Экологический досуг "Путешествие в лес"
план-конспект занятия (средняя группа)

Экологический досуг "Путешествие в лес"

 Цель: формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:
- развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
-  воспитывать бережное отношение к природе.

- расширять знания о лесе и его обитателях;
- закреплять правила поведения на природе.

Демонстрационный материал:
- шапочки с изображением птиц, зверей, деревьев ;
- картинки с изображением деревьев;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- плакат с изображением насекомых,
- контуры цветов, поляна-ватман;
- Ватман-фон для «оживающей картинки».

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем с вами в лес. На чем можно добраться? (Ответы детей). Хорошо, едем на поезде.

(Дети с воспитателем, выполняя движения соответственно тексту песенки добираются с прогулочной площадки до места проведения - полянку у избушки Бабы Яги).

Отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)

 

Воспитатель па дереве находит письмо, читает.


  Мне по нраву только тот,
  Мир лесной кто бережёт.

  Тот, кто веток не ломает,
  Тот, кто птичку не спугнёт.

  Мухомор сшибать не станет,  
  И костёр не разведёт.

  Кто всегда, всегда в лесу,
  Уважает тишину.

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лесу.

- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по запрещающим знакам)

- Почему нельзя ломать ветки? 

 - Почему нельзя разорять гнезда?

 Дети читают стихи

1.Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй.

И никому не позволяй.

- Почему нельзя выбрасывать мусор?

2.Чтобы было по лесу приятно гулять.

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет.

И беда всех людей настигнет.

- Почему нельзя разводить огонь?

3.Нельзя костёр бросать в лесу,

Костёр в лесу несёт беду.

Пожар в лесу может случиться.

Без дома будут зверь и птица.

- Если мы не будем соблюдать правила, мы сохраним лес? (нет)

Воспитатель:  Как вы думаете, что такое лес? Дети отвечают.

- Какие стихи вы знаете о деревьях?

1.Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Я стою зелёный.

Значит, я выносливый.

Значит, закалённый.

2.Ёлка, ёлка,

Ёлочка,

Вершинка –

Что иголочка!

С буйным ветром

Борется,

Дотронешься –

Уколешься!

3.Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый,

За косичку дёрнул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

Воспитатель: Смотрите, ребятки, лес ещё какое-то письмо приготовил. (Загадывает загадки):

1.Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

2.Не берёза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)

3.Надела к осени оранжевые бусы

С немного горьким, но приятным вкусом.

Зимою ими сможет насладиться,

Снегирь, пичуга, сойка и синица. (Рябина)
Воспитатель: С помощью стихов и загадок мы выяснили, какие деревья растут в нашем лесу.

Воспитатель: Предлагаю вам игру «1-2-3 - к  дереву беги».

Ход игры. Дети  шагают по кругу со словами: «По кругу шагаем, деревья примечаем», по сигналу воспитателя: «1-2-3 - к  дереву беги»  бегут к названному дереву.

Воспитатель: Молодцы, правильно узнали все деревья. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Воспитатель: Что вы услышали, какие голоса? (Ответы детей) К нам прилетели птицы? Дети в шапочках птиц читают стихи.

Грач

Лишь зажурчат весной ручьи,
Спешат на родину грачи.
Где отчий дом, где все родней,
Где даже червяки вкусней.

Синица

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица:
С жёлтой грудкой пуховой
Шустрая СИНИЦА.

Сова

Днём, когда в лесу светло,
Спать ложусь в своё дупло.
А напустит ночь дремоту –
Вылетаю на охоту.

Воспитатель: Послушали голоса птиц, стихи о них. Предлагаю подвижную игру «Совушка».

Ход игры. В «гнездо совы» становится ребёнок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».

Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.

На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.

На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в своё «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.

Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу. А кто ещё же прячется от нас в лесной глуши? (Дети в шапочках читают стихи)

Белка

Наигравшись в прятки, 
Рыжие бельчатки 
Шишку шустро потрошат 
И орешками шуршат.

Ёж

Серый ёжик весь в иголках, 
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной —
Ёжик добрый, а не злой.

   Заяц

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

Воспитатель: Пусть звери спокойно живут в лесу, а мы поиграем в музыкальную игру «У оленя дом большой».

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку, ребёнок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)

В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их,
Без всякой подсказки.
(Ромашки)

С синевою неба дружат,
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.

Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.

Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу? (Выставляя плакат)

 А какие насекомые в нем живут? (Ответы детей). Аня загадает вам загадку.

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)

Воспитатель: Молодцы, отгадали. А сейчас мы с вами превратимся в кузнечиков и разомнёмся, сделаем зарядку «Поднимайте плечики…»

Поднимайте, плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
(Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
(Приседания)
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что шуметь в лесу нельзя. А что ещё нельзя и что можно? Поможет нам разобраться в этом и запомнить игра «Да - нет». Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костёр,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Воспитатель:   Мы с вами в лесу побывали, что таится в нём узнали. А чтобы радовал нас лес, мы должны его охранять и беречь.

Ребёнок читает стихотворение, а воспитатель выставляет объекты природы, оживляя картинку.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

3 .

Давайте будем беречь планету!

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

 (Звучит песня «Подари улыбку миру» сл. О. Сазоновой, муз. АЛ. Варламова.)

Воспитатель:  Обращая внимание детей на картину «Земля после пожара». Ребята, мы увидели, что деревьев стало меньше. Как мы можем сейчас помочь лесу? (нарисовать деревья). Сейчас мы вернёмся на свою площадку, к столикам и нарисуем деревья.

 Рисование дерева

Посмотрите, какие деревья можно нарисовать. (Показ образца с разными деревьями - дуб, берёза, клён)

1 этап – Берём лист и в центре на одной половине мазками наносим краску. Возьмите зелёные тона.

2 этап – Складываем лист, поглаживаем его.

3 этап – с помощью волшебного заклинания «Пона - мона – кона» раскрываем лист, получилась – крона (ствол и ветви можно пририсовать потом).

- Что дерево спрятало от людей? (корни)

Какие красивые у вас получились деревья! Скажи, пожалуйста, какое дерево ты нарисовал? (опросить ребят). Теперь подарим наши деревья лесу. Ребята! Лес вас благодарит.

 

                                                 Составил и провели:  Бовсуновская Т.Н. Криставчук В.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...