Международный день толерантности» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Белюсева Олеся Валерьевна

16 ноября в России отмечается День толерантности. Этот праздник отмечают более чем в ста странах мира. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_2019.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Международный день толерантности» в старшей группе

Тема дня: «Будем жить друг друга уважая».

Девиз дня: «Доброта спасёт мир», «Не важны для нас цвет кожи и цвет глаз – игра объединяет нас!

Цель:

 Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «толерантность».

2. Способствовать духовно-нравственному развитию детей.

3. Воспитывать вежливое отношение к сверстникам.

4. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!»

На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.

16 ноября в России отмечается День толерантности. Этот праздник отмечают более чем в ста странах мира. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по-разному.

- Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;

- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);

- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;

- Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

- Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Просмотр презентации про толерантность.

Если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.

Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете, что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность, но сначала я расскажу вам одну историю.

Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность, которое означает терпимость, сочувствие, понимание. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Чтобы других мы смогли понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать,

С добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

Ребята, а в какой стране живем мы?

Мы с вами живем в многонациональной стране - России. Мы отличаемся цветом кожи: кто-то смуглый, кто-то белокожий; цветом глаз: у кого-то голубые, у кого-то карие и зеленые; цветом волос: брюнеты, шатены, блондины. Отличаемся мы и характером: кто-то веселый, кто-то грустный; одни говорят на русском языке, другие на английском, немецком, украинском. И несмотря на то, что мы все разные по цвету кожи, у каждого из нас есть свой родной язык, мы должны относиться друг к другу терпимо, с уважением, спокойно, без вражды, ценить и дорожить дружбой. Ребята, а как вы относитесь друг к другу?

Правильно. А все качества, которые вы перечислили, такие как терпение, взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, уважение называют одним словом - толерантность. Большинство россиян - добрые, отзывчивые, щедрые люди, готовые прийти на помощь и друзьям, и совсем незнакомым людям, попавшим в беду. И мне очень хочется чтобы вы никогда не теряли качества: терпимость к другой национальности, цвету кожи, отличной от вашей; сострадание к слабому, независимо на каком языке он говорит; щедрость и заботу по отношению к людям, имеющим какие - либо особенности. Если все мы будем дружными, добрыми, щедрыми, заботливыми, терпимыми друг к другу - все эти качества и есть толерантность. Тогда наша Россия останется великой и могучей страной, а россияне будут счастливыми людьми.

Сказка про толерантность.

Игра «Научи меня говорить»

Участники принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящих (общаемся с помощью жестов и мимики)

Рисование: «Мой друг».

Чтение: стихотворений и беседа после прочтения.

1. Вот взгляните – это ёж.

На других он не похож.

Колючки есть у всех ежей.

А этот, представляете,

Родился с шубкой из кудрей

И цветом солнца раннего.

Он был как спелый апельсин

Кудрящки так сверкали.

В лесу он был такой один,

Все сразу замечали.

Ёж только выйдет за порог,

Смеялись даже пташечки –

Клубком кататься он не мог

Пружинили кудряшечки…

Ёж всех любил в своём лесу

Зверей, букашек маленьких,

И даже хитрую лису,

И уважал всех стареньких.

Он не такой как все ежи…

Но разве это – важное? –

Любовь, тепло его дущи

Согреют сердце каждое!

2. А это девочка – сова.

Она с рождения глуха.

У сов обычно чуткий слух,

А бедная малышка

Зароется в свой мягкий пух,

Во сне ей снится мышка.

Она хотела бы играть,

Да ничего не слышит.

Помог ей слухоаппарат,

Что подарили мыши.

Всего лишь тонкий проводок

Ей прикрепили к ушку,

И вот теперь она для всех

Весёлая подружка.

Она хохочет день – деньской

И весело играет.

А этот добрый проводок

Никто не замечает.

3. Пришёл котёнок к нам слепой.

Он грустно так мяукал.

И в тихой песенке его

Лишь жалобные звуки.

Ему надели мы очки –

Он в красках мир увидел

А то, что знатный он певец

Никто и не предвидел.

Поёт котёнок день и ночь

На дереве и крыше.

Послушать музыку не прочь

Не только птицы, - мыши!

А то, что носит он очки

Для всех друзей не важно.

В очках котёнок наш слепой

Стал смелым и отважным!

4. В лесу избушке жили мишки

Три мишки, словно в старой книжке

Один из них был бел как мел,

«Полярный» прозвище имел.

Другой медведь был с шёрсткой бурой

Хоть с той же мишкиной фигурой.

А третий медвежонок

Пандой был.

Тростник, он словно мёд, любил.

И отличался чёрно – белой грудкой

Наш добрый и затейливый мишутка.

И жили мишки очень дружно,

Любили спать, гулять, играть

И, как положено медведям,

Конфетку – лапу пососать.

И отношения медвежьи

Были так искренни и нежны,

Что позавидовать им мог

Любой в стране лесной зверёк.

Пусть шёрстка разная, ну что с того!

Они все мишки, больше ничего.

Дружили мишки и не замечали,

Что друг от друга отличались.

- Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои?

Что вы чувствовали по отношению к ним? Хотелось ли вам помочь этим людям?

Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?

-Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.

А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид»(Больной, нездоровый, особенный).

- Ребята, чем мы можем помочь детям – инвалидам (например: читать и рассказывать сказки, совместно играть, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзываться)

Игра«Лабиринт заботы» - Создаётся пара, один играет роль ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем по маршруту, построенному из детей, взявшихся за руки. Затем дети меняются ролями.

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов» - дети садятся на ковёр и передовая друг другу мяч говорят вежливые слова.

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладошки, а если злой, топаете ногами.

Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная Шапочка , Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Ребята, послушайте стихотворение. Догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (Спасибо.)

-Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

- Когда нас бранят за шалости, говорим … (Простите, пожалуйста.)

- И во Франции, и  в Дании на прощание говорят… ( До свидания!)

Я буду загадывать вам загадки, если загадка о добре и вежливости, то в ответ на нее надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

- Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

- Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

- Кто опрятный и веселый

Спозаранку мчится в сад?

- А во вчерашний понедельник,

 Кто был грубый и бездельник?

- Ну а кто всегда поможет,

Друга вызволить, кто сможет?

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы  должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Давайте, друзья, встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друг друга.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко» 
Мальчик вежливый, понятливый, 
Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко.
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – (Извините).

Трясогузка с бережка,
Уронила червяка.
И за угощенье рыба

Ей пробулькала (Спасибо!)

Олениху в два часа,
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали (Добрый день!)

На закате мотылёк,
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю (Добрый вечер!)

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем (До свиданья).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова. Но также еще необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, всегда должны прийти на помощь, давайте творить добро каждый день.

Воспитатель:

Если тебя обидел товарищ,

Не торопись ему отомстить.

Попытайся не раздражаясь,

Неправоту его ему объяснить.

Не отвечай злобой на злобу.

Сдержанным будь всегда.

В этом случае насилью любому

Дать отпор ты сумеешь тогда.

А теперь сыграем в русскую игру «Заря-заряница».

Пришло время сказать друг другу «До  свидания» с новой  надеждой на встречу. Ведь  без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем: «Если каждый будет друг другу  терпим, Мы сделаем вместе толерантным наш мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Досуг: " Международный День Птиц" для старшей группы.

Музыкально-познавательный досуг с песнями, развивающими, подвижными играми. Продуктивная деятельность-оригами....

Сценарий праздника «День толерантности» для старших групп детского сада

Готовый сценарий для проведения праздника, посвященного Дню толерантности  для старших групп ДОУ. Включает в себя подборку стихотворений, музыкальных номеров....

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ» ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие понимания детей , что все люди разные , но для того, чтобы уметь общаться и жить в социуме, необходимо быть толерантным....

Отчет «Международный день семьи» в старшей группе №4 «Колобок» МБДОУ № 6 «Улыбка» ЗМР РТ Воспитатели: Романова М.А. Новикова Т.А.

Отчет «Международный день семьи» в старшей группе №4 «Колобок» МБДОУ № 6 «Улыбка» ЗМР РТВоспитатели: Романова М.А.Новикова Т.А....

День толерантности в старшей группе

Формирование культуры межличностных отношений между детьми....

День толерантности в старшей группе МДОУ "Детский сад п. Коминтерн"

16 ноября - День толерантности!День толерантности в старшей группе МДОУ "Детский сад п. Коминтерн" прошёл под девизом "Доброта и милосердие спасут мир!"В течение дня были организов...

тематический день "Международный день "Спасибо" в старшей группе

laquo;Всемирный день «Спасибо» сегодня отмечаем. И говорим: Спасибо! - Всем, кто нас окружает»....