Консультация для педагогов.Развитие речевой активности
консультация по развитию речи
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема : «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель
Стас С. М.
2020-2021г.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.
Какова же причина таких изменений?
Проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.
Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Особенностью современных детей:
- трудно сконцентрировать свое внимание,
- отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.
- многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.
К сожалению, большинство детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Логоритмика
Технологии обучения образной речи:
-Технология обучения детей составлению сравнений
-Технология обучения составлению метафор
-Технология обучения составлению загадок
-Технология ТРИЗ
- Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок)
- Минидраматизация, инсценировка
- Мнемотехника
- Технология синквейна
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Технологии обучения образной речи включает в себя
1 технологию обучения составлению сравнений
2 технологию обучения составлению метафор
3 технологию обучения составления загадок.
Сравнивая предметы по форме, велечине,цвету и другим признакам и характеристикам дети развивают , в первую очередь образное мышление, воображение , увеличивают словарный запас.
Игры-драматизации, инсценировки
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе .
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов: · текст реалистического характера;
· текст фантастического характера. Отсюда вытекает
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
· Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
· Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
· Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
· Обучение преодолению страхов и трудностей
. · Развитие способности к грамотному выражению эмоций. Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
· «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
· «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
· «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
· «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
с детьми дошкольного возраста.
Технология синквейна
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Пример синквейна «Наша группа».
Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры синквейна
Выводы о синквейне:
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов с презентацией и участием воспитателей....
Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...
Консультация для педагогов: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ»
Консультация для педагогов: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕР...
Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
Материал для педагогов ДОО...
Консультация для педагогов «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста».
В материале даны рекомендации по развитию речевой активности детей дошкольного возраста....
Проект по самообразованию педагога "«Развитие познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".К.Д.УшинскийРечь традиционно рассм...
Консультация для педагогов «Развитие познавательно – речевых способностей у дошкольников с применением метода «дидактический синквейн»
Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызвал у меня необход...