"Жавороночки весну кличат"
материал (старшая группа)

Наталья Викторовна Горбунова

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_gorbunova.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Березка»

Методическая разработка образовательной деятельности

Развлечение

"Жавороночки весну

кличут"

Подготовила:

Горбунова Н.В.

воспитатель высшая

квалификационная категория

Инжавино, 2021 г.

Актуальность:  народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа и представляют огромное поле деятельности в работе с детьми.   Без знания основ народной жизни, родного фольклора, невозможно воспитать в детях интерес и уважение к культуре. Русские народные праздники позволяют познакомить с народным фольклором, приобщить воспитанников к культуре и традициям родного края, углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям. Народные праздники закреплены в народном сознании и современные дети должны о них знать, потому что в их основе всегда были заложены воспитательные функции.  

 Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Педагогическая находка: народные праздники (развлечения) - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Они направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в праздниках (развлечениях), дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.  

           Оборудование: ноутбук, проектор для медиа - презентации, звуковая аппаратура.

Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках  

 Задачи:

  1. познакомить детей с традициями и историей проведения   праздника«Жаворонки»        
    2.      развивать речь, движения, мелкую моторику, музыкальные способности ребенка через различные формы народного фольклора;
    3.      воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.

  Ход занятия:

(Праздник дня весеннего равноденствия 22 марта)

          Предварительная работа: изготовление фигурок птиц из теста, глины или бумаги, костюмов для Зимы и Весны. Разучивание стихов и музыкальных номеров.

          Дети рассаживаются вдоль стен комнаты. Звучит мелодия песни "Как на тоненький ледок".

          Ведущий. Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывания вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расстаться с белым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

               1-й  ребенок.

          Благослови, мати, весну закликати,

          Весну закликати, зиму провожати.

          Пусть зима уходит впрок,

          Весну пустит на порог.

               2-й  ребенок.

          Весна, весна, проснись со сна!

          А ты, зима, ступай за моря,

          Надоела ты нам, наскучила,

          Наши рученьки приморозила.

               3-й  ребенок.

          Нам, зима, ты надоела

          И весь хлеб у нас поела,

          Все дрова у нас пожгла,

          С крыш солому унесла.

          Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

               4-й  ребенок.

          Мороз - Красный нос,

          Вот тебе хлеб и овес,

          А теперь убирайся

          Подобру-поздорову.

          Ведущий. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

          Показ инсценировки "Разговор Зимы и Весны".

          Входят две девочки: Зима одета старухой, Весна - красивой девушкой.

                    Ведущий.  С весной зимушка повстречалася,

                             О здоровьице все справлялася.

          Весна.       Ой, здорова будь, зима снежная!

          Зима.        Бью челом тебе, весна теплая.

                             Расскажи ты мне без утайки:

                             Почему тебя величают все,

                             Меня, зимушку, проклинают все?

          Весна.        Потому что ты больно лютая,

                             И холодная, и голодная.

                             Я же теплая да приветная.

                             Все луга и леса орошаю я,

                             Все луга и леса оживляю я.

                             Побыла ты, зима, в гостях у людей.

                             Не пора ли тебе уходить из гостей?

                5-й  ребенок.

          Выгляни, солнышко, из-за горы.

          Выгляни, красное, до вешней поры.

          Видело ль ты, солнышко, девицу-весну,

          Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?

          Как она, лютая, от весны ушла,

          В мешке стужу несла,

          Холод на землю трясла.

          Ведущий. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года - споем для нее русскую народную песню  "Весняночка".

           Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Попрощаемся с Зимой, помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.

        Зима уходит, Весна занимает предложенное ей место.

               6-й  ребенок.

          Снег теперь уже не тот,

          Потемнел он в поле,

          На озерах треснул лед,

          Будто раскололи.

          Все чернее с каждым днем

          Стежки и дорожки,

          И на вербах серебром

          Светятся сережки.   (С.Маршак)

               7-й  ребенок.

          Зима недаром злится,

          Прошла ее пора -

          Весна в окно стучится

          И гонит со двора.

          И все засуетилось,

          Все нудит зиму вон -

          И жаворонки в небе

          Уж подняли трезвон.   (Ф.Тютчев)

          Ведущий. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. "Сорок сороков птиц летят, весну несут", - говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.

          Весна. Сбирались птицы, сбирались певчи

                      Стадами, стадами.

                      Садились птицы, садились певчи

                      Рядами, рядами.

                      А ну, угадайте, что это за птицы были.

            1. Черный, проворный, кричит "крак!", червякам враг. (Грач)

            2. Спереди у птички шильце,

                Позади у птички вильце,

                Сама птичка мала,

                А за морем была.   (Ласточка)

            3. Села птичка на суку и поет "Ку-ку, ку-ку". (Кукушка)

          Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетанье жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.

Звучит в записи фрагмент пьесы П.И.Чайковского "Песня жаворонка".

          Ведущий. А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек жаворонков, пекли их, мазали их сладким и душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали их. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели специальные песенки-заклички: закликали, т.е. Звали-зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку-закличку.

              Дети берут по жаворонку и поют

                         "Песенку-закличку"

               8-й  ребенок.

          Жаворонки, прилетите,

          Красну весну принесите.

          Принесите весну

          На своем хвосту,

          На сохе, бороне,

          На овсяном снопе.

               9-й  ребенок.

          Жаворонок, жаворонок!

          Возьми себе зиму,

          А нам отдай весну.

          Возьми себе сани,

          А нам дай телегу.

          Ведущий. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто какое-то холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.

               10-й  ребенок.

          Птица-ключница,

          Прилети к нам из-за моря,

          Принеси нам два ключа,

          Два ключа золотые.

          Отомкни весну теплую,

          Замкни зиму холодную.

          Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнечного божества и символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.

          Дети исполняют хороводную песню с движениями

                            "Земелюшка-чернозем".

          Ведущий. А сейчас вы увидите в хороводе и другие его элементы - "змейку", "улитку", "гребень".

Исполняются хороводные движения под пение песни "В темном лесе".

          Ведущий. Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку - повторяйте за мной каждую ее строчку.    

          Прийди, весна, прийди, красна!

          Со льном высоким,

          С корнем глубоким,

          С хлебом обильным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жавороночки весну кличут

Фольклорный праздник дня весеннего равноденствия 22 марта...

Занятие по ФГТ "Жавороночки весну кличут"

НОД предназначено для детей старшего возраста 6-7 лет ознакомление с окружающим...

Мастер-класс для родителей «Жавороночки»

Цель:Обучить участников мастер-класса изготовлению птицы из ткани.Задачи:- обучить практическим приемам изготовления птицы «Жаворонок»- способствовать сближению детей и родителей в совместном творческ...

Творческая мастерская с участием родителей "Жаворонки весну кличат"

Конспект совместной с родителями и детьми 2 младшей «Б» группы творческой мастерской «Жаворонки весну кличут» Цель: приобщение детей и родителей к истокам русской культуры, ее традициям и обычаям...

Жаворонки-жавороночки.

Жаворонки из соленого теста....

КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 лет в подготовительной к школе группе на тему "Жаворонки-жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное»

КОНСПЕКТинтегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитаниюс детьми 6-7 лет в подготовительной к школе группе на тему "Жаворонки-жавороночки! Прилетите к на...