорит:
Вот платочек расписной,
Он волшебный, не простой,
Буду с детками играть,
Всех платочком накрывать.
Воспитатель накрывает любого ребёнка платком, музыкальный руководитель подаёт сигнал колокольчиком, все остальные встают и подходят к платку, угадывают, кто спрятался под ним.
Музыкальный руководитель.
Платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придаёт привлекательность и неповторимость. Сейчас я расскажу и покажу, как можно носить современный платок.
Демонстрация моделей:
«Нарядный бант»
«Платочек-шарфик»
«Ожерелье»
«Браслет»
Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки. Дома украсьте своих мам и бабушек.
Воспитатель.
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков. Мы с вами будем украшать платочки. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый.
Воспитатель с детьми проходят в группу. Дети украшают платочки, придумывая свой узор.
Итог занятия:
- С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно использовать платок в современной одежде?
«Не забывайте русские традиции. Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди!»
Приложение 3
Загадки о русской народной одежде
Каждый день по утру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся… (Сарафан)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это?...(Рубашка)
Днём обручем,
Ночью змеёй. (Пояс)
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи... (Платок)
Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (Кокошник)
Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать... (Фуражку)
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти)
Два арапа, родные брата,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги)
Треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Стихи о русской народной одежде
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.
На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла.
Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.
Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!
Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.
Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.
После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.
Свадебное пышное убранство
Шили долго, с редким постоянством:
Сарафан, рубаху, душегрею
Украшали, денег не жалея.
Соблюдая строгие обряды,
Берегли венчальные наряды,
Их передавали по наследству,
Напрокат давали по соседству.
Был у жён спокойный, кроткий норов,
Много разных головных уборов:
Кики и кокошники-сороки,
Венчики с каменьями и роги.
Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда.
Не найдёшь нигде! Да и не надо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....
Проект "Русский народный костюм"
Как одевались в старину русские люди....
Проект "Русский народный костюм"
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...
Проект "Русский народный костюм"
ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...
Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.
Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...
Проект " Русский народный костюм"
Проект " Русский народный костюм"...
- Мне нравится (1)