Изготовление лэпбука Моя семья
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №42
Приморского района г. Санкт-Петербурга
.
Изготовление лэпбука «Моя семья»
Воспитатель
высшей категории:
Соколова И.А.
Санкт-Петербург
2022г.
Изготовление лэпбука «Моя семья».
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
Актуальность
Актуальность данного пособия заключается в том, что в современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье.
Сплочение семьи, сближение взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться не только брать, но отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
В современном мире институт семьи постепенно утрачивает свои позиции.
Понятие семьи, ее важность, к сожалению уже не так значимы. Мы, взрослые,
должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и
уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и
дому.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности – это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей.
Необходимость создания методического пособия «Моя семья» была обусловлена вышеперечисленными факторами.
Цель методической разработки –сформировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о близких в семье.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;
-формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;
-формировать желание у родителей и детей к изучению семейных ценностей и традиций.
Развивающие:
-развивать творческо-познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребёнка;
-развивать речевую активность у детей, побуждать к рассуждению;
-развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
-повышать активность участия родителей в жизни группы;
-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Ожидаемый результат от использования данного методического пособия в системе дошкольного образования:
- Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
- Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
- Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях, организуемых в группе и детском саду.
Подробнее остановимся на творческом процессе возникновения методического пособия «МОЯ СЕМЬЯ»:
- Подбираем материал для изготовления лэпбука.
- Собираем книжку-раскладушку и оформляем обложку.
- Наполняем папку дидактическими играми, вложенными в специально подготовленные для них конверты.
- Центральное место в папке занимает игра «Семейное древо».
- Игра представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста.
- Из них, используя макет семейного древа, можно выложить свою семью, рассказать о ней.
- Следующая игра «Помоги маме собрать игрушки». Она помогает в развитии речи ребенка, развивает память, внимание, мышление; воспитывает уважение к матери, потребность помогать маме.
- «Профессии». Цель игры - продолжать формировать интерес к членам семьи; побуждать детей рассказывать о профессиях членов своей семьи.
- «Периоды жизни человека». Цель игры – познакомить детей с периодами жизни человека.
- «Найди тень». Игра помогает развитию речи, зрительного восприятия детей, внимания и логического мышления; учит находить заданные силуэты и закрепляет знания детей о предметах мебели.
- «Пазлы – собери картинку»
- «Загадки»
- «Семья – это…». Эта игра помогает акцентировать внимание детей на то, что счастливая семья – это семья, в которой присутствуют такие составляющие, как любовь, внимание, забота, уважение…
- «Клубочек волшебных слов». В ходе игры дети наматывают на клубок нить из «волшебных слов», которые они скажут своим родным и близким.
- Подключаем к работе над лэпбуком детей и родителей.
- Вместе с детьми готовим дидактическую игру «Подарки». В преддверии Нового года, говорим о том, что нужно подготовить всем членам семьи подарки. Детям раздаются рекламные буклеты из магазинов, а они должны вырезать из них подарки для всех членов своей семьи. Далее из этих картинок создается дидактическая игра, выполненная руками детей. Во время игры ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок, аргументируя свой выбор.
- Просим родителей подготовить подборки материалов на следующие темы:
- «Стихи о семье»,
- «Раскраски»,
- «Пословицы и поговорки»,
- «Рассказы и сказки о семье».
- Предлагаем родителям поделиться семейными фотографиями из своего семейного альбома и создать вместе с ребенком свое «Семейное древо».
Интерактивное игровое пособие лэпбук постоянно добавляется, пополняется новым материалом, используется как в самостоятельной деятельности детей, так и в непосредственной образовательной деятельности.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а особый характер носит игра, которую дети создают сами. Лэпбук поможет быстро и эффективно усвоить информацию и закрепить изученное в занимательно - игровой форме. Это хорошая форма, позволяющая привлечь родителей к совместному сотрудничеству детей и взрослых.
Чтобы игра давала результаты, мы - взрослые: и родители, и воспитатели, должны играть вместе с детьми, тем самым воспитывая в них самостоятельность и инициативу, учить находить правильные решения.
Таким образом, с помощью игровой деятельности мы закладываем основы воспитания и хотели бы надеяться, что посредством игры воспитываем настоящих патриотов.
Литература:
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 - № 12 - с. 6-11
4. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
5 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»
Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

Мастер-класс «Организация работы детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по средствам изготовления лэпбуков»
Лэпбук - эффективная педагогическая технология, позволяющая активизировать творческий потенциал ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, интереса к исследовательской деятельности, результа...
Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука».
Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука»....

Что такое ЛЭПБУК? Использование и изготовление лэпбука по экологическому воспитанию "Вода"
ЛЭПБУК (lap book), как можно заметить из названия - изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее способ организации учебного материал...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению лэпбука : "Знакомтесь-лэпбук."
Лэпбук - это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на простоту, в ней содержатся все необходимые материа...

Мастер - класс:"Лэпбук. Изготовление лэпбука".
Мастер - класс познакомит педагогов с понятием "Лепбук", а также с процессом изготовления лэпбука....

Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме мастер-класса для детей и родителей, приуроченного к году Семьи, изготовления лэпбука «Моя семья»
Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме мастер-классадля детей и родителей, приуроченного к году Семьи, изготовления лэпбука «Моя семья» ...