Экологический досуг "Путешествие в лес"
план-конспект занятия (средняя группа)
Экологический досуг "Путешествие в лес"
Цель: формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе.
- расширять знания о лесе и его обитателях;
- закреплять правила поведения на природе.
Демонстрационный материал:
- шапочки с изображением птиц, зверей, деревьев ;
- картинки с изображением деревьев;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- плакат с изображением насекомых,
- контуры цветов, поляна-ватман;
- Ватман-фон для «оживающей картинки».
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем с вами в лес. На чем можно добраться? (Ответы детей). Хорошо, едем на поезде.
(Дети с воспитателем, выполняя движения соответственно тексту песенки добираются с прогулочной площадки до места проведения - полянку у избушки Бабы Яги).
Отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)
Воспитатель па дереве находит письмо, читает.
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнёт.
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт.
Кто всегда, всегда в лесу,
Уважает тишину.
Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лесу.
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по запрещающим знакам)
- Почему нельзя ломать ветки?
- Почему нельзя разорять гнезда?
Дети читают стихи
1.Гнездо на ветке - птичий дом.
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй.
И никому не позволяй.
- Почему нельзя выбрасывать мусор?
2.Чтобы было по лесу приятно гулять.
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет.
И беда всех людей настигнет.
- Почему нельзя разводить огонь?
3.Нельзя костёр бросать в лесу,
Костёр в лесу несёт беду.
Пожар в лесу может случиться.
Без дома будут зверь и птица.
- Если мы не будем соблюдать правила, мы сохраним лес? (нет)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое лес? Дети отвечают.
- Какие стихи вы знаете о деревьях?
1.Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зелёный.
Значит, я выносливый.
Значит, закалённый.
2.Ёлка, ёлка,
Ёлочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
3.Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый,
За косичку дёрнул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Воспитатель: Смотрите, ребятки, лес ещё какое-то письмо приготовил. (Загадывает загадки):
1.Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
2.Не берёза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
3.Надела к осени оранжевые бусы
С немного горьким, но приятным вкусом.
Зимою ими сможет насладиться,
Снегирь, пичуга, сойка и синица. (Рябина)
Воспитатель: С помощью стихов и загадок мы выяснили, какие деревья растут в нашем лесу.
Воспитатель: Предлагаю вам игру «1-2-3 - к дереву беги».
Ход игры. Дети шагают по кругу со словами: «По кругу шагаем, деревья примечаем», по сигналу воспитателя: «1-2-3 - к дереву беги» бегут к названному дереву.
Воспитатель: Молодцы, правильно узнали все деревья. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Воспитатель: Что вы услышали, какие голоса? (Ответы детей) К нам прилетели птицы? Дети в шапочках птиц читают стихи.
Грач
Лишь зажурчат весной ручьи,
Спешат на родину грачи.
Где отчий дом, где все родней,
Где даже червяки вкусней.
Синица
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица:
С жёлтой грудкой пуховой
Шустрая СИНИЦА.
Сова
Днём, когда в лесу светло,
Спать ложусь в своё дупло.
А напустит ночь дремоту –
Вылетаю на охоту.
Воспитатель: Послушали голоса птиц, стихи о них. Предлагаю подвижную игру «Совушка».
Ход игры. В «гнездо совы» становится ребёнок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».
Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.
На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.
На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в своё «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу. А кто ещё же прячется от нас в лесной глуши? (Дети в шапочках читают стихи)
Белка
Наигравшись в прятки,
Рыжие бельчатки
Шишку шустро потрошат
И орешками шуршат.
Ёж
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной —
Ёжик добрый, а не злой.
Заяц
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Воспитатель: Пусть звери спокойно живут в лесу, а мы поиграем в музыкальную игру «У оленя дом большой».
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку, ребёнок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)
В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)
В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их,
Без всякой подсказки.
(Ромашки)
С синевою неба дружат,
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.
Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу? (Выставляя плакат)
А какие насекомые в нем живут? (Ответы детей). Аня загадает вам загадку.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Воспитатель: Молодцы, отгадали. А сейчас мы с вами превратимся в кузнечиков и разомнёмся, сделаем зарядку «Поднимайте плечики…»
Поднимайте, плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
(Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
(Приседания)
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что шуметь в лесу нельзя. А что ещё нельзя и что можно? Поможет нам разобраться в этом и запомнить игра «Да - нет». Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Воспитатель: Мы с вами в лесу побывали, что таится в нём узнали. А чтобы радовал нас лес, мы должны его охранять и беречь.
Ребёнок читает стихотворение, а воспитатель выставляет объекты природы, оживляя картинку.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
3 .
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
(Звучит песня «Подари улыбку миру» сл. О. Сазоновой, муз. АЛ. Варламова.)
Воспитатель: Обращая внимание детей на картину «Земля после пожара». Ребята, мы увидели, что деревьев стало меньше. Как мы можем сейчас помочь лесу? (нарисовать деревья). Сейчас мы вернёмся на свою площадку, к столикам и нарисуем деревья.
Рисование дерева
Посмотрите, какие деревья можно нарисовать. (Показ образца с разными деревьями - дуб, берёза, клён)
1 этап – Берём лист и в центре на одной половине мазками наносим краску. Возьмите зелёные тона.
2 этап – Складываем лист, поглаживаем его.
3 этап – с помощью волшебного заклинания «Пона - мона – кона» раскрываем лист, получилась – крона (ствол и ветви можно пририсовать потом).
- Что дерево спрятало от людей? (корни)
Какие красивые у вас получились деревья! Скажи, пожалуйста, какое дерево ты нарисовал? (опросить ребят). Теперь подарим наши деревья лесу. Ребята! Лес вас благодарит.
Составил и провели: Бовсуновская Т.Н. Криставчук В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...