Методическая разработка музыкальной гостиной "Колокола России"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефимова Марина Станиславовна

Эта разработка будет полезна и интересна воспитателям подготовительной группы детского сада, а также учителям музыки в начальных классах. В ней в увлекательной и занимательной форме рассказано об истории колокольного дела на Руси, о видах колокольного звона от средних веков до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola_rossii.docx45.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                            18 УРОК (С)

Тема: Колокола России

Виды деятельности учащихся:  Выявить роль и место колоколов и колокольного звона

                                                           в истории и культуре России;

                                                           Познакомиться с основными видами колокольных

                                                           звонов, научиться различать их, давать им характе-

                                                           ристику;                                                          

                                                                  Содержание

СЛАЙД 1

Невозможно представить историю российского государства без колокольного звона.

Издревле колокола и колокольные звоны прочно занимали достойное место в бого-

служении Православной Церкви.

Но откуда же появилсь первые колокола? Каково их место в мировой культуре?

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности.

СЛАЙД 2  - Древний ассирийский колокольчик

Самый древний колокольчик в мире – это ассирийский колокольчик, найденный

на раскопках столицы ассирийского государства Ниневии.

СЛАЙД  3, 4, 5– Китайские колокольчики

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда он

по Великому Шелковому Пути  мог попасть в Европу. Доказательством является то,

что именно в Китае появилось первое бронзовое литье и там же при раскопках

были найдены самые древние колокольчики размером около 6 см.

Пользовались ими по-разному: вешали на шею лошадям или другим животным,

прикрепляли к одежде. Как вы думаете, зачем?

Колокольчики использовались как амулеты против злых духов.

Колокольчики применяли также в храмах при богослужении. Для этого использова-

лись целые наборы колокольчиков.

СЛАЙД 6 – Древнеримский колокольчик

Римляне применяли колокольчики для призыва прислуги и рабов, на военных сборах

и ими украшали колесницы при торжественных выездах триумфаторов.

Практически все древние колокольчики были небольшого размера.




                                                                     - 2 -                                                                        

СЛАЙД 7 – Средневековый колокол

16 веков протекло с тех пор, как в Европе впервые прозвенели колокола. Как уже

было сказано, вероятнее всего они попали туда по Великому Шелковому Пути.

Причем первоначально, колокола использовались только в бытовых целях.

Так, например, сигнал колокола в Бонне возвещал об уборке улиц, в Этампе (Франция)

последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк»: после него тушили

городские огни, а в Бовене существовал колокол, возвещающий и начала торговли

рыбой, он так и назывался «Торговка рыбой».

СЛАЙД 8 – Святой Павлин Милостивый епископ Ноланский ( 4в. н.э.)

Первое применение колоколов в христинаском богослужении связано с легендой

о святом Павлине, епископе Ноланском. Во сне он увидел ангела с букетом полевых

колокольчиков, издававших нежный звон. Проснувшись, епископ приказал отлить

подобные цветы из звонкого металла. Изготовлялись первые колокола из сплава

меди и олова. Правда, в прочную практику церковный колокольный звон вошел

только через 200 лет.

СЛАЙД 9 – Византийский колокол

В Византии колокола использовались при богослужениях довольно редко и большой

популярности не имели.

Тем не менее на Русь они пришли именно из Византии.

СЛАЙД 10, 11 – Древнерусский «Корсунский» колокол, колокольня Ивана Великого

Первые колокола появились в России в 10 столетии – со времени крещения Руси.

Как  первые храмы на Руси строились греческими мастерами, так и первые колокола

вывозились из пределов Византийской империи. Даже сейчас один из сохранившихся

на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле колоколов носит название

«Корсунского», как  перелитый из колокола, привезенного князем Владимиром из

Херсонеса Таврического.        

СЛАЙД 12, 13 – Древнерусский колокол в Суздале

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 12 века горо-

да Суздаля. Древнейшие русские колокола отливались небольшими, совершенно

гладкими и не имели надписей.

СЛАЙД 14 – Татаро-Монгольское нашествие

Татаро-монгольское нашествие  надолго прерывает этот вид мастерства в России.

В сказаниях русских летописей часто упоминаются  случаи гибели колоколов во время

захватов городов, так как колокольная бронза может расплавиться при температуре

                                                                                - 3 –

сильного пожара

ВИДЕОФАЙЛ – «Андрей Рублев. Эпизод «Колокол»

В знаменитом фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» очень ярко и пронзи-

тельно показано, как русский народ относился к церковным колоколам. В разорен-

ной стране многие секреты мастерства, в том числе и мастерства литья колоколов

были утеряны. Герою картины удалось найти в опустелой деревеньке мальчика,

который помнил этот секрет от отца.

СЛАЙД 15 – Колокольни Пскова

С первой трети 14 века начинается второй этап колокольной жизни России. Из Евро-

пы прибывают мастера – литейщики колоколов. В те времена Русь еще не располагала

собственным сырьем для получения колокольной бронзы. Материалы – медь и олово

привозили из-за границы.

Вместе с тем наряду с притоком мастеров колокольного литья из Западной  Европы,

на Руси создаются свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью

пользуется Псков. Заказчиками псковских колокололитейщиков выступают видные

политические деятели московского государтва, такие, как князь Андрей Курбский и

царь Иван Грозный, слывший знатоком колокольного звона.

СЛАЙД 16 – Большой колокол Новгорода

В 1530 году произошло событие, которое явилось ключевым для всего колокольного

дела России. Новгородский архиепископ свт. Макарий заказал колокол весом в

250 пудов (примерно 4000 кг). Таких размеров колокола были редкостью, и летопис-

цы отмечали это событие, как небывалое. В это же время появился и особый чин

освящения колоколов.

СЛАЙД 17 – Аристотель Фиораванти

Эпохой для всего колокольного дела явилась вторая половина 15 века, когда в Москву

прибыл  инженер и строитель Аристотель Фиораванти. Он устроил пушечный двор,

где лили пушки и колокола. Наряду с Аристотелем Фиораванти в Москву прибыли

мастера колокольного дела из Венеции. И в начале 16 века уже русские мастера

с успехом продолжили дело, начатое итальянцами, во многом опередив своих

учителей

ВИДЕОФАЙЛ – «Звонарь»

В 16 веке колокола звонили уже по всей Руси. Именно в России придумали способ

звонить в колокола, когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как в

Европе.

                                                                    - 4 –

СЛАЙД 18, 19, 20 – Большие  колокола 16 века

Именно такой способ позволил русским мастерам лить колокола огромных

размеров. Отношение к колоколу было в России было в высшей степени уважитель-

ным. Существовал специальный чин благословления колоколов. На колокола наноси-

ли памятные надписи, украшали изображениями святых. Часто колоколу присваивали

собственное имя.

СЛАЙД 21 – Колокол «Реут»

В 1602 году колокольный мастер Андрей Чохов отлил колокол «Реут» весом в 32000

Кг. Этот колокол пережил войну 1812 года, уцелел во время пожара Москвы и в наши

дни находится в Московском Кремле.

СЛАЙД 22, 23, 24, 25 – Царь Колокол

Особое место в мире колоколов  занимает  «Царь Колокол». Начиная с 16 века этот

колокол переливался несколько раз.  Каждый раз к его первоначальному весу прибав-

ляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 году в Москве у Колокольни Ивана

Великого.  Высота колокола 6 м, общий вес 201 тонна 924 кг.

Через два года колокол был отлит, но до весны 1735  года находился в

литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, Пожаром были  охвачены

и кремлевские здания. При тушении огня от сильного перепада температур  колокол

дал 11 трещин, от него откололся кусок весом в 11 тонн. Колокол стал негоден к при-

менению.  Лишь в 1834 году о нем вспомнили и поставили на гранитный пьедестал

под колокольней.

С художественной стороны «Царь Колокол» великолепно украшен. Его стены укра-

шают изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.

Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхние и

нижние литые полоски на колоколе украшают пальмовые листья.

СЛАЙД 26 – «Большой Успенский колокол»

Традицию давать личные имена колоколам продолжили и в 19 веке. В царствование

Николая Второго был отлит «Большой Успенский колокол». Самый большой из

ныне действующих колоколов в России.

СЛАЙД 27 – Колокол «Благовестник»

Александр 2 пожертвовал Соловецкому монастырю колокол, именуемый «Благовест-

ник» На этом колоколе было изображено целое историческое событие – Крымская

война  в прозе и в картинках. Монастырь в 1854 году подвергся  жесточайшему

                                                                               - 5 –

обстрелу английского флота. За 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов

и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были изображены на колоколе.

Панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот , изображения

Богородицы и соловецких чудотворцев.

СЛАЙД 28 – Углич

Отношение к колоколу, как к живому существу выражалось и в другом.

Колокол мог и провиниться. Например, созвать народ на бунт. Тогда его могли и

посечь, и в ссылку отправить. Так произошло с колоколом в Угличе. Когда был убит

царевич Димитрий, на колокольне ударили в набат. Набатный колокол по повелению

царя Бориса Годунова был сослан в Сибирь, на берега Иртыша. За то что он поднял

тревогу.

СЛАЙД 29 – Ссыльный колокол в Тобольске

Тащили его волоком через всю страну, через снега и бездорожье ссыльные угличане.

Многие не выдерживали, мертвых заменяли живые. Но и с вырванным языком

колокол гудел чугунным голосом, ударяясь об оледенелую землю. Тревожный его

голос передавался на тысячи верст. Ссыльный колокол доставили в Тобольск.

Он не сохранился из-за городского пожара. В память об этом колоколе в наши дни

выплавили новый.

СЛАЙД 30 – Устройство колокола

Давайте рассмотрим устройство колокола.

Почему говорят, что русский колокол подобен человеку?

Под запись:

Части колокола соответствуют человеческим органам.  Верхняя часть его называется

голова или корона,  отверстия в ней – уши, далее – шейка, плечи, пояс, юбка.

Внутри колокола подвешивался металлический стержень – язык – с утолщением

на конце (яблоком), которым били по краю колокола (он назывался губой).

Украшение колокола включает в себя такие элементы как: рельефные иконы,

надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись содержит информацию о времени литья колокола, имена масте-

ра и заказчика, слова молитвы.

После революции в 30-е годы множество колоколов было уничтожено. Колокола

срывали с колоколен, разбивали, отправляли на переплавку. Колокола Данилова

монастыря в Москве были проданы Гарвардскому университету и возвращены

монастырю только в наши дни.

                                                                 - 6 –

СЛАЙД 31 – Современные колокола Храма Христа Спасителя

В наши дни искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По бла-

гословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2 был

учрежден фонд    «Колокола России». В их мастерских отливаются колокола от 5 кг

до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для Храма Христа

Спасителя в Москве.            

А теперь, познакомившись с историей колокольного дела в России, давайте познако-

мимся  с видами звонов колоколов.

АУДИОФАЙЛ 1 – Набат

Тревожные сигналы о бедствии, частые удары одного колокола.

По поводу каких событий может звучать этот звон?

АУДИОФАЙЛ 2 – Благовест

Равномерный звон в один колокол.

Что он означает?

Радостную весть.

АУДИОФАЙЛ  3 – Трезвон

Церковный звон во все колокола. Праздничный звон.

СЛАЙД 32 – Портрет М.И. Глинки

Русские композиторы часто вводили колокола в свои произведения. В качестве при-

мера:  опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эпилог 1612 год.

Фрагмент оперы называется «Славься!» Кого же славит хор в этом эпизоде?

АУДИОФАЙЛ  4 – Глинка «Славься!»

В Москве на Красной площади народ празднует победу над польскими захватчиками,

славит родную землю  и всех погибших героев, всех воинов во главе с Мининым и

Пожарским, отстоявших свободу России.

В каком темпе звучала музыка? Какой характер был этого произведения?

Несмотря на довольно быстрое движение, музыка хора величава и торжественна,

и это придает ей черты гимна.

Для чего же композитор ввел в оперу колокольный звон?

СЛАЙД 33 – Портрет С.В.Рахманинова

Композитор С.В.Рахманинов написал сюиту-фантазию для двух фортепиано «Светлый

праздник»

АУДИОФАЙЛ 5 – Рахманинов «Светлый праздник»

                                                               -  7

Что означает название сюиты? Какой праздник мы называем «Светлым»?

Как музыка отражает название этого произведения?

Звучат 2 фортепиано. Почему же этот пример использован на уроке, посвященному

колоколам?  Какой вид колокольного звона имитирует здесь звучание фортепиано?

СЛАЙД 34 – Левитан «Вечерний звон»

Звучание  колоколов вдохновляло не только композиторов, но и художников.

Рассмотрим картину Исаака Левитана «Вечерний звон».  

Почему картина так называется?

Какой колорит у этой картины? Какое настроение у этого пейзажа?

Величественная река, извиваясь, уходит вдаль. На ее берегу расположился красивый

белокаменный монастырь, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный

густой рощей.

По вечернему небу плывут оранжево-фиолетовые облака. Тихое вечернее время,

смирение и покой благодатно дополняет вечерний звон, доносящийся из монастыря.

Картина рождает ощущение «душевного покоя».

А какие художественные произведения, связанные с темой колоколов знаете вы?

Итог:

 Что нового мы узнали об истории колоколов в мире и в России?

Какое значение для религиозной жизни в России имеют колокола?

Почему образ колокола часто вдохновлял композиторов( и не только их) на создание

художественных  произведений, связанных с историей нашей страны?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год

Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться  более эмоционально и ярко....

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...

Методическая разработка музыкального досуга «Котик в гости к нам пришёл» в средней группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Вашему вниманию представлены конспекты музыкальных занятий в средней и старшей группах, с использыванием всех видов музыкальной деятельсти. Занятие в средней группе представленно темой"Котик в го...

Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...

Сценарий методической разработки музыкального праздника "Колокола России"

Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям МБДОУ. В нем доступно и интересно для детей 6-7 лет рассказывается история колокольного мастерства на Руси, объясняется, почему колокольный з...