"Жавороночки весну кличат"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Березка»
Методическая разработка образовательной деятельности
Развлечение
"Жавороночки весну
кличут"
Подготовила:
Горбунова Н.В.
воспитатель высшая
квалификационная категория
Инжавино, 2021 г.
Актуальность: народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа и представляют огромное поле деятельности в работе с детьми. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, невозможно воспитать в детях интерес и уважение к культуре. Русские народные праздники позволяют познакомить с народным фольклором, приобщить воспитанников к культуре и традициям родного края, углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям. Народные праздники закреплены в народном сознании и современные дети должны о них знать, потому что в их основе всегда были заложены воспитательные функции.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Педагогическая находка: народные праздники (развлечения) - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Они направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в праздниках (развлечениях), дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.
Оборудование: ноутбук, проектор для медиа - презентации, звуковая аппаратура.
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках
Задачи:
- познакомить детей с традициями и историей проведения праздника«Жаворонки»
2. развивать речь, движения, мелкую моторику, музыкальные способности ребенка через различные формы народного фольклора;
3. воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.
Ход занятия:
(Праздник дня весеннего равноденствия 22 марта)
Предварительная работа: изготовление фигурок птиц из теста, глины или бумаги, костюмов для Зимы и Весны. Разучивание стихов и музыкальных номеров.
Дети рассаживаются вдоль стен комнаты. Звучит мелодия песни "Как на тоненький ледок".
Ведущий. Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывания вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расстаться с белым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.
1-й ребенок.
Благослови, мати, весну закликати,
Весну закликати, зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог.
2-й ребенок.
Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.
3-й ребенок.
Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ребенок.
Мороз - Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.
Ведущий. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки "Разговор Зимы и Весны".
Входят две девочки: Зима одета старухой, Весна - красивой девушкой.
Ведущий. С весной зимушка повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна. Ой, здорова будь, зима снежная!
Зима. Бью челом тебе, весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня, зимушку, проклинают все?
Весна. Потому что ты больно лютая,
И холодная, и голодная.
Я же теплая да приветная.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, зима, в гостях у людей.
Не пора ли тебе уходить из гостей?
5-й ребенок.
Выгляни, солнышко, из-за горы.
Выгляни, красное, до вешней поры.
Видело ль ты, солнышко, девицу-весну,
Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?
Как она, лютая, от весны ушла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла.
Ведущий. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года - споем для нее русскую народную песню "Весняночка".
Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Попрощаемся с Зимой, помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.
Зима уходит, Весна занимает предложенное ей место.
6-й ребенок.
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки. (С.Маршак)
7-й ребенок.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. (Ф.Тютчев)
Ведущий. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. "Сорок сороков птиц летят, весну несут", - говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.
Весна. Сбирались птицы, сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы, садились певчи
Рядами, рядами.
А ну, угадайте, что это за птицы были.
1. Черный, проворный, кричит "крак!", червякам враг. (Грач)
2. Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце,
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка)
3. Села птичка на суку и поет "Ку-ку, ку-ку". (Кукушка)
Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетанье жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.
Звучит в записи фрагмент пьесы П.И.Чайковского "Песня жаворонка".
Ведущий. А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек жаворонков, пекли их, мазали их сладким и душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали их. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели специальные песенки-заклички: закликали, т.е. Звали-зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку-закличку.
Дети берут по жаворонку и поют
"Песенку-закличку"
8-й ребенок.
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
9-й ребенок.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам дай телегу.
Ведущий. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто какое-то холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.
10-й ребенок.
Птица-ключница,
Прилети к нам из-за моря,
Принеси нам два ключа,
Два ключа золотые.
Отомкни весну теплую,
Замкни зиму холодную.
Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнечного божества и символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.
Дети исполняют хороводную песню с движениями
"Земелюшка-чернозем".
Ведущий. А сейчас вы увидите в хороводе и другие его элементы - "змейку", "улитку", "гребень".
Исполняются хороводные движения под пение песни "В темном лесе".
Ведущий. Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку - повторяйте за мной каждую ее строчку.
Прийди, весна, прийди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Жавороночки весну кличут
Фольклорный праздник дня весеннего равноденствия 22 марта...
Занятие по ФГТ "Жавороночки весну кличут"
НОД предназначено для детей старшего возраста 6-7 лет ознакомление с окружающим...
Мастер-класс для родителей «Жавороночки»
Цель:Обучить участников мастер-класса изготовлению птицы из ткани.Задачи:- обучить практическим приемам изготовления птицы «Жаворонок»- способствовать сближению детей и родителей в совместном творческ...
Творческая мастерская с участием родителей "Жаворонки весну кличат"
Конспект совместной с родителями и детьми 2 младшей «Б» группы творческой мастерской «Жаворонки весну кличут» Цель: приобщение детей и родителей к истокам русской культуры, ее традициям и обычаям...
Жаворонки-жавороночки.
Жаворонки из соленого теста....
КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 лет в подготовительной к школе группе на тему "Жаворонки-жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное»
КОНСПЕКТинтегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитаниюс детьми 6-7 лет в подготовительной к школе группе на тему "Жаворонки-жавороночки! Прилетите к на...