Викторина "Знатоки природы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Пономарева

Систематизировать знания детей об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Муринский детский сад комбинированного вида № 5».

Конспект игры викторины «Знатоки природы»

для детей подготовительной группы.

Подготовила и провела:

 воспитатель группы № 12

Пономарева Т.А.

Цель:  Систематизировать знания детей об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные

Закрепить знания детей о животном мире, растениях, птицах, живой и неживой природе;

Расширять представление детей о многообразии природных объектов и явлений.

Развивающие: 

Развивать логическое мышление при отгадывание загадок;

Развивать память и воображение;

Развивать творческие способности детей;

Развивать быстроту реакции, находчивость, сообразительность, логическое мышление;

Развивать внимание, чувство коллективизма, наблюдательность, умение действовать сообща.

Воспитательные: 

Воспитывать взаимовыручку;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

Помогать и осознавать ценность совместной деятельности.

Действующие лица: Ведущий, кот Вопроскин, жюри.

Оборудование: Проектор, видеоматериал, мелодии, колокольчик, чемодан, плакаты с эмблемами команд, коробочка с кружочками красного и синего цвета единого размера и по одному большому кружочку красного и синего цвета – кружочки подобраны по количеству детей, оценочная ведомость,  столы - 2шт., стулья, конверты с эмблемами команд, картинки с изображениями зверей, квадратики из картона разных размеров, карандаши, разрезанные картинки с пейзажами, призы.

Ход мероприятий:

Ведущий: стоит у окна и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается.
- И ребята вокруг собираются.
- Станем рядышком, по кругу
- Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
- Нам здороваться ни лень:
- «Здравствуйте!» и «Добрый день!»
- Если каждый улыбнется
- Утро доброе начнётся.
- Ребята, давайте подарим свои улыбки нашим гостям! И дружно поздороваемся с ними!

- Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы совершить увлекательное путешествие в мир природы. Вовремя путешествия мы услышим и увидим много интересного о природе, о растениях и животных.
- Ребята, посмотрите, а кто это к нам спешит? А Вы простите, кто?

Кот Вопроскин:

Здравствуйте ребята! Я -  кот Вопроскин. Я давно хотел, с вами познакомится, с такими умными, начитанными и дружными ребятами. У меня накопилось очень много вопросов, на которые я не знаю ответов, вот целый чемодан.

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться,

А учиться и учиться! К. Мурзалиев

Кот Вопроскин: Ребята, я так хочу многое узнать о природе, и без вашей помощи мне никак не справится.  (Кот Вопроскин, передает чемодан с заданиями ведущему).

Ведущий: Как аккуратно кот Вопроскин сложил задания, сразу видно, любит чистоту и порядок.

- Ребята, вы готовы помочь Коту Вопроскину выполнить задания? А как вы думаете, вы сможете помочь Коту Вопроскину?

Ведущий:  Внимание ребята! Начинаем нашу викторину: «Знатоки природы».

- Послушайте, пожалуйста, правила игры:

- Командам в процессе игры нельзя подсказывать друг другу и перебивать своих товарищей;

-Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется ответить или даёт неверный ответ, то вопрос передается другой команде и на этот вопрос отвечает команда соперника;

-За каждый правильный ответ, жюри отмечает в оценочной ведомости. Критерии оцениваются по 5-ти бальной шкале;

-Задания выполняются двумя командами поочерёдно;

-Нужно быть внимательным и терпеливым.

Кот Вопроскин предлагает ребятам открыть коробочку:

- Здесь кружочки возьмите каждый по одному кружочку. Кто достал красный кружочек встает, на левую сторону, у кого желтый кружочек встает на правую сторону.

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, кому достался большой кружочек красного цвета? Ты будешь капитаном команды «Солнышко». Плакат вашей команды.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кому достался большой кружочек синего цвета? Ты будешь капитаном команды «Облачко». Плакат вашей команды.

Ведущий: Как и принято, в викторинах, каждая команда должна себя представить.

Команда «Солнышко», встает в круг, приветствие команды: «За ручки мы возьмемся. И встанем в тесный круг. Мы СОЛНЫШКО зовемся! И в каждой ручке друг!».

Команда «Облачко», приветствие команды «Капля по капле - целое море. Если мы вместе, нет у нас горя».

Ведущий: Ребята, желаю вам всем успеха.

Ведущий: Задание № 1. Разминка «Времена года».

Вопрос № 1. Отвечает команда «Солнышко».

Что наступает после зимы? (Весна)

Вопрос № 1. Отвечает команда «Облачко».

Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)

Вопрос № 2. Отвечает команда «Солнышко».

Самое жаркое время года. (Лето)

Вопрос № 2. Отвечает команда «Облачко».

Самый короткий месяц в году. (Февраль)

Вопрос № 3. Отвечает команда «Солнышко».

Снежное время года. (Зима)

Вопрос № 3. Отвечает команда «Облачко».

 В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

Вопрос № 4. Отвечает команда «Солнышко».

Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

Вопрос № 4. Отвечает команда «Облачко».

Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

Вопрос № 5. Отвечает команда «Солнышко».

Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи)

Вопрос № 5. Отвечает команда «Облачко».

В какое время года заяц бывает серым? (Летом)

Вопрос № 6. Отвечает команда «Солнышко».

Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

Вопрос № 6. Отвечает команда «Облачко».

Самый первый месяц года. (Январь)

Ведущий: Молодцы ребята, с разминкой справились великолепно!

Ведущий: Задание № 2. «Дома зверей»

Передает каждой команде по конверту с эмблемами команд, и предлагает достать содержимое из конверта. В каждом конверте изображения  зверей, различающихся по величине. Сами рисунки одинакового размера. Для зверей потребуются дома – дома нужно подобрать из листов бумаги разной величины.

Ведущий: Ребята послушайте, пожалуйста, правила игры:

- Разложите дома по порядку от большого к меньшему и расселите в дома зверей.

- Звери пошли погулять (перемешать картинки с изображениями зверей и отложить в сторону). На прогулке обезьянка вдруг вспомнила, что забыла дома банан. Ребята, помогите, пожалуйста, обезьянке найти свой домик. Для этого, нужно вспомнить в каком домике поселилась обезьянка.

Кот Вопроскин: Молодцы ребята! Справились с таким сложным заданием.

Ведущий: Задание № 3. Бывает – не бывает «Явления природы»

- Ребята, послушайте, пожалуйста, правила игры. Каждой команде будет описана ситуация. Вам нужно представить ситуацию, которую я вам опишу и ответить, бывает ли то, о чем идет речь. Если такая ситуация бывает, вы говорите «бывает». Если такой ситуации не бывает в нашей природе, вы говорите «не бывает». Помните, пожалуйста, если одна из команд ответит не верно, вопрос переходит к команде соперника.

Ситуация № 1. Отвечает команда «Солнышко».

«Соленая вода в реке?».

Ситуация № 1. Отвечает команда «Облачко».

 «Радуга после дождя?»

Ситуация № 2. Отвечает команда «Солнышко».

«Ледоход летом?»

Ситуация № 2. Отвечает команда «Облачко».

«Снег зимой?»

Ситуация № 3. Отвечает команда «Солнышко».

«Заморозки весной?».

Ситуация № 3. Отвечает команда «Облачко».

«Метель летом?»

Ситуация № 4. Отвечает команда «Солнышко».

«Зеленые листья зимой?».

Ситуация № 4. Отвечает команда «Облачко».

«Туча это большое темное облако?»

Ситуация № 5. Отвечает команда «Солнышко».

«Туман осенью?».

Ситуация № 5. Отвечает команда «Облачко».

«Гром и молния во время грозы?»

Ситуация № 6. Отвечает команда «Солнышко».

«Ночью на небе светит солнце?».

Ситуация № 6. Отвечает команда «Облачко».

«Ветер качает деревья?»

Кот Вопроскин: Ребята, как много вы всего знаете! С вами так интересно! Молодцы ребята!

Физминутка: «Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали, (Потянулись)

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)

Приседали, приседали, (Приседания)

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята, 

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся на стулья).

Ведущий: Задание № 4. Разрезные картинки «Пейзаж»

Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.

Кот Вопроскин: Молодцы ребята! А я так долго ломал голову над этими обрывками.

Ведущий: Задание № 5. Угадай животное «Повадки животных»

Под музыку дети одной команды изображают движения какого-либо животного (медведь, заяц, змея), а другая команда отгадывает. Затем команды меняются.

Кот Вопроскин: Молодцы ребята!

Ведущий: Задание № 6 Загадки «Угадай от кого объявление»

Кот Вопроскин: Ребята, я получил лесную газету. Но почему - то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

Ведущий: Объявление № 1. Отвечает команда «Солнышко».

Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)

Объявление № 1. Отвечает команда «Облачко».

Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)

Объявление № 2. Отвечает команда «Солнышко».

Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)

Объявление № 2. Отвечает команда «Облачко».

Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).

Кот Вопроскин: Вот как зашифровались, теперь я знаю, кто пишет эти объявления. Молодцы ребята!

Ведущий: Задание № 7. Хорошо – плохо

- Ребята, я буду говорить вам свои действия, а команды по очереди отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».

Отвечает команда «Солнышко». Если я приду в лесок и сорву ромашку?  (нет)

Отвечает команда «Облачко». Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Отвечает команда «Солнышко». Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Отвечает команда «Облачко». Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Отвечает команда «Солнышко». Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Отвечает команда «Облачко». Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Отвечает команда «Солнышко». Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Отвечает команда «Облачко». Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Кот Вопроскин: Молодцы ребята!

Ведущий: Задание № 8. Что на что похоже

Предлагаются картинки с изображениями объекта природы и изображения рукотворные.

-Ребята, вам нужно найти общее между объектами природы и предметами рукотворного мира и соединить линиями.

Кот Вопроскин: Интересно! Интересно! Как вы сможете определить! И правда похоже! Молодцы ребята!

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Ведущий: Задание № 9. Помечтаем. Ребята, давайте с вами помечтаем. Вам нужно представить себе описанную ситуацию, обсудить ситуацию с командой и капитан команды предложит три варианта ответа.

Отвечает команда «Солнышко». Ребята, представьте, что было бы, если бы животные умели разговаривать?

Отвечает команда «Облачко». Ребята, представьте, что было бы, если бы день поменялся с ночью?

Отвечает команда «Солнышко». Ребята, представьте, что было бы, если бы не было солнца?

Отвечает команда «Облачко». Ребята, представьте, что было бы, если бы не было воды?

Отвечает команда «Солнышко». Ребята, представьте, что было бы, если бы вы жили на другой планете?

Отвечает команда «Облачко». Ребята, представьте, что было бы, если бы вы умели летать?

Ведущий: Задание № 10. Путаница.

- Кот Вопроскин, перепутал все картинки с изображениями животных.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, задание. Вам нужно разобрать и сложить картинки животных, с левой стороны стола дикие животные, с правой стороны стола домашние животные.

Ведущий: Задание № 11. УгадайКа: «Животные, растения»

Отвечает команда «Солнышко». Самое длинношее животное. (Жираф)

Отвечает команда «Облачко». Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

Отвечает команда «Солнышко». Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда).

Отвечает команда «Облачко». Длинноухий трусишка. (Заяц)

Отвечает команда «Солнышко». Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)

Отвечает команда «Облачко». Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)

Отвечает команда «Солнышко». Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)

Отвечает команда «Облачко». Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)

Отвечает команда «Солнышко». У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)

Отвечает команда «Облачко». Полосатый родственник кошки. (Тигр)

Отвечает команда «Солнышко». Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)

Отвечает команда «Облачко». Самая большая ягода. (Арбуз)

Отвечает команда «Солнышко». Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)

Отвечает команда «Облачко». Цветок с белыми парашютиками. (Одуванчик)

Отвечает команда «Солнышко». Цветок со звенящим названием. (Колокольчик)

Отвечает команда «Облачко». Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)

Отвечает команда «Солнышко». Какие ягоды любит медведь? (Малину)

Отвечает команда «Облачко». Родственница елки. (Сосна)

Кот Вопроскин: Молодцы ребята! Как вы много всего знаете!

Ведущий: Ребята, вот и подошла наша викторина к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

- А вам было интересно?

- Давайте вспомним, какие вы выполняли задания и что вам больше всего понравилось?

- Какое задание показалось самым сложным?

- С каким заданием вам было легко справиться?

Ведущий:  Слово предоставляется членам жюри, которые подводят итоги соревнования, объявляют победителей, вручают им призы

Литература:

  1. «Чего на свете не бывает» Авторы: Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева, Н. Е. Веракса, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Л. И. Цеханская.
  2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова.
  3. «Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева.
  4. «Методические пособия для воспитателей» З.А. Михайлова
  5. «Рукотворный мир» О.В. Дыбина.
  6. «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» Е.М. Елизарова, Г.Н. Решетникова.
  7. «Зеленый дом» А.А. Плешаков.
  8. https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-doshkolnikov.html
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/12/trebovaniya-k-oformleniyu-viktoriny
  10. https://dettext.com/fizminutki/deti-utrom-rano-vstali/
  11. https://trepsy.net/world/?stat=4730
  12. https://socpedagog13.edurm.ru/posts/46794-otkrytoe-zanjatie-v-podgotovitelnoi-gruppe-buratino-idet-v-shkolu.html
  13. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-prirodovedcheskogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...